Стихи 1911 г.
Pro domo mea
Осенние печали
Стихи 1913 г.
«Вот день, разламывающий окна...»
Деньское метание
За Москвой
Лира Лир
Мечта в высях
«Навек мне упиться этой болью...»
«Над глубиною небосклона...»
«Не робость нежная играет...»
Неуверение
Судьба стиха
«Шорохи той же грани...»
Стихи 1914 г.
Les bienfaits de l'amour
Кинематограф
«Когда судьба занесена...»
«Нет тоски, какой я не видал...»
«Плечи, оскаты пашен...»
Предчувствие
Раб
Розовый сад
Сила мученья
Стихи 1915 г.
«Как будто человек зарезанный...»
Кисловодский курьерский
Стихи 1916 г.
Игорю Северянину
«По сю пору недостаточно ясно...»
Стихи 1917 г.
«Как и чем рассказать это...»
Стихи 1920 г.
«Ударится в колокол птица...»
Стихи 1922 г.
«Мира горим негасимым громадам...»
«Ты - раздвигаешь золото алоэ...»
Стихи 1931 г.
«Этот нежный отдых в долине...»
Стихи 1934 г.
«Серое одиночество...»
Стихи 1937 г.
«Открывается дверь - и тихий...»
Стихи 1945 г.
«Дыханье милой розы...»
Стихи 1950 г.
«Чего боишься, сердце, ты?...»
Стихи 1953 г.
«День сегодня был весь чистый...»

Сергей Бобров

Бобров Сергей Павлович (9 ноября 1889 г. Москва — 1 февраля 1971, г.Москве) — русский поэт, математик, критик, стиховед, переводчик, один из организаторов русского футуризма.

Творческая судьба поэта-футуриста Боброва - яркий пример отношения Советской России к своим гениям. К сожалению, несмотря на существование в истории литературы стольких талантливых, оригинальных, незаурядных литераторов и ученых, многосторонне одарённых и оставивших значительный вклад в разные сферы, страна мало ценила их при жизни, а критика быстро забывала. Сергей Бобров - профессиональный художник, выдающийся поэт, критик, прозаик, теоретик-литературовед, лидер и организатор «Центрифуги», журналист, редактор, переводчик, экономист, математик, статистик.

Поэт родился и прожил всю свою жизнь в Москве. Отец будущего поэта был служащим. После окончания гимназии мальчик проявил незаурядные способности в художестве, поэтому намеревался связать свою жизнь с живописью. Он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в период с 1904 по 1909 год. Затем с 1911 года Сергей Бобров стал вольнослушателем лекций в Московском археологическом институте. Начал работать в издании «Русский архив». В это время его живо интересовало творчество Пушкина, наследие Языкова. Несмотря на тяготение к художественности, Бобров также испытывал небывалый интерес к точным наукам. Его знания и долгая учеба позволили впоследствии ему читать лекции по статистике и математике. Со статистикой на протяжении жизни поэт сталкивался неоднократно. Он служил в Наркомпочтеле, в Госплане и ЦСУ. Экономическая статистика стала для Боброва настоящим призванием. К математике поэт проявил интерес после войны, когда стал работать над рядом произведений детской литературы.

В юношеские годы Бобров сблизился со студентами-поэтами. В основном, это были символисты. Именно символизму было суждено стать ведущим направлением в раннем творчестве литератора. В литературную деятельность Бобров окунулся с необыкновенным воодушевлением. В своей биографии он писал об этом периоде своей жизни, как об одном из самых ярких и запоминающихся. Познакомился с Брюсовым, поэтом, оставившим неизгладимый след в памяти Боброва. Какое-то время он примыкал к литературной организации, курировавшей издательство «Мусагет». Руководил движением Белый. Именно здесь Боброву было суждено познакомиться ближе и впоследствии горько разочароваться в символизме.

В 1913 году он возглавлял собственное движение литераторов-постсимволистов под названием «Лирика». Нашел себя в творческом смысле Бобров именно в футуристическом направлении. Еще в 1908 году в печати появились его первые литературные опыты. Журнал «Весна» опубликовал несколько стихов начинающего поэта. В этом весьма незаурядном издании в свое время печатались также Пришвин, Бедный, Хлебников.

В 1914 году вместе с близкими ему друзьями и сподвижниками Асеевым, Пастернаком и Аксеновым Сергей Бобров стал руководителем литературной группировки «Центрифуга». На должности руководителя поэт находился с 1914 по 1917 год. Среди других «центрифугцев», он отличался своими лидерскими качествами, образованностью, быстрым умом. В организации Боброва считали за главного теоретика-идеолога. Попробовал себя молодой литератор и в роли редактора. В 10-х годах он редактировал ряд газет и журналов. Как критик Бобров был смел и эксцентричен. Как руководитель – умен и требователен. Как литератор, несомненно, - талантлив и амбициозен.

