Борис Садовской

Садовской (Садовский) Борис Александрович (10 февраля (22 февраля) 1881, Ардатов Нижегородской губернии — 5 марта 1952, Москва) — русский поэт, прозаик, литературовед, исследовавший творчество поэтов Серебряного века.

Отец будущего литератора, А.Я. Садовский, некогда принадлежал к духовному сословию, но смог выслужить дворянский чин, поэтому сын его был уже потомственным дворянином. Кроме того, А.Я. Садовский был достаточно влиятельным нижегородским общественным деятелем и служил инспектором Удельной конторы. Позже он станет известным историком и председателем Нижегородской губернской архивной комиссии. После того как семья Садовских переезжает в Нижний Новгород, маленький Борис поступает в дворянский Александровский институт, во второй класс. В шестом классе он уходит в гимназию. Стоит отметить, что учеба у будущего литератора не заладилась: мешали танцы, театр и поэзия, которыми он страстно увлекался. В начале 1901 года газета «Волгарь» публикует первое стихотворение начинающего автора «Иван Грозный». Начиная с этого времени, его стихи часто публикуются в местных периодических изданиях. В 1902 году Садовский поступает на историко-философский факультет Московского университета, который оканчивает в 1906 году. Сочинения Садовского не только продолжают печатать нижегородские издания, но и публикуют столичные, среди которых «Речь», «Биржевые ведомости» и «Русская мысль».

Как поэту, Садовскому был близок символизм. Он заводит если не дружбу, то достаточно близкие отношения с А. Блоком, А. Белым и В. Брюсовым. От последнего Садовский получает приглашение сотрудничать в «Весах», где периодически выходят его критические статьи. Несмотря на дружбу с многими-поэтами символистами, Садовский не принимает их философии и в поэзии остается приверженцем ее «золотого века», связанного, по его мнению, прежде всего с именами А. Пушкина и А. Фета.

Первая книга стихов Садовского была издана в 1909 году под названием «Позднее утро». Автору к этому времени исполнилось уже 28 лет (по всей видимости, отсюда и название книги). После выхода в свет этого сборника Садовский берет литературный псевдоним, заменив одну букву в своей фамилии. С этого времени исчезает поэт Садовский и возникает литератор Садовской. Следующий сборник стихов появился только в 1914 году. Это наиболее известная книга стихов «Самовар». В 1915 году был издан сборник стихов «Полдень», в 1917 — «Обитель смерти». Параллельно со стихами Садовской пишет историко-литературные книги, в которых еще ярче прослеживается влияние Пушкина и Фета на его творчество: «Русская Камена» (год издания 1910), «Озимь» (год издания 1915), «Ледоход» (год издания 1916). В этих книгах были также статьи, содержащие анализ современного поэтического творчества. К числу особо значимых литературно-исторических исследований Садовского стоит отнести работы, посвященные жизни и творческому пути Фета (в кн. «Ледоход»). В это же время выходят сборники с прозой автора, а именно книга «Узор чугунный», изданная в 1911 году, и «Адмиралтейская игла», увидевшая свет в 1915 году. Стоит отметить, что проза Садовского была в основном посвящена «давно прошедшему».

Отличительной ее чертой является стилизация «под эпоху». В своих произведениях Садовской применял особенности речи того времени, о котором писал. Он активно использовал такой прием, как воссоздание мемуаров, дневников или переписки. Об этом говорят и названия тех или иных его произведений: «Дневник генерала», «Из бумаг князя Г.» и прочие.

В конце 1916 года в результате осложнения, вызванного сифилисом, перенесенным им еще в 1903 году, поэта разбил паралич. Садовской оказывается практически вычеркнутым не только из литературного процесса, но и из жизни. К обеим революциям 1917 года поэт отнесся крайне отрицательно и видел в них только крушение обжитого мира. В начале двадцатых годов как никогда ранее Садовской был близок к самоубийству, но благодаря помощи друзей смог вернуться в литературу, хотя издавать его практически перестали. За все эти годы были изданы только две его книги: сборник «рассказов в стихах и прозе» «Морозные узоры», вышедший в 1922 году, и фантастический роман «Приключения Карла Вебера», изданный в 1928 году. Скорее всего, результатом этого были не так давно открывшиеся мистификации Садовского. К примеру, в 1926 году он направил в журналы «Красная нива» и «Былое» «воспоминания» о Степняке-Кравчинском и Некрасове вымышленного знакомого С.М. Степняка-Кравчинского по Лесному институту и «литературного секретаря» Н. Некрасова, некоего Николая Ивановича Попова, вкупе со стихотворениями. В журнале «Красная нива», в тридцатом номере за 1926 год состоялась публикация Садовского «Из архива покойного Н.И. Попова». «Воспоминания Н.И. Попова» о Некрасове содержали ранее «неизвестное стихотворение» «Солнышко село. / Тюремной решетки…», которое также было опубликовано. «Воспоминания» же о Степняке-Кравчинском и пять (из двенадцати) стихотворений были опубликованы спустя сорок лет, в третьем номере «Недели» за 1965 год (публ. С.С. Волка из архива П.Е. Щеголева). Литературоведам известно, что Степняк-Кравчинский сочинял стихотворения, но обнаружить их не удалось. Кроме того, с Садовским связывают выход в свет его стихотворения «Солдатская сказка» под именем Александра Блока (Новая Россия. — 1926. — № 3), а также опубликование его собственного стихотворения «В роще» (1912) в собрании сочинений С. Есенина (Т. 5. — М., 1962) и в собрании сочинений А. Блока (Т. 3. — М., 1960). С другой стороны, бесспорно ценными являются «Записки» Садовского, охватывающие довольно длительный период литературной жизни России — с 1881 по 1916 годы.

В 1929 году Садовской навсегда покидает Нижний Новгород и переселяется вместе со своей женой в Москву. Здесь его принимают в члены Союза писателей СССР, но практически не издают. Квартирка, расположенная в подвальчике одной из церквей Новодевичьего монастыря, стала местом его затворничества. Здесь Садовской провел последние 23 года своей жизни. Несмотря на полное забвение его и критикой, и читателями, Садовской продолжал творить. Кроме не так давно появившихся в печати повести «Табакерка» и романа «Пшеница и плевелы», рассказывающего о М. Лермонтове и Н.С. Мартынове, им были созданы пьеса «Федор Кузьмич», которая была связана с легендой о российском императоре Александре II, а также романы «Первое марта» о народовольцах и «Современник» о «шестидесятниках».

Все эти произведения, впрочем, как и многие другие, считаются утерянными. В ЦГАЛИ хранится обширный архив Садовского, одним из интереснейших документов в нем является «Дневник», который представляет собой яркую и широкую панораму жизни литературного общества России начала двадцатого столетия.

В начале Великой Отечественной войны Садовской стал членом засекреченной монархической организации «Престол», которая занималась подготовкой к приходу фашистов в Москву. Садовской ничего не знал о том, что организация эта была «липовой» и использовалась органами НКВД в совершенно противоположных целях. Но даже участие в подобной организации не стало поводом для каких-либо репрессивных мер в отношении Садовского, который умер в совершенной безвестности в 1952 году.


Борис Садовской
Борис Садовской
[10 февраля 1881 - 5 марта 1952]
Помогите библиотеке
Помощь библиотеке
Проза
Святая Елена
Черты из жизни моей
Об авторе
Встреча Садовского с Есениным
О Садовском
Памяти Б.А. Садовского
Подписывайтесь

Стихи и поэты.
людям нравится
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Реклама
Годы | Стиль | Автор
Библиотека русской поэзии
Все поэты