Стихи 1951 г.
«Зима промчалась, как шальная электричка...»
«Насмотревшись на грудь четвертого человека...»
«Фонарь затесался в ночную тусовку деревьев...»
Стихи 1953 г.
Весна на бывшем Хамовническом плацу
Стихи 1956 г.
Агнец
Леонтьев
Мартовский сад
Ослик
Сентябрь
Трофейная пластинка
«У полдня с вечером пока ничья...»
Стихи 1957 г.
«Куда ты подевался, Борька Котов...»
«Я очнулся от сна, потому что...»
Стихи 1958 г.
«А оттепели наши — ненадолго...»
Стихи 1960 г.
«Вода стоит с гранитом вровень...»
Малинник
«Меня ты обругал за обращенье к Богу...»
На яру
«Опустевший террариум рая...»
«Освоена, но не воспета...»
Перелетные ангелы
Петербуржским друзьям
Плоть
«Потускнели озера. И солнце к земле охладело...»
«Ты живешь под этим деревом столько лет...»
«Тяжелы проклятия у грозы...»
Стихи 1963 г.
Ангел-Поводырь
«В «Китайском летчике» играли танго шведы...»
«В речном затоне — как в ночном притоне...»
«Вновь по кладбищенской аллее...»
«Все глуше скрипит сук на сухом клене...»
«Газон с мандрагорой подстрижен. Но как-то неровно...»
Городской Парк Культуры в конце застоя
Картина Каналетто
Кролику
«Мы - подобье Его...»
На рынке
«Наступает неделя, когда умирают снега...»
«Ноев ковчег, остановленный не Араратом...»
«Под капельницей думается плохо...»
Пробуждение
Тридцатые. Сад Мандельштама
Шанхай
Элегия
«Я помню эти летние картинки...»
«Я тебя убью своими же руками...»
Стихи 1964 г.
Вечер с качелями
Капернаум
Киносеанс вместо прогулянного урока
Лангедок
Плачь, о Гнедич-поэт
Стихи 1965 г.
Больница на загородном шоссе
Январь
Стихи 1967 г.
«Везде ли так иль только лишь у нас?...»
Наше озеро
«Небо пятницы этой — арбузная алая мякоть...»
«Почему бы не выпить стопаря...»
Хамовники накануне миллениума
Стихи 1972 г.
«А зиме-то конец, отвечаю своей головой...»
«Мелкая галька за пирсом гремуча в ночи...»
«Ничего не видя и не слыша...»
«Осенний Симеиз печален на закате...»
Стихи 1976 г.
«Когда, от праздника устав...»
«Луна светила так, как будто...»
Первая беседа
Пирамиды
«Простор живого белого стиха...»
«Розовыми прожилками светится мой инжир...»
«Своих бы не узнали брадобреи...»
Солнечный ноябрь
Стихи 1979 г.
«А на синих болотах стоит апрель, да какой!...»
«Дали молчаливы, безответны и огромны...»
«И выходит на сцену хороший в прошлом певец...»
«Может, ночь — это лучшее время для бешеных строк...»
Молитва
«На морском причале судна отворчали...»
«Пасмурная яблоня в бесплодии...»
«Что за этой листвой: городок иль деревня?...»

Юрий Евгеньевич Ряшенцев

Ряшенцев Юрий Евгеньевич (16 июня 1931, Ленинград) — советский русский поэт и прозаик, киносценарист, автор текстов песен для театра и кино, мастер мюзикла.

Юрий Ряшенцев вспоминает, что в детстве был избалован всеобщей любовью, как семьи, друзей, так и соседей. По словам поэта, в седьмом классе учительница литературы сравнивала его с Обломовым, в шутку называя мальчика Ильей Ильичом.

Детские и юношеские воспоминания поэта связаны с такими местами, как Хамовники, Новодевичий монастырь, сад Мандельштама. Он считает эти места лучшими в Москве и вообще в Европе. Особенно красота этих мест, по словам поэта, раскрывается в тихую погоду, когда монастырь отражается в воде. Сад Мандельштама, или городскую усадьбу Трубецких, Юрий Евгеньевич называет садом своего детства. Еще один сад, называемый Девичка, представляющий собой остатки Девичьего поля, сыграл важную роль в жизни поэта. Однажды, рассматривая старое издание «Фауста», Юрий Ряшенцев увидел на одной из гравюр пейзаж, весьма похожий на Девичку. Он считает этот момент началом своего ощущения поэзии вообще и в частности поэзии этого района.

Юрий Ряшенцев утверждает, что всегда воспринимал Хамовники как собственную родовую усадьбу и никогда не согласился бы переехать в другой район. Также, несмотря на голод, нищету и огромные потери во время эвакуации, он признает, что его по-прежнему притягивают места, где он жил в тот период.

В 1954 году Юрий Ряшенцев окончил филологический факультет Московского государственного педагогического института имени Ленина. Он поступил в институт в возрасте девятнадцати лет, потеряв один год школьного обучения из-за эвакуации. Он планировал вместе с одноклассниками поступать в Московский государственный университет, но будучи сыном и пасынком репрессированных, практически не имел шансов на поступление. На выбор высшего учебного заведения повлиял один случай. Однажды, учась в последнем классе школы, Юрий Ряшенцев играл в волейбол с командой Московского педагогического института на районных соревнованиях. После игры представители физкультурной кафедры педагогического института пригласили школьников поступать учиться к ним.

Юрию Ряшенцеву очень нравилось учиться. Вместе с ним в том же институте учились Ю. Визбор, Ю. Коваль, Ю. Ким, П. Фоменко, В. Долина и многие другие известные личности. Юрий Ряшенцев считает свой педагогический институт особым местом, обладающим способностью проявлять заложенные в человеке дарования.

Юрий Ряшенцев в институте учился хорошо и даже получил диплом с отличием. Сам он не считает себя слишком прилежным учеником, утверждая, что просто умел сдавать экзамены. Он вспоминает об одной из преподавательниц, которая знала об этих качествах его характера и заставила по-настоящему полюбить свой предмет и неизвестных ранее авторов, таких как А. Дельвиг и Д. Веневитинов. Эта женщина вела в педагогическом институте семинары по пушкинской плеяде.

В студенческие годы Юрий Ряшенцев увлекся бардовской песней. Песни звучали в походах, у костра, в электричках, начинаясь с подтекстовок на знакомые мелодии. В. Сурганов и М. Кусургашев способствовали этому увлечению Юрия Ряшенцева. Ю. Визбор и В. Красновский стали сочинять собственные мелодии. Юрий Ряшенцев полагает, что судьба особым образом объединяет людей, нуждающихся друг в друге, каждый из которых умеет делать что-либо, к чему не способны другие. Полностью очевидным для поэта это стало после того, как в педагогический институт пришел Ю. Ким.

Окончив обучение, Юрий Ряшенцев семь лет преподавал в школе, из них три года в школе для трудных подростков.

Начиная с 1955 года что, по его мнению, очень поздно, Юрий Ