Стихи 1936 г.
Рассказ о спрятанном оружии
Стихи 1937 г.
Генерал
Ледовое побоище
Новогодний тост
Победитель
Стихи 1938 г.
В командировке
Вагон
Казбек
Мурманские дневники
Номера в «Медвежьей Горе»
Однополчане
Отъезд
Первая любовь
Пять страниц
Северная песня
Суворов
Телеграмма
Тоска
Чемодан
Стихи 1939 г.
Английское военное кладбище в Севастополе
«Всю жизнь любил он рисовать войну...»
Далеко на Востоке
Деревья
Изгнанник
«Куда ни глянешь - без призора...»
Кукла
Мальчик
Механик
Орлы
Осень
Поручик
Самый храбрый
Сверчок
«Семь километров северо-западнее Баин-Бурта...»
«Слишком трудно писать из такой оглушительной дали...»
Старик
Танк
Транссибирский экспресс
Тыловой госпиталь
Фотография
Часы дружбы
Стихи 1941 г.
«В домотканом, деревянном городке...»
«Если бог нас своим могуществом...»
«Жди меня, и я вернусь...»
Из дневника
«Когда со мной страданьем...»
«Майор привез мальчишку на лафете...»
«Мне хочется назвать тебя женой...»
«Мы не увидимся с тобой...»
«На час запомнив имена...»
«Над черным носом нашей субмарины...»
«Не сердитесь - к лучшему...»
«Плюшевые волки...»
Полярная звезда
«Пускай она поплачет...»
Родина
«Словно смотришь в бинокль перевернутый...»
Сын артиллериста
Товарищ
«Тринадцать лет. Кино в Рязани...»
«Ты говорила мне "люблю"...»
«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»
«Я много жил в гостиницах...»
«Я не помню, сутки или десять...»
«Я очень тоскую...»
«Я пил за тебя под Одессой в землянке...»
«Я помню двух девочек, город ночной...»
«Я, верно, был упрямей всех...»
«Я, перебрав весь год, не вижу...»
Стихи 1942 г.
Атака
Безыменное поле
«Был у меня хороший друг...»
В Заволжье
Дожди
«Если дорог тебе твой дом...»
Каретный переулок
«Когда на выжженном плато...»
Песня о веселом репортере
Пехотинец
«Пусть прокляну впоследствии...»
Слава
Смерть друга
«Твой голос поймал я в Смоленске...»
Хозяйка дома
Через двадцать лет
«Я знаю, ты бежал в бою...»
Стихи 1943 г.
Возвращение в город
Далекому другу
Дом в Вязьме
Жены
Корреспондентская застольная
Музыка
«Не раз видав, как умирали...»
Открытое письмо
Сказка о городе Пропойске
Слепец
Старая солдатская
Три брата
У огня
Фляга
Стихи 1944 г.
«Вновь тоскую последних три дня...»
Летаргия
Ночной полет
«Первый снег в окно твоей квартиры...»
Стихи 1945 г.
«В чужой земле и в городе чужом...»
Встреча на чужбине
«Да, мы живем, не забывая...»
«До утра перед разлукой...»
«Мы оба с тобою из племени...»
«Над сном монастыря девичьего...»
«Не той, что из сказок, не той, что с пеленок...»
Сыновьям
Стихи 1946 г.
«Бывает иногда мужчина...»
Золотые рыбки
«Стекло тысячеверстной толщины...»
Футон
Хибачи
«Я в эмигрантский дом попал...»
Стихи 1947 г.
«Барашек родился хмурым осенним днем...»
«Как говорят, тебя я разлюбил...»
«Трубка после обеда...»
«Чтобы никогда не думала...»
Стихи 1948 г.
Баллада о трех солдатах
В корреспондентском клубе
Военно-морская база в Майдзуре
Красное и белое
Митинг в Канаде
Немец
Нет!
Тигр
Три точки
Улица Сакко и Ванцетти
«Я схоронил любовь и сам себя обрек...»
Стихи 1949 г.
Ночь перед бессмертием
Стихи 1951 г.
Дом друзей
Стихи 1954 г.
Борису Горбатову
В гостях у Шоу
В Гуйлине
Друг-приятель
«Дружба - дружбой, а служба - службой...»
«Жил да был человек осторожный...»
Иван да Марья
Любовь
Новогодняя ночь в Токио
Переправа через Янцзы
Письмо из Аргентины
Сын
Улыбка
Чужая душа
«Я не могу писать тебе стихов...»
Стихи 1956 г.
Анкета дружбы
«Зима сорок первого года...»
Отец
Тост, услышанный в Дагестане
Стихи 1961 г.
Наш политрук
Стихи 1962 г.
Бомбежка по площадям
Дежурка
Матери Бориса Горбатова
Над Лаосом
Рукопись
Стихи 1963 г.
«Вьетнам, зима семидесятого...»
Знамя
Стихи 1969 г.
Товарищу То Хыу
Стихи 1970 г.
«Бывает, слово "ненавижу"...»
«Не пишется проза, не пишется...»
«Ненужные воспоминания...»
«Умирают друзья, умирают...»
Стихи 1971 г.
«Вновь, с камнем памяти на шее...»
«Навеки врублен в память поколений...»
«Преуменьшающий беду...»
Разведка
«Сколько б ни придумывал фамилий...»
«Тот самый длинный день в году...»
Стихи 1973 г.
«Не лги - анатом!...»
«Осень, ветер, листья - буры...»
Стихи 1974 г.
Не тут, так там
«То недосуг...»
Стихи 1975 г.
Капитану В. В. Михайличенко
«Самих себя, да и печать...»
Стихи 1976 г.
«Вот тебе и семьдесят, Самед!...»
Опыт верлибра

Константин Симонов

Симонов Константин Михайлович (15 (28) ноября 1915, г. Петроград —28 августа 1979, г. Москва) – русский поэт, советский писатель, драматург, общественный деятель, редактор.

Настоящее имя поэта – Кирилл Симонов. Он родился в Петрограде в семье красноармейца, который пропал без вести в годы гражданской войны. В 1919 году мать Симонова забрала сына с собой в Рязань. Здесь она вышла замуж за преподавателя военного дела Иванишева, который в прошлом был полковником при царе. Отчима маленький Кирилл полюбил. Именно этому человеку он был обязан своей страстью к военному делу. Начальное образование Симонов получил в Рязани. Впоследствии учился в Саратовке. После семилетки он перешел в ФЗУ в Саратове, затем в Москве, куда вся семья переехала в 1931 году.

Симонов работал токарем в различных мастерских. Трудился в Межрабпомфильме. В 1934 году он стал студентом Литературного института. Симонов учился у преподавателей Луговского и Антокольского. Вместе с ним семинары посещали Матусовский, Долматовский, Алигер. Еще до поступления в Литературный институт Симонов пытался писать стихи. Молодой автор отправился на строительство Беломорканала. Свои впечатления от командировки он отразил в поэме «Павел Черный» Вместе с Матусовским Симонов издал поэтический сборник «Луганчане», работал над произведениями «Ледовое побоище», «Победитель», «Суворов». Эти поэмы вышли уже в студенческие годы поэта. Симонову был близок историзм, разговорная интонация в лирике, пафос его поэзии, восхваление мужской дружбы и солдатского долга, патриотический настрой.

Симонов практически сразу же после первых литературных публикаций стал очень знаменитым. Его дебютное стихотворение «Генерал» было посвящено Матэ Залка. После этого шедевра биография Симонова пополнилась легендой об участии поэта в войне в Испании.

В 1939 году Симонов стал военным корреспондентом газеты «Героическая красноармейская». Он был отправлен на Халхин-Гол. Перед отъездом на фронт Кирилл Симонов взял себе псевдоним Константина. Причиной этому стали сложности в произношении собственного имени. Симонов не мог выговаривать «р». Популярность пришла именно к Константину Симонову.

