Стихи
Безвластный («Месяц в дыханье ...»)
Белая девочка («Ты была девочкой беленькой и ...»)
Белая ночь («Земля не спит, напрасно ...»)
Белая сирень
Боль («Липы неслышно ...»)
В безумный месяц март («В безумный месяц март я родился на ...»)
В осеннем саду («Тишина золотовейная в осеннем ...»)
«В палящий зной над жаждущею нивой...»
Весенняя разлука («Окно открыто. Голубь ...»)
Весной («Заплакал снег, и тени ...»)
Власть дождя («Нечастый дождь капал на крышу ...»)
Воскресшие долины
Городская весна
«День догорел, в изнеможенье...»
Дождь
Засуха («Земля вся в жару ...»)
«Какой покой глубокий, безмятежный...»
«Колеи мягко стелятся пыльные...»
Колокольчик
Люди («Идут. Без веры и без ...»)
Мгновение
«Мы живем и мертвеем...»
Неразрывно («Чем ледяней и ближе дышит ...»)
Новый сон («Все, чем, сгорая, душа ...»)
От солнца («Видишь, - иль мне это ...»)
Петербург («Город туманов и ...»)
Погасший вулкан
«Помнишь, внизу, разбиваясь о скалы...»
«Помнишь, мы над тихою рекою...»
Посвящение («Ты ведаешь, что день был шумно...»)
Последний снег («Снег последний плывет за ...»)
Приближение («Когда недуг меня...»)
Пыль веков («Моя душа вместить не...»)
«Снежным облаком летели...»
Снежок
«Спит река в бреду своих туманов...»
Старые письма
Старый месяц
Старый монастырь («Зубцами белая ...»)
Тайна смерти
Темно («Я тебя увидал в вечереющем ...»)
Тишина («В снегах голубых умирают дневные ...»)
Троицын день
Туманы
Уныние («Одинокий, ...»)
Февраль
«Чем печальней и чем безнадежнее...»

Поликсена Сергеевна Соловьева

Соловьева Поликсена Сергеевна (20 марта 1867, Москва — 16 августа 1924, Москва) — русская поэтесса.

Будучи двенадцатым и последним ребенком в большой семье ректора Московского университета, знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьева, Поликсена научилась читать довольно рано, когда ей не было и шести лет. Во многом этому способствовала огромная библиотека в доме родителей, а также ее родной брат Владимир, который, будучи философом и поэтом, оказал сильное влияние не только на творчество будущей поэтессы, но и на ее духовное воспитание. С детских лет одним из самых любимых ее авторов станет А.А. Фет, который был частым гостем в доме ректора Московского университета, впрочем, как и многие другие московские литераторы. А.А. Фет будет положительно отзываться о первых стихотворных произведениях Соловьевой.

Кроме литературы, Соловьева в детские и юношеские годы проявляла интерес и к живописи, что привело ее в школу живописи, ваяния и зодчества, в мастерскую В.Д. Поленова и И.М. Прянишникова. Спустя годы, благодаря занятиям в школе живописи поэтесса сама будет иллюстрировать собственные сборники стихотворений. Ее иллюстрации будут высоко оценены Василием Розановым и Иннокентием Анненским.

С ранних лет начав сочинять стихи, Соловьева впервые печатается только в шестнадцать лет и то благодаря стараниям одного из старших братьев Всеволода, который способствовал публикации ее стихов в журнале «Нива» в 1885 году. Увидевшие свет стихи сама автор считала крайне слабыми и подражательными, поэтому следующие десять лет не было опубликовано ни одно из написанных ею стихов. Но она продолжала творить, что называется, «в стол», пусть даже осознавая свою слабость как поэта. Это был период, когда Соловьева усердно занималась живописью. Некоторые ее рисунки даже можно было увидеть на художественных выставках.

В 1895 году состоялся переезд Соловьевой в Санкт-Петербург, после чего стихи молодой поэтессы стали печататься во многих столичных журналах, среди которых были «Журнал для всех», «Русское богатство», «Вестник Европы» и «Мир Божий». Псевдонимом поэтессы стал термин, применяемый в музыке, Allegro, который говорил о том, что играть то или иное музыкальное произведение следует живо, весело. Некоторое время спустя Соловьева признала выбор такого достаточно энергичного и оптимистичного псевдонима неудачным, считая, что стремилась, сама того не осознавая, не подтвердить какие-то черты своей натуры, а, напротив, восполнить недостающую жизненность и живость своего характера.

Последующие годы в литературном творчестве Соловьевой прошли под знаком символизма. Именно это направление в русской литературе, господствовавшее на рубеже XIX–XX веков, стало для Соловьевой той формой, которой ей так не хватало для самовыражения. Первая книга стихов Соловьевой «Стихотворения» увидела свет в 1899 году в Санкт-Петербурге. Автор сама поставила очень невысокую оценку этому сборнику. Эта книга построена на знаках, которые, по замыслу автора, должны нести определенную смысловую нагрузку. Но, к сожалению, эти знаки мало чем отличаются друг от друга, поэтому общее впечатление о книге складывается довольно-таки тяжелое и унылое. Хотя именно после ее выхода в печати Соловьева смогла посещать дом К. Случевского и его поэтические вечера, так называемые пятницы, на которых собирались многие известные петербургские литераторы. Здесь Соловьева значительно расширяет круг своих знакомых, в число которых теперь входят А. Блок, Ф. Сологуб, З. Гиппиус, К. Бальмонт, Вяч. Иванов, А. Ремизов, Д. Мережковский и М. Лохвицкая.

