Стихи 1924 г.
Весна республики
Неистовый бронепоезд
Стихи 1925 г.
Весна-уборщица
Ночь на 25-е
Фруктовая весна предместий
Стихи 1926 г.
Вино
Стихи 1930 г.
А мир творился
Стихи 1931 г.
Дождь
Стихи 1932 г.
Краснофлотская
Стихи 1934 г.
Кладбище паровозов
Стихи 1935 г.
Керчь
Мастерство
«Невозможно на вас сердиться...»
Стихи 1937 г.
Южный берег
Стихи 1940 г.
Ехеgi monumentum
Стихи 1941 г.
Дезертир
Киев
Стихи 1942 г.
На переднем крае обороны
Стихи 1945 г.
«Как воздух чист!...»
«Мой отец...»
Стихи 1952 г.
Счастье
Стихи 1955 г.
Вся ли нами страна замечена
«Суровый Дант не презирал сонета...»
Стихи 1959 г.
«Есть такая сторона...»
Украина глухо волновалась
Стихи 1961 г.
Лирика
П. Г. Тычине
Стихи 1962 г.
«В пространство мировое посылаем...»
Стихи 1965 г.
Памяти М. А. Светлова
«Уже кончается июнь...»
«Я не философ...»
Стихи 1967 г.
«Я рифмы не боюсь глагольной...»
Стихи 1968 г.
Поэзия
Стихи 1971 г.
Остров Ушакова
Стихи 1973 г.
После больницы

Николай Ушаков

Ушаков Николай Николаевич (25 мая (6 июня) 1899, г. Ростов, Россия — 17 ноября 1973, г. Киев, УССР) — русский советский поэт, писатель, лауреат премии Украины имени Т. Шевченко, переводчик.

Николай Николаевич родился в городе Ростов в Ярославской губернии 6 июня 1899 года. Отец поэта был артиллерийским офицером. Мать Николая умерла рано, когда сыну исполнилось четыре года. В детстве Ушаков жил в доме своей бабки в Ярославской губернии. В семействе Ушаковых бытовали многие семейные предания о деде, прадедах и бабке. Находясь в чине поручика, дед Николая был приговорен к смертной казни за пропаганду вольнодумных идей среди рабочих. Но впоследствии ему пришлось долгое время пробыть в ссылке, когда расстрел заменили более снисходительным наказанием. Один прадед семейства славился громкими победами в Бородинском сражении, а другой некогда находился в сношениях с участниками декабристского сражения, так же, как и первый прадед, был героем войны с Наполеоном в 1812 году. Бабка Николая принадлежала к старинному дворянскому роду Трубецких.

В 1908 году Ушакова отправили в Киев. Вместе с мальчиком в древний город поехал его дед. Ушаков поступил в первую киевскую гимназию. Учился Николай хорошо, проявлял прилежание и способности ко многим дисциплинам. Окончил гимназию Ушаков с золотой медалью. В 1924 году будущий поэт поступил в Институт народного хозяйства в Киеве. Он учился на будущего правоведа.

Свой творческий путь Николай Николаевич начинал в газете в Киеве. Здесь он исполнял обязанности кинорецензента. Кинематограф давно привлекал молодого человека, так, что тот даже предпринимал попытки собственноручно создавать сценарии. По одной из написанных работ начали снимать кинематографическую ленту, но съемки так и не были завершены. В это время Ушаков сотрудничал в «Синей блузе». Он много писал стихотворений, отрабатывал мастерство поэтического языка, создавал пьесы и фельетоны в стихотворной форме.

Исследователи отмечают, что первое опубликованное произведение Ушакова относится к 1923 году. В киевском издании «Пролетарская правда» появилось стихотворение «Россия». Литературный стаж Ушаков был сравнительно мал, тем не менее, ему уже было разрешено читать лекции по поэтике. Николай Николаевич сотрудничал в «Студии художественного слова», где просвещал юных литераторов. В конце двадцатых годов он возглавлял литературную группу в киевском Доме печати. Деятельность Ушакова в нем была непродолжительной - продлилась до начала тридцатых годов.

Николай Николаевич входил в группу молодых литераторов «Майна», но впоследствии его литературная позиция разошлась с принципами этого литературного объединения. Ушаков объявил себя конструктивистом. Исследователи, тем не менее, отмечают формальный характер связи Ушакова с конструктивистским направлением того времени. Лирике его больше близки влияния Пастернака, акмеистская традиция, поэзия Асеева.

В 1927 году появилась в печати знаменитая книга Ушакова под названием «Весна Республики». В своих поэтических трудах из сборника он размышлял о собственном творчестве и литературной обстановке в стране, о революции и человеке в ее контексте, а также о природе. Ушакова называли певцом техники социализма. В книге есть стихотворение под названием «Кладбище паровозов». Николай Николаевич показывает живописность мест покоя старых машин. Поэт рисует картины аэропланов, громадных турбин в своих стихотворениях. Он описывает образы мотоциклета, паровозов, бронепоезда. Кустодиев Б.М. призывал молодых поэтов обращать внимание на художественный мотив красоты социалистической техники. Ушаков изображает кладбище, которое захватывает Пост-Волынский и Святошин. Здесь лежит не просто груда металла, а достижения индустриальной страны, которая становится на путь восстановления. Мощь и героизм людей, рабочих, которые создают технику для своей Родины, расхваливается в стихах Ушакова. Жизнь машин со временем подходит к концу, как и жизнь человека.

В своих ранних поэтических начинаниях Ушаков сблизился с творцами ОСТа, с лиризмом Лучишкина и Лабаса, которые созвадали эпические полотна нового созидающего мира со всеми его аэропланами, дирижаблями и длинной железной дорогой. Элементы индустриального мира захватывают пространство у природы, соседствуя с зелеными деревьями и голубизной неба.

Перед изданием своего сборника Ушаков отправлял свои работы в некоторые московские издания, такие как «Молодая гвардия», «Новый ЛЕФ», «Комсомольская правда», «Новый мир». В столичной прессе поэт получил положительные оценки от критики. Ушаков много работал в это время над созданием других сборников поэзии. Книга стихов «Горячий цех» вышла в 1933 году. Одновременно Николай Николаевич выпустил сборник «Календарь». В 1935 году в печати появилась книга стихотворений Ушакова «Мир для нас». Еще в 1931 году появилась книга «ЗО стихотворений» авторства Ушакова. В сборниках тематика произведений поэта была расширена. Николай Николаевич обращается к теме февральской революции 1905 года, затрагивает также тему гражданской войны, искусства Запада. Тема природы входит в поэзию раннего Ушакова все шире и свободнее. Она не противопоставляется в стихотворениях миру индустриализации, а сочетается с ним органически в одно большое целое.

Ушаков постепенно избавился от влияния современной поэзии и нашел себя в поэзии классической: лирике Пушкина, Тютчева. Это притом, что ранние стихотворения его представляли собой лишь пародию на поэзию великих классиков. Русская классическая поэзия осваивается Ушаковым уже премного органичнее.

Поэт много путешествовал по родной стране и впоследствии выразил свои впечатления от поездок в книгах «Путешествия» и «Новые путешествия». Издания состояли из очерковых работ. Одна книга вышла в 1940 году, а вторая – в 1948. Ушаков много вобрал в себя, как поэта, от Пастернака. В его поэзии исследователи отмечают лирическую многоплановость, естественное введение неологизмов в лирическую ткань, неожиданность ассоциаций, использование прозаизмов, разработку интонационной структуры стиха. Поэт обращается к реалистическому описанию мелких деталей, стремится к афористической краткости. Тем не менее, в более поздних его стихах ощущается творческая зависимость, исчерпанность приемов, начавшееся самоповторение. Некоторые из лирических творений Ушакова обладают излишней литературной усложненностью, представляют собой переплетение неорганичных импрессионистических деталей. Стихотворения поэта изобилуют нарочитыми литературными намеками, цитатами, ассоциациями.

В период с 1960 по 1970 году Ушаков работал над «Повестью быстротекущих лет», в которой он раскрывал историю родного города Киева. В 1965 году он написал автобиографический роман под названием «Вдоль горячего асфальта». В это время поэт постоянно публиковался в русскоязычных газетах и журналах УССР. Вышли его поэтические сборники «Северное сияние» в 1947 году и «Веснодворец» в 1962. В 60-х – 70-х годах поэт работал над книгой стихотворений «Теодолит». В 1967 году книга увидела свет. В 1970 году Ушаков издал поэтических сборник «Я рифмы не боюсь глагольной».

Ушаков пробовал себя в прозе, а также проявлял неплохие способности в переводческой деятельности. Николай Николаевич много работал с текстами украинских поэтов. Переводил стихотворения Леси Украинки, Ивана Франко, Михаила Коцюбинского. В конце 30-х, а также в период с конца 40-х – середины 50-х Ушаков занимался редакторской деятельностью, в частности, работал над изданиями на русском языке Тараса Шевченко, Михаила Коцюбинского.

В 1973 году Николай Николаевич был удостоен премии имени Тараса Шевченко. Награда была присуждена поэту за книги стихотворений «Мои глаза», «Я рифмы не боюсь глагольной» и достижения в области переводов украинских поэтов. Премию основали Постановлением Совета Министров УССР в 1961 году. Республиканской премией имени Шевченко награждались видные деятели культуры, литературы, кинематографа, драматического искусства и литературы. Премии были удостоены Тычина, Гончар. С 1969 года награда стала называться «Государственной премией УССР имени Шевченко», а с 2000 года она была переименована в «Национальную премию Украины имени Т. Шевченко». На сегодняшний день она имеет наивысший статус награды в Украине. В 2010 году награду вручали в Каневе, где был похоронен поэт Шевченко.

Среди причин, почему Ушаков не стал известным русским поэтом, выделяется тот факт, что жизнь его прошла не в столичных кругах, а в периферийном городе Киеве. Для русской поэзии всегда была характерна некоторая трагичность. Жизнь Николая Николаевича была сравнительно простой, без жизненных драм и трудных ситуаций. Высокий драматизм судьбы поэта всегда считался «хорошим тоном». Именно поэтому среди литераторов современности Ушакова его личность выделялась слабо. Тем не менее, в своих кругах и, особенно, в Украине поэт Ушаков был очень популярным. Многие строчки из его поэтических творений уходили в народ. Например, из его стихотворения «Вино» стала крылатой фраза «Чем продолжительней молчанье, тем удивительнее речь».

Поэтическая личность Ушакова была сформирована в контексте научной и художественной, поэтической культуры. Поэт увлекался геологией и минералогией, а на художественную манеру Ушакова оказал влияние поэт Фет. Социологизация предмета своей поэзии, «натурально-техническая» философия технизации природы и придания природных черт технике, то есть синтез этих вещей, создает в стихах поэта иллюзию реализации полного выражения неизъяснимого, которая основана на оживлении неживого.


Поэтический язык поэта логически и синтаксически афористичен и дефиниционен. Тем не менее, художественное описание уводит поэта от решения важных задач познания метафизического в физическом, бессмертного в смертном, слабого в сильном и т.д. Поэтическая философия соединения созидательной мощи природы с разрушительными силами цивилизации превратилась в утопическую. Именно поэтому она не в состоянии бороться с «лжеконцептуальностью» советской поэзии. Поэтическая свобода Ушакова в этом отношении условна. Эстетический сценарий, по которому он реализуется, как поэт, оказывается типовым и тупиковым для других поэтов: естественное поэтическое выражение было заменено прагматикой искусственного стихотворного изображения. В эстетике такой индустриальной поэзии к середине 50-х гг. 20 столетия исчезает этическое наполнение. 


Ушаков переводил не только украинских поэтов. Западная поэзия занимала серьезный пласт его переводных трудов. Николай Николаевич много работал над текстами Ленау и Гейне. Переводил он также кавказских и азиатских поэтов, например, с осетинского языка поэзию Хетагурова и с узбекского лирику Мукими. Множество переводов были сделаны Ушаковым из лезгинских, монгольских, казахских, армянских, еврейских, венгерских поэтов.

Вклад его в культуру Украины и России огромен. Ушаков относился к наставникам многих поэтов Украины. Творчество выдающихся украинских лириков было адаптировано для русских читателей. Ушаков переводил на русский язык не только украинскую поэзию, но и прозаические произведения. Он также занимался публицистикой, писал статьи по литературе, искусству перевода и поэтическому мастерству.

Николай Николаевич родился в тот же день, что и классик русской поэзии Пушкин. Именно пушкинская лирика впоследствии стала для поэта образцом для подражания.

В книге, выпущенной в 1968 году, «Теодолит» присутствует грустная откровенность автора, покоряющая нежность и точность поэтического образа. Она стала настольным изданием для многих деятелей культуры того времени. В «Литературной газете» впоследствии появилась рецензия на сборник Ушакова, в которой критик с теплотой отзывается об искусности поэзии Николая Николаевича. Его творчество отличалось высочайшей культурой, беспредельным простором мысли и строгой лаконичностью. Лестно отзывался об Ушакове Твардовский. Он называл поэта «Мастером» и любил цитировать его стихи. Это притом, что поездки Николая Николаевича в столицу были крайне редки.

Поэт умер 17 ноября ночью 1973 года в родном городе Киеве. Несмотря на то, что фактическим местом его рождения был Ростов, столица Украины представляла собой родину его творческой жизни. Именно поэтому именно Киев Николай Николаевич считал родным. Украину при жизни он описывал с особой любовью. Благодаря ярко выраженному своеобразию поэтической манеры поэт всегда восхищался родным городом и Украиной в своих творениях наиболее красочно.

Ушакова похоронили на Байковом кладбище. Его надгробный памятник представляет собой мраморную плиту в виде книги. Над мемориалом работал архитектор Подгородецкий Н.Д.. В честь выдающегося поэта в Киеве власти назвали улицу именем Ушакова. Мемориальная доска поэта была открыта в 1975 году. Над ней трудились скульптор Копайгоренко И. Н. и архитектор Игнащенко А.Ф.

Литературный фонд Ушакова включает работы: "Лето" (1928 г.), "Самое простое", "30 стихотворений", "Скорый поезд" (1931 г.), "Повести. Пятая книга стихов", "Горячий цех", "Календарь" (1933 г.), "Избранные стихотворения", "Мир для нас" (1935 г.), "Избранные стихи", "Киев" (1936 г.), "Земляки" (1937 г.), "Восток и Запад", "Путешествия" (1940 г.), "Правое дело" (1942 г.), "Мы будем жить" (1944 г.), "Северное сияние" (1947 г.), "Избранное" (1949), "Вершины перед нами" (1951 г.), "Свежий ветер" (1955 г.), "Год за годом" (1956 г.), "Лирика" (1961 г.), "Веснодворец" (1962 г.), "Есть такая сторона" (1965 г.), "Теодолит", "И новый день, и век иной", "Стихотворения" (1967 г.), "Я рифмы не боюсь глагольной" (1970 г.), "75" (1971 г.), "Мои глаза" (1972 г.) и многие другие.


Николай Ушаков
Николай Ушаков
[25 мая 1899 - 17 ноября 1973]
Помогите библиотеке
Помощь библиотеке
Об авторе
Биография
Николай Ушаков
Ушаков Н. Н.
Этот незабываемый Николай Николаевич Ушаков
Подписывайтесь

Стихи и поэты.
людям нравится
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Реклама
Годы | Стиль | Автор
Библиотека русской поэзии
Все поэты