Бобров уничижительно отзывался в прессе о Шершеневиче, как лидере оппозиционной «Центрифуге» группировки. Литератора Бобров называл плагиатором, критиковал его организацию за бездарность и именовал ее не иначе как «трестом российских Бездарей». Шершеневич парировал в изданиях, публикуя заметки с характеристикой Боброва, как «бесталанного поэта».

Дружба Боброва и Пастернака длилась на протяжении всей жизни Сергея Павловича. Часто переписывался впоследствии он и с сыном Пастернака. Как поэт старшего поколения Бобров считал себя просто обязанным направлять его в поэтическом отношении. Он был бескомпромиссным футуристом, иные течения не просто не признавал, а даже люто презирал. Тщательно следил, что никто из его организации не перемкнул к оппонентам. Писал в это время он в изданиях «Центрифуги». Борис Пастернак в 1913 году опубликовал своего «Близнеца в тучах», Асеев в 1914 году дебютировал в том же издании со своим первым поэтическим сборником «Ночная флейта». Бобров стал другом и наставником выдающегося в будущем киносценариста Габриловича.

Участники «Центрифуги» знали друг друга еще до того, как сформировалась организация. Среди всех выделялась фигура именно Боброва, как талантливого во многих сферах человека. Его реферат «Русский пуризм» был весьма занятной работой, в ней автор высказал собственную точку зрения на назначение пуризма. Пуристские идеи Бобров проповедовал в качестве ответа на сложные общественные резонансы. Основы пуризма заложены еще в архаизме, в почтенной старине. Его термин, которым фактически обозначилось новое литературное направление, не прижился, но в целом работа вызвала положительные отклики.

Бобров с ранних лет намеревался сформировать собственное объединение литераторов. После того, как весной 1913 года он организовал кружок молодежи и основал небольшое, но некоторое время функционировавшее издательство «Лирика», в котором появились первые сборники «Центрифуги», через год оно раскололось. М. Вагнер утверждал, что объединение разделилось на две оппозиционные стороны, одни перешли в «Центрифугу», а другие намеревались создать собственное объединение под названием «Стрелец». В результате, «Мезонин поэзии» стал активным противником кубофутуристов. В составе «Центрифуги» авторы выпустили свой сборник «Руконог». Книга была посвящена их погибшему товарищу Игнатьеву. В «Центрифугу» вошли многие эгофутуристы, включая Широкова, Крючкова, Олимпова, а когда развалился «Мезонин поэзии», к кубофутуристам примкнули еще и Третьяков, Ивнев, Большаков.

Характерной особенностью в теории и практике организации «Центрифуги» было то, что литераторы при построении стихотворения перемещали центр внимания с лексемы на интонацию, ритм и синтаксис. Поэты стремились органично объединять в творчестве футуристические эксперименты с традицией.

Когда произошла революция, Бобров неожиданно прекратил писать стихи и ударился в публицистику. Печатал статьи и обзоры в изданиях "Красная новь", "Печать и революция", "Наши дни", работал также над рецензиями, в частности рецензировал последний поэтический сборник Гумилёва под названием "Огненный столп", который успел выйти при жизни поэта. Работа Боброва появилась после того, как Гумилев был расстрелян. В натуре футуриста Боброва органично объединились склонности к художественной литературе и стремление заниматься точными науками. Он обладал великолепной эрудицией в самых различных сферах наук и искусства, живо интересовался законами математики, играл в шахматы и увлекался загадками рисунка, поэзии, живописи. У поэта был истинный математический склад ума и та высокая гуманитарная образованность, которой восхищалась русская интеллигенция в период Серебряного века. Именно такое сочетание, то есть гуманитарный образ мыслей, который был упорядочен строгой логикой, и развитое воображение, объединенное с литературным даром и сложными математическими абстракциями, позволило поэту прийти к жанру фантастики.

В 1916 году в одной из книг «Центрифуги» Бобров поместил свою публицистическую работу "Философский камень фантаста». В ней он употребил больше околичностей и экивоков, чем важных положений. Тем не менее, автор отметил, что литератор-фантаст должен "исходить из простых и ясных данных и приходить к существенной путанице".

Жанр фантастики в начале XX века заметно отличался от жанра собственно научной фантастики, который получил развитие в XIX веке. Если ранее гофманиана и Эдгар По были великолепными исключениями из привычных mainstream", то во времена декаданса они стали обязательными. Художественные открытия фантастов тиражировались массолитом. Загадочные, смутные, непонятные даже самим авторам, в корне своем не поддающиеся разумному толкованию события и явления стали неотъемлемой частью фантастических книг эпохи модерна и Серебряного века.

Футуристы стали понемногу возвращаться к излагаемым проблемам, к общественности в фантастике. В таком ключе, например, немного добавив популярности и интересности, а также упростив непонятный сложный язык, работал А.Р. Беляев. Культивировали футуристы экспрессионистское направление, избирали красочный, странный язык и оригинальные образы. Обновляя традиционное мышление, они писали так, как станет привычным писать в будущем.

В 20-х-30-х годах Сергей Бобров работал над написанием и изданием трех фантастических романов. Их называла тогдашняя критика утопическими, написанными в том духе времени, который также можно было увидеть и в "Аэлите", и в "Гиперболоиде...", и в "Месс-менде". Непринуждённое соединение общественной темы фантастики с приключенческими украшениями нашло в них отражение. Романы были написаны тем авангардистским стилем, в котором было множество неожиданных эпиграфов и ядовитых намёков на бобровских современников. Поэт работал над произведениями "Спецификация идитола", изданном в 1923, "Восстание мизантропов", выпущенном в 1922 году, и "Нашедший сокровище" – в 1931 году. В романах был большой объем.

Большевистская эпоха, которая устанавливала собственные рамки и в политике, и в литературе, организовывала гонения на многих литераторов, которые как-то выделялись собственными индивидуальными чертами и не желали сотрудничать с властями. Власти положили конец активной литературной деятельности и свободе поэта-футуриста Боброва. В начале 30-х он попал под «чистку». Его обвинили в антисоветской деятельности и сослали в 1934 году под Кокчетав. После окончания срока ссылки он вернулся в литературную жизнь уже в качестве переводчика. Переводческая практика была настоящим спасением для опальных литераторов Серебряного века. Ахматова, например, занималась переводом древнеегипетской поэзии, друг и соратник Боброва Пастернак переводил трагедии английского классика Шекспира. В свою очередь поэт Бобров перевел для русской литературы "Цезаря и Клеопатру", "Дом, где разбиваются сердца" классика Шоу, "Красное и чёрное" француза Стендаля. Работал над переводами он вместе со своей супругой Марией Богословской. Переводные труды Боброва признали классическими и издали в собраниях сочинений.

В 1943 году появилось в печати вольное переложение Бобровым средневековой поэмы "Песнь о Роланде". Эпическую поэму поэт стремился наполнить динамикой, необыкновенной оригинальностью и тонкой ироничностью. Именно эти черты были свойственны переводам Боброва, как и собственным сочинениям. Даже его литературоведческие исследования по структуре стиха включают в себя характерные черты бобровского языка и стиля, такого необыкновенного, резкого, ироничного, с оригинальными образами и неожиданными синтаксическими поворотами. В языке Боброва сталкиваются в одной строчке парадоксальные концепты, движение мысли, художественная ткань создается из ярких отрывков, которые призваны поразить воображение читателя.

Много и плодотворно трудился Бобров в области стиховедения. В 1913 году он впервые описывал в своих работах дольник (у поэта - «паузник»). В 1915 году появилось в печати сочинение «Новое о стихосложении Пушкина». Поэт много занимался публицистикой в 1920-х годах, а с 1962 года стал активным участником стиховедческих студий нового поколения вместе с Колмогоровым и молодым Гаспаровым. Поэт исследовал перебои ритма, писал об этом в своих работах, также проводил исследования в области ритмики словоразделов. В этой теме Борову принадлежит статус зачинателя. Гаспаров вспоминал о Боброве в своих сочинениях и даже посвятил памяти выдающегося поэта свой труд «Современный русский стих».

Бобров является автором мистифицированного продолжения произведения Пушкина «Когда владыка ассирийский». Свою работу он издал еще в 1918 году. Пушкинист Лернер посчитал мистификацию Боброва за текст самого Пушкина. Много и плодотворно Бобров занимался художественным переводом, переводил «Пьяного корабля» А. Рембо. Некоторые из его переводов не были опубликованы.

В издании «Руконог» объединения «Центрифуги» Бобров выступал как автор стихов и критических статей, а также как талантливый художник. Его «страстная догматичность» и бескомпромиссность тона, как идеолога, не нравилась даже близким его соратникам. В собственных стихах он был удивительно эклектичным. В 1917 году издал две книги, которые вызвали недоумение у читателей: «Алмазные леса» — книгу, включающую в себя традиционные стихотворения, и провокационную книгу «Лиру Лир». В этом выразилась двойственность эстетической позиции поэта, которая носила нарочито демонстративный характер. В своем творчестве Бобров культивировал эксцентричность и скандальность. Его журнальная критическая рецензия 1921 года на блоковское «Седое утро» получила скандальную известность. За несколько дней до смерти Блока в жизни Бобров охарактеризовал его, как «поэтического мертвеца».


Сергей Бобров
Сергей Бобров
[9 ноября 1889 - 1 февраля 1971]
Помогите библиотеке
Помощь библиотеке
Об авторе
С. П. Бобров
Сергей Бобров: Биографическая справка
Сергей Бобров: Биография
Сергей Павлович Бобров
Подписывайтесь

Стихи и поэты.
людям нравится
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Реклама
Годы | Стиль | Автор
Библиотека русской поэзии
Все поэты