Стихи 1916 г.
«Котелок меня по боку хлопал...»
Стихи 1917 г.
Другу
«Посмотри на ненужные доски...»
Стихи 1918 г.
О России
Перекресток утопий
Стихи 1919 г.
Баллада о гвоздях
Финский праздник
Стихи 1920 г.
«Крутили мельниц диких жернова...»
«Полюбила меня не любовью...»
«Праздничный, веселый, бесноватый...»
Сами
Стихи 1921 г.
Дезертир
«Длинный путь. Он много крови выпил...»
«Когда уйду - совсем согнется мать...»
«Мы разучились нищим подавать...»
«Огонь, веревка, пуля и топор...»
Повсюду раннее утро
«Я - одержимый дикарь, я гол...»
Стихи 1922 г.
Баллада о синем пакете
Дождь
«Не заглушить, не вытоптать года...»
Перекоп
Песня об отпускном солдате
Сага о журналисте
Стихи 1924 г.
Красные на Араксе
Стихи 1926 г.
Гулливер играет в карты
Стихи 1930 г.
«Базара пустынные камни...»
«Женщина в дверях стояла...»
Искатели воды
«Прибой стиха идет волне вослед...»
Привал инвалидов мировой войны
У моря
«Хотел я ветер ранить колуном...»
Стихи 1933 г.
«Когда людям советским в их мирном сне...»
Стихи 1935 г.
«Вот птица - нет ее свежей...»
Когда разводят мосты
«Над зеленою гимнастеркой...»
Ночной праздник в Алла-Верды
Цинандали
Стихи 1937 г.
«Вокзалы, всё вокзалы — ожиданья...»
«И встанет день, как дым, стеной...»
«Как след весла, от берега ушедший...»
«Мой город так помолодел...»
Сентябрь
Советский флаг
«Стих может заболеть...»
«Там генцианы синие в лугах...»
Хоровод в Сульдуси
«Хочу, чтоб стих был тонок, словно шелк...»
«Я люблю тебя той — без прически...»
Стихи 1938 г.
«И мох и треск в гербах седых...»
«Крутой тропою - не ленись...»
«Ты не думай о том, как тоскую я в городе зимнем...»
Стихи 1940 г.
За городом
Колымага
Ночь
Ночь президента
Пушка
Стихи 1941 г.
Киров с нами
Ленинград
Стихи 1945 г.
Берлин 9 мая
«Стрельба за нами будто рубят...»
Стихи 1947 г.
Земля
Могила красноармейцев
Переулок кота-рыболова
Поиски героя
«Сто лет назад еще встречались...»
Стихи 1948 г.
«Мне кажется, что я встречался с ним...»
Радуга в Сагурамо
Руки сборщицы чая
Стихи 1951 г.
Инд
Рубашка
«У меня была шашка, красавица станом...»
Стихи 1955 г.
На могиле матери
Равновесие
Стихи 1958 г.
Земляки встречаются в Мадрасе
Стихи 1960 г.
«Под сосен снежным серебром...»
Стихи 1963 г.
«Великим океаном нашей жизни...»
«Даль полевая, как при Калите...»
Листопад
Стихи 1967 г.
«Наш век пройдет. Откроются архивы...»
«Опять стою на мартовской поляне...»

Николай Тихонов

Тихонов Николай Семенович (22 октября (4 ноября) 1896, г. Санкт-Петербург — 8 февраля 1979, г. Москва) — русский советский поэт, писатель, общественный деятель, лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами», лауреат Ленинской премии, герой Социалистического Труда.

Родился Николай Тихонов 4 декабря 1896 года в Петербурге. Отец его происходил из мещанской семьи, работал мужским парикмахером. Мать мальчика относилась к крестьянскому сословию и работала портнихой. Николай учился в городской школе, затем в торговой Алексеевской школе при петербургском Купеческом обществе в 1911 году. Окончил начальное училище имени Стасюлевича. После обучения Тихонов служил писцом в Главном морском управлении в Петрограде.

Когда началась Первая мировая война, он принял твердое решение уйти добровольцем на фронт. Николай воевал в период с 1915 по 1918 год в составе гусарского полка. На войне Тихонов проявил мужество и военную смекалку.

Увиденное в годы войны серьезно отразилось на нем, как на будущем поэте. Скоро он был контужен. Демобилизовался Тихонов только весной 1918 года. Как свидетельствует сам поэт в своей автобиографии, перед началом гражданской войны он трудился плотником, работал по всеобучу, пробовал себя в актерском искусстве. Осенью 1918 года по собственному желанию Тихонов пошел добровольцем в Красную Армию. Как выходец из крестьянской семьи, он посчитал невозможным не принять участие в борьбе простого народа за право быть свободным. Служил поначалу в первой Советской роте имени Либкнехта, затем его отправили в первый стрелковый полк имени Калинина. Самые первые публикации Тихонова относятся к этому периоду. В журнале «Нива» были опубликованы стихотворения, прозаическое произведение «Чудо» и сочинение «Старатели». Как отмечает сам поэт, писать он начал еще раньше, а первое свое лирическое произведение сочинил в четырнадцать лет.

После демобилизации из Красной Армии в 1922 году Тихонов остановился в «Доме искусств». В это время происходило его становление как поэта в литературной сфере. Он посещал литературные занятия, которые в то время проводил поэт Н. Гумилев. Тихонов также завел множество полезных знакомств, постоянно пребывал в процессе поиска себя как поэта. В литературное объединение «Серапионовы братья» он пришел уже с твердой поэтической позицией. В это же время, находясь в постоянных поисках чего-то нового, Тихонов примкнул к литературному течению «Островитяне». В данной организации Тихонов принял самое активное участие.

Как известно, писать поэт начал в 1914 году, но его произведения увидели свет только после окончания гражданской войны. Самые ранние из лирических произведений Тихонова вышли уже в 20-30-е годы. Это издание «Стихотворения и поэмы в одном томе», датированное 1935 годом, и первые два стихотворных сборника «Брага» и «Орда», над которыми автор трудился в 1921–1922 годы. Поэзия этого периода отражает сильную связь Тихонова-поэта с поэтикой акмеистов, эстетическими принципами голой конкретности. Он перенимает из акмеистской поэзии «представимость образа» и смысловую точность слова, а также пристрастие к предметной живописной детали.

Акмеисты воспринимали явления жизни как самоценные поэтические факты. Тем не менее во многом Тихонов пошел дальше акмеистов, повинуясь стремлению отражать в своей лирике жизненные реалии. Первые книги Тихонова изобилуют революционным содержанием. Поэту близка революция, которую он воспринимает как стремительное и необходимое высвобождение человеческой силы и творческой энергии.

Лирический герой в его ранних творениях изображен в некоторых абстрактно-условных тонах, он неотъемлемо носит печать романтической непокорности, отверженности («блаженные бродяги перекрестков»). Герой поэзии вступает в непримиримую борьбу с общественным укладом, консервативной жизнью и народным преклонением.

В своих многочисленных балладах, сжатых и резких по форме, поэт рисует романтику революционных войн, героизм красноармейцев, поражается и восхищается их незаурядностью, простотой, непоколебимостью, упорством и выдержкой. Смерть на войне, беспрекословное выполнение военного долга поэт оценивает как высшие достоинства революционера, человека с большой буквы, сына Отечества. Героям баллад Тихонова чужды разлад и раздвоенность. Они стойки и уверены в своих целях. Герои не признают слабости, не ведают страха перед опасностью, и нет конца их героизму. Тихонов пишет: «Мертвые, прежде чем упасть, делают шаг вперед». Баллады молодого поэта, которые воспевают революционную волю и силу революционеров, часто изобилуют абстрактно-романтическим пафосом и, к сожалению, лишены конкретных исторических черт века.

Для того чтобы раскрыть эту конкретику, чтобы явить интернациональное значение Октябрьской социалистической революции, которая у поэтов того времени считалась «Священной» и «Великой», Тихонов трудится над революционной поэмой «Сами», которую он опубликовал в 1920 году. Через восприятие одинокого индусского мальчика дается образ вождя революции — друга угнетенных людей всего мира и советской страны.

В дальнейшем Тихонов начинает свои поиски нового героя, персонажа будней, который бы уже не воевал, а занимался созидательной деятельностью. Сочинение «Отзвеневшая шпора» свидетельствует о конце эпохи гражданской войны, уже далеко позади «прошлого звоны». Поэт озабочен поисками неподдельно нового лирического героя. Одна из попыток решить проблему поиска была предпринята Тихоновым тогда, когда в его творчестве появился «человек толпы». Этот сапожник, «перемазанный ваксой Марат», по мнению поэта, и есть герой будущего. Лудильщик из лироэпического произведения «Лицом к лицу», которое выходит в 1924 году, тоже. Постепенно рыцарь, революционер и романтическая личность из баллад и вообще творчества Тихонова уходит навсегда. Так, в сочинениях «Лицом к лицу», «Выра» и некоторых других изображено переплетение бытового и героического. Романтического героя сменяет реалистический образ, который имеет свою биографию, владеет определенной профессией, наделен бытовыми чертами. «Отзвеневшая шпора», была опубликована в 1925 году, продемонстрировав усиление в тихоновском творчестве реалистических тенденций.

Громкая слава пришла к Тихонову после издания литературных трудов «Орда», а также «Стихи 1920–1921», произведения «Брага». В 1922 году Тихонов выпустил вторую книгу стихов. Помогал в работе над сборником и решал вопросы его издания «островитянин» С. Колбасьев. Книга была напечатана на собственные средства Тихонова. Картины войны, пронизанные стойким пафосом, в стихотворениях переплетаются с изображением строительства нового мира и новой страны. Стих Тихонова точный, немного суховатый и энергичный.

Тихонов стал одним из лидеров тогдашней современной поэзии. Характерному его стилю подражали юные начинающие поэты, интонациями поэзии Тихонова окрашены многие поэтические творения других литераторов той поры. К ленинской теме Николай Семенович обратился очень рано: это заметно в поэме «Сами» (1920) и произведении «Лицом к лицу» (1924). Тему автор раскрывает совсем не прямолинейно, а несколько имплицитно. В «Сами» Ленин увиден глазами индийского мальчика, который даже не знает, как правильно произносить имя знаменитого революционера. Благодаря этому образ вождя приобретает некоторые мифологические очертания, черты защитника страждущих не только в советской России, но и на всем земном шаре.

Чрезвычайно интересна и проза Тихонова. В повести «Вамбери», которая увидела свет в 1925 году, открывается пространное описание страниц жизни известного странника и востоковеда. В прозаическом произведении «От моря до моря», датированном 1926 годом, Тихонов демонстрирует собственные привязанности и творческие предпочтения. Особая страница творчества поэта и писателя — это полные удивительных подробностей животные рассказы о животных, которые он писал всю свою жизнь. Некоторые из них объединились с другими прозаическими произведениями автора в сборнике «Военные кони», который появился в 1927 году.

Больше всего в творчестве Николая Тихонова привлекала действительность, преображающийся мир, именно этим темам посвящены поэтические сочинения в сборнике «Поиски героя». В период с 1923 по 1926 (1927) год Тихонов пишет множество работ, в том числе прозаические произведения, которые потом вошли в книгу прозы «Рискованный человек» (1927). Те изменения, которые происходили в Средней Азии, нашли отражение в стихотворном цикле «Юрга», над которым поэт плодотворно трудился, выпустив книгу в свет в 1930 году. Тихонов пишет о Туркмении в книге очерков «Кочевники», датируемой 1930 годом.

Тихонов превосходно знал, о чем повествовал. Он был неутомимым странником, завзятым альпинистом, очень любил путешествовать по всем уголкам Советского Союза. В последние десятилетия жизни Тихонов даже бывал за границей. Особенно трепетно поэт относился к грузинским литераторам. Про людей и живописную природу Тихонов впоследствии много писал, объединив свои впечатления в стихотворной форме в сборнике «Стихи о Кахетии». Книга вышла в 1935 году.

На Кавказе Тихонов увлекся переводами, занимался грузинской поэзией, также в его творчестве насчитываются десятки переводов стихотворений с языков республик. Зарубежные авторы тоже были интересны переводчику-Тихонову. В 1935 поэт принимал участие в парижском Конгрессе, на котором ставились вопросы защиты прогресса и мира. Увиденное и услышанное в поездке по Европе Тихонов постарался красочно и ярко выразить в своих произведениях. Стихотворения потом заполнили сборник «Тень друга», который был опубликован в 1936 году.

По своей натуре Тихонов был человеком не только начитанным и просвещенным, но еще и великодушным: никогда не боялся выступать в защиту репрессированных поэтов, в свое время ходатайствовал за Заболоцкого, фигурировал в разбирательствах по делу реакционной группы писателей Ленинграда. Ареста поэту удалось избежать благодаря советско-финской войне. В это время Тихонов руководил группой литераторов, занимающихся изданием газеты «На страже Родины».

Во время Великой Отечественной войны Тихонов на себе испытал тяготы ленинградской блокады. Здесь он сотрудничал в газетах как журналист, часто выступал по радио, попутно возглавляя группу писателей при Политуправлении фронта Ленинграда. Писательскую деятельность Николай Семенович не оставлял ни на один день. Из-под его пера вышла замечательная поэма «Киров с нами» в 1941 году, сборник стихов «Огненный год», знаменитые «Ленинградские рассказы», а также очерки «Ленинград принимает бой» в 1942 году. Произведения хорошо воспринялись читателями, получили высокую оценку критики.

В конце войны, в 1944 году, Тихонова назначили председателем правления Союза писателей. Николай Семенович отныне жил в Москве. В 1946 году вышло постановление ЦК об изданиях «Ленинград» и «Звезда» и с должности поэта сняли. В постановлении в резкой форме критиковалась деятельность Тихонова.

Николай Семенович оставил после себя значительный литературный фонд. Книги его регулярно издавались и не менее часто переиздавались, среди них был сборник стихотворных сочинений «Грузинская весна», датируемый 1948 годом, книга стихов «Два потока», изданная в 1951 году, сборник новелл «Двойная радуга», выпущенный в 1964 году, сборник прозаических произведений «Шесть колонн», увидевший свет в 1968 году. Тихонов на протяжении своего жизненного пути занимал высокие должности и многие руководящие посты. Он был секретарем Союза писателей СССР с 1944 года, депутатом Верховного совета 1946 года, председателем Советского комитета защиты мира в период с 1949 по 1979 год, членом Всемирного Совета Мира.

Активная общественная деятельность поэта и писателя была по достоинству отмечена. Тихонов награжден различными премиями, в числе которых почетная индийская премия Неру. Не забывал Тихонов и о своем литературном призвании: усердно разрабатывал форму стиха, трудился над овладением «сложным словом». Строгий лаконизм его ранних поэтических шедевров уже не находил отклика в творчестве позднего Тихонова. Однако поиски совершенного художественного слова, идеальной формы он не оставлял и в эти годы, следуя по линии усложненности поэтики.

Стилевые особенности творчества Тихонова заключаются в переключении и слиянии различных смысловых и исторических планов, в поиске образов, которые связаны между собой смысловой ассоциацией, в употреблении множества перифраз и сложной гиперболизации, нахождении абстрагированных метафор и сравнений, в некоторой недосказанности и тонкой недоговоренности образа. Лироэпические произведения Тихонова «Шахматы», «Хам», «Красные на Араксе», «Дорога», как и многие стихотворения, через свою усложненную систему образов строятся на размытой смысловой связи и, к сожалению, не дают единства поэтического эффекта.

У Николая Тихонова отмечают разлад между естественностью, простотой, обыденностью героя и искусственностью формы его поэтического изображения. Разлад виден в стремлении заглянуть в глаза «трущобам, требующим слова» и увязать все с условным языком стиха. Исследователи называют эти стилистические особенности тихоновской поэзии результатом экспериментов поэта, поиска новых форм.

Проза Николая Семеновича является вполне объяснимым продолжением поэзии, причем сюжетной и рационалистической по своей сути. Именно в прозе Тихонов развивает намеченную в стихах проблематику: мужество и способность рядового человека к подвигу (в произведениях «Клинки и тачанки», «Начатые сыры»), обличение честолюбия мещанина, собственника, кризис в иллюзорных воззрениях простодушного мечтателя-мещанина (в произведениях «Река и шляпа», «Анофелес»), разделение высокого книжного героизма и каждодневной героики (в сочинении «Вечный транзит).

В своей прозе писатель продолжает борьбу с ненатуральным литературно-традиционным восточным миром (в «Рискованном человеке», «Кочевнике»). Серьезное прозаическое произведение в прозе Тихонова — «Война», вышедшая в 1931 году. Произведение показывает несколько драматичных моментов газовой и огнеметной войны. Цель произведения — разоблачить подготовку будущей военной кампании против советской страны. «Война» имеет ярко выраженный абстрактно-аллегорический характер.

Влияние лирики Тихонова на русскую литературу бесспорно. Просвещенный деятель, поэт, переводчик и писатель, он всю жизнь собирал редкие издания для своей уникальной библиотеки. При пожаре все книги были беспощадно сожжены. Незадолго до смерти Тихонов пишет стихотворения, которые потом объединились в цикл «Песни каждого дня», который отличается простой и естественной интонацией.

Умер поэт в Москве 8 февраля 1979 года.


Николай Тихонов
Николай Тихонов
[22 ноября 1896 - 8 февраля 1979]
Помогите библиотеке
Помощь библиотеке
Публицистика
Несколько слов о жизни и поэзии
Об авторе
Биография
Николай Тихонов
Природа в стихах Н. Тихонова
Русская советская поэзия
Тихонов о себе
Подписывайтесь

Стихи и поэты.
людям нравится
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Реклама
Годы | Стиль | Автор
Библиотека русской поэзии
Все поэты