Следующий, вышедший в 1905 году сборник стихов поэтессы «Иней» характеризует ее именно как поэта-символиста. В этой книге нашли продолжение темы, затронутые автором несколько лет назад в первом сборнике. Также в ее стихах говорилось и о туманах, и о снегах, и о метелях. Но в данном случае уже виден прогресс Соловьевой как поэтессы: символы становятся не только более сложными, но и более осмысленными. А. Блок положительно отозвался о сборнике, хотя такая оценка была вызвана скорее не столько заслугой поэтессы, сколько именем известного и уважаемого младшими символистами (Вяч. Ивановым, А. Белым, А. Блоком и проч.) брата Владимира. Именно поэтому критика относилась к ней достаточно мягко, технические недостатки в стихах Соловьевой старались не замечать. Только Валерий Брюсов позволил себе высказаться справедливо. Несколько позже в своих дневниках, датируемых 1912–1913 годами, Александр Блок поменял свою оценку и высказал свое отрицательное к ним отношение. В 1915 году он даже отклонил просьбу о написании статьи о творчестве Поликсены Соловьевой.

Стоит также отметить, что эта книга была посвящена Наталье Ивановне Манасеиной, детской писательнице и подруге Соловьевой. Будучи практически ровесницами, они стали близкими людьми и были вместе до конца дней Поликсены Соловьевой.

В 1906 году благодаря творческому союзу Соловьевой и Манасеиной организуется издательство «Тропинка», и в России появляется первое периодическое издание для детей — журнал «Тропинка», который закроется в 1913 году, не выдержав конкуренции с другими подобными изданиями и не имея никакой финансовой поддержки. В «Тропинке» печатались такие русские литераторы, как А. Куприн, А. Блок, С. Городецкий, А. Толстой и К. Бальмонт. Бесплатным корректором в этом журнале работала А.А. Кублицкая-Пиоттух, мать Александра Блока. Поликсена Соловьева печаталась в этом журнале и как поэтесса, и как драматург, и как писательница, и как переводчица, и как художница.

За период своего существования издательство «Тропинка» выпустило почти два десятка книг для детей, написанных Соловьевой, среди которых были «Куклин дом», «Крупеничка», «Елка», «Приключения Кроли», «Жизнь Хитролиса» и другие.

За период деятельности в издательстве «Тропинка» у Соловьевой в свет выходит только один сборник стихов, предназначавшийся взрослому читателю, «Плакун-трава» (1909). Эта книга стала куда более интересной и знаковой, нежели два предыдущих сборника. Сквозь стихотворные строчки автора проглядывает то особое душевное состояние, которое позволяет поэту проникать вглубь таинств природы.

Годом ранее, в 1908 году, Соловьевой присуждается золотая Пушкинская медаль, также она получает почетный отзыв имени Пушкина за книгу «Иней». Многие поэты, да и сама Соловьева считали эту награду не совсем заслуженной, потому как ее стихи считались традиционными и неоригинальными. Кроме того, они были написаны от имени мужчины. В этих стихах явно просматривалось влияние на поэтессу философии ее брата, Владимира Соловьева.

В 1912–1913 годах Соловьевой были изданы сборник рассказов «Тайная правда» и поэма «Перекресток». Поэма «Перекресток» получила нелицеприятные отзывы со стороны Александра Блока, а сборник рассказов «Тайная правда» был крайне низко оценен Вяч. Ивановым.

В 1914 году увидел свет очередной сборник стихов поэтессы под названием «Вечер». Стихи, представленные в этой книге, являются более лаконичными по сравнению с опубликованными ранее. Кроме того, перед читателем предстает лирическая героиня, которой чужда сентиментальность, но которая является достаточно откровенной.

Летом 1916 года Манасеина и Соловьева уезжают на дачу в Коктебель, где застревают на долгие годы революционной смуты. Чтобы хоть как-то существовать, поэтесса, поработав библиотекарем, занялась преподаванием в литературной студии, действовавшей при наробразе города Феодосии, и чтением лекций в Народном университете, организованном в Коктебеле. Кроме того, она вышивала шапочки для курортников. Крайняя нужда и отсутствие должного питания спровоцировали заболевания. Тем не менее даже в таких невероятно тяжелых условиях Поликсена Соловьева продолжает писать стихи. Порой ее печатают газеты и альманахи Симферополя и Феодосии.

На помощь подругам пришли К. Чуковский и М. Волошин, которые в декабре 1923 года помогли им перебраться в Москву. Там Соловьевой была срочно сделана операция, но облегчение это не принесло, и в августе 1924 года поэтесса умерла. Похоронили ее среди могил родственников на Новодевичьем кладбище.

В 1923 году поэтесса увидела еще один свой сборник стихов с пророческим названием «Последние стихи». В этот сборник вошли стихи, написанные в годы пребывания в Крыму. Многие из ее стихов, вошедших в этот сборник, пронизаны предчувствием смерти и тоской по родине.


Поликсена Соловьёва
Поликсена Соловьёва
[20 марта 1867 - 16 августа 1924]
Помогите библиотеке
Помощь библиотеке
Об авторе
Биографическая справка
Подписывайтесь

Стихи и поэты.
людям нравится
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Реклама
Годы | Стиль | Автор
Библиотека русской поэзии
Все поэты