Находясь на Халхин-Голе, поэт написал стихотворение «Танк». В этом образе Симонов видел символ будущей победы. Ему принадлежала идея использовать в качестве монумента Победы танк.

На войне поэт познакомился с молодым Жуковым, сдружился с редактором газеты «Героическая Красноармейская» Ортенбергом. Впоследствии эти люди стали не только близкими друзьями Симонова, но и персонажами его прозаических произведений. Талант молодого поэта раскрылся именно на Халхин-Голе. Из юного начинающего литератора Симонов превратился в знаменитого поэта.

В перерывах между войнами Симонов начал пробовать себя в драматургии. Первая пьеса получила название «История одной любви». Драматургический дебют автора остался без внимания критики. Вторая попытка носила название «Парень из нашего города». Пьесу Симонов закончил накануне Отечественной войны. Она принесла Симонову-драматургу лавры славы. Произведение ставили лучшие отечественные театры.

В начале Великой Отечественной войны Симонов пребывал на Западном фронте. Сюда его направили военным корреспондентом, но до издания поэт так и не успел добраться. 13 июля 1941 года он оказался под Могилевым в 338 стрелковом полке. Жизнь здесь надолго запечатлелась в памяти поэта. Симонов наблюдал, как этот «островок надежды» мужественно противостоял фашистским наступлениям. В романе «Живые и мертвые», который Симонов напишет впоследствии, события будут разворачиваться именно на Буйническом поле. На нем встретятся персонажи Серпилин и Синцов, горячо любимые герои Симонова. Именно здесь поэт будет завещать развеять его прах.

После этих событий Симонов возвратился в Москву. Все последующие годы войны он пребывал в должности военного журналиста газеты «Красная звезда». Среди военных корреспондентов того времени его называли одним из лучших. Он мужественно отправлялся в тыл на подводной лодке, пробовал себя в роли разведчика, ходил в пехотную атаку. Приходилось Симонову бывать на Баренцевом море, видеть Черное море, норвежские фьорды. Закончил свой путь поэт в самом Берлине. Здесь он присутствовал на подписании акта капитуляции фашистской Германии. Именно на войне сложились основные черты характера Симонова, которые не раз помогали ему в будущем. В нем была колоссальная работоспособность, целеустремленность и солдатская собранность.

За четыре года Отечественной войны Симонов издал пять книг с рассказами и повестями, работал над повестью «Дни и ночи», пьесами «Так и будет», «Русские люди», «Под каштанами Праги». В его полевых дневниках было записано столько стихотворений, что впоследствии они составили несколько томов симоновских сочинений. В 1941 году в «Правде» появилось знаменитое стихотворение поэта «Жди меня». Его называли «молитвой атеиста», тонким мостиком между жизнью и смертью. В стихотворении автор обращался к ожидающей его женщине. В удачно подобранных словах Симонов смог передать чаяния всех солдат, которые писали домой своим любимым женщинам, родителям и близким друзьям.

В этом же году Симонов опубликовал еще одно свое стихотворение «Словно смотришь в бинокль перевернутый». Это было своеобразное переосмысление довоенных событий. Как и «Жди меня» стихотворение снискало колоссальную знаменитость. После войны Симонов стал лауреатом сталинских наград, руководителем Союза писателей СССР, автором многих знаменитых и любимых читателями пьес, повестей, рассказов. Его произведения издавались огромными тиражами, неизменно переиздавались и были переведены на другие языки.

Официальная идеология совпадала с воззрениями самого писателя и поэта. Именно это послужило причиной его невероятной популярности и уважению со стороны советской власти. Тем не менее, после окончания войны в авторе стали появляться внутренние противоречия, которые сказались и на его творчестве. После войны Симонов стал редактором «Нового мира», «Литературной газеты», депутатом Верховного Совета, членом Всемирного Совета Света. Он много путешествовал по странам Европы, Америки и Азии, бывал в Японии, Лондоне, Праге, Париже. Симонов встречался с выдающимися современниками, среди которых были Бэт Дэвис, Чарли Чаплин, Бунин, Неруда.

Симонову грозило смещение нравственных ориентиров, которые всегда неизменно отличали от посредственности настоящий талант. Этому активно способствовала критика. Когда вышла симоновская пьеса с сюжетом, подсказанный вождем, под названием «Чужая тень», поэт был удостоен очередной Сталинской премии. В это же время искренняя повесть об измученной войной Смоленщине под названием «Дым отечества» стала жертвой разгромной критики.

Роман Симонова «Товарищи по оружию», который предварял знаменитое произведение в трех частях писателя, он, никогда не любивший править уже опубликованные произведения, переделывал в последующие годы неоднократно. Ему довелось сократить произведение почти втрое.

Когда умер Сталин, в жизни Симонова начались перемены, которые непосредственным образом касались его личной и творческой судьбы. Симонов расторгнул брак с актрисой Серовой, женился повторно на Жадовой, вдове знаменитого поэта Гудзенко. Симонова убрали с должности главного редактора в «Новом мире». В начале 1958 года поэт отправился в Ташкент в должности корреспондента «Правды». Началось его путешествие по Средней Азии.

Здесь Симонов пребывал в относительной удаленности от политической и общественной нестабильности. Это способствовало написанию «Живых и мертвых». Либеральная атмосфера «оттепели» и прекрасное знание войны благополучно объединились в этой прозе. Повести «Пантелеев» и «Левашов», первоначально входившие в издание, вскоре были изданы отдельными произведениями. Их называли лучшими работами автора Симонова о войне.

Сравнивая дневники Симонова, которые были выпущены гораздо позже, с его ранней прозой, исследователи замечают, что персонажей своих автор направляет туда, где был сам, стремится наделить их своим военным опытом, впечатлениями от войны. Именно поэтому складывается превратное ощущение автобиографичности, реальности симоновских героев. Персонажей Синцова из трилогии и Лопатина из «Так называемой личной жизни» Симонов не придумал, это были знаменитые военные журналисты. Тем не менее, автор не уставал доказывать неправоту исследователей, которые называли других его героев невымышленными, активно протестовал против подобной идентификации. Симоновская проза уникальна и сильна, потому что героев он рисовал не такими, каким были они на самом деле, а такими, какими Симонов желал их видеть. Они обладали чистотой и благородностью, чертами, которых, по мнению самого писателя, в нем самом было недостаточно.

Симонов создавал мужскую прозу. Тем не менее, художник описывал и женские образы – старательно выводил характеры героинь, в которых был влюблен, которым дарил свои мужские симпатии. Все эти образы представляют собой вариации главное лирической героини его произведений, к которой автор обращался в стихотворении «Жди меня». Это образы женщин, которые были наделены мужской последовательностью в мыслях и поступках, завидной верностью и умением ждать.

Война у Симонова наглядна и многолика. Автор замечает ее с разных ракурсов, независимо перемещаясь в пространстве войны от окопов до армейских штабов, а затем в глубокий тыл. Современники причисляли прозу его к офицерской, то есть лишенной крови и пота солдатской повинности. Симонов показывал войну через призму собственных воспоминаний, поэтому он оставался верным этому принципу, а от писательской фантазии сознательно отказывался.

В начале 1960-х Симонов вернулся из Ташкента в Москву, когда наблюдался исход «оттепельных» настроений. Кинематографическая лента «Живые и мертвые» признавалась гордостью советского кино, а когда на экраны вышел фильм по произведению «Солдатами не рождаются», он был порядочно исковеркан редактурой. Симонов вынужден был требовать убрать из титров собственную фамилию. Лента появилась под названием «Возмездие» и не принесла никакой славы, несмотря на то, что это было продолжение нашумевшего фильма «Живые и Мертвые».

Время «застоя» стало сильнейшим образом сказываться на творчестве поэта. В это время он забросил писать стихи, изредка публикуя произведения, воспоминания о военных годах. Последняя пьеса Симонова «Четвертый» была раскритикована за недостаток внутренней свободы. Впрочем, премьера постановки состоялась в двух лучших театрах: «Современнике» и «Большом Драматическом театре» в Москве и Санкт-Петербурге. Событие прошло незамеченным. Работа над романом, третьей частью фундаментального произведения Симонова, отнимала все силы автора. Тем не менее, процесс шел медленно и сопровождался трудностями. «Солдатами не рождаются» и «Последнее лето» не могли ставиться, ни в какое, сравнение с первой частью трилогии - «Мертвые и живые».

Симонов пробовал себя в литературно-исторической работе. Он потратил несколько лет жизни, чтобы тщательно проследить за судьбами людей и событий. Эти наблюдения были запечатлены в симоновских военных дневниках. Автор плодотворно работал над выходом труда «Сто суток войны», в основу которого легли записи из дневников и позднее переосмысление событий и фактов. Симонов считал данную книгу лучшей из всех, что написал в течение жизни. С данным утверждением соглашались военные историки, а также ряд литературных критиков. Издание подготавливалось к печати в трех номерах журнала «Новый Мир» за 1967 год, но появилось только спустя семь лет. Цензура порядком изменила некоторые моменты в книге, о чем Симонов несказанно печалился. Редактура была связана с двумя составляющими симоновского сочинения, а также с принципом стереоскопичности. Поводом для цензурной правки стало переосмысление личности Сталина.

Вышла повесть «Из записок Лопатина», которая была включена в роман Симонова «Так называемая личная жизнь». В 1976 году было издано двухтомником произведение «Разные дни войны». Цензура вырезала отдельные моменты из «Ста суток». Впоследствии произведение дополнилось дневниками за 1942–1945 года и авторскими комментариями.

В последние десять лет Симонов занимался кинематографом. Вместе с Романом Карменом он работал над кинопоэмой «Гренада, Гренада, Гренада моя». Вышел фильм «Чужого горя не бывает», в котором Симонов стал автором сценария. В ленте показана вьетнамская война. Появляется на экранах фильм «Шел солдат», картина «Солдатские мемуары».

28 августа 1979 Симонов скончался. Поэт и писатель завещал развеять прах его на поле близ Могилева, где происходили самые памятные события в его жизни. Сообщение о том, что прах Симонова был развеян, долгое время не появлялось в печати. Возле рабочего кабинета поэта поставили мемориальную доску на улице Черняховского, на которой написали: «Герой Социалистического труда». Возле Буйнического поля стоит мемориальный камень с надписью: «Всю жизнь он помнил это поле боя и здесь завещал развеять свой прах».


Константин Симонов
Константин Симонов
[15 ноября 1915 - 28 августа 1979]
Помогите библиотеке
Помощь библиотеке
Проза
Беседы с Адмиралом флота Советского Союза И.С. Исаковым
Беседы с Маршалом Советского Союза А.М.Василевским
Беседы с маршалом Советского Союза И.С. Коневым
В редакцию современной советской литературы Гослитиздата
Живые и мертвые: Живые и мертвые
Живые и мертвые: Последнее лето
Живые и мертвые: Солдатами не рождаются
Уроки истории и долг писателя
Письма
Письмо генералу армии П.И. Батову
Письмо маршалу Советского Союза К.С. Москаленко
Критика
Анализ стихотворения К.Симонова «Жди меня»
Об авторе
Герой Соц.Труда Симонов Константин Михайлович
Жизненный и творческий путь Константина Симонова
Залесский К.А. Империя Сталина
Записал Константин Симонов
Константин Симонов
О Константине Симонове
О Симонове
Образ войны в произведениях Константина Симонова
Образы Синцова и Серпилина в романе К.М. Симонова «Живые и мертвые»
Русские писатели и поэты
Страшная правда войны в романе «Живые и мертвые»
Человек на войне в трилогии К. Симонова «Живые и мертвые»
Подписывайтесь

Стихи и поэты.
людям нравится
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Реклама
Годы | Стиль | Автор
Библиотека русской поэзии
Все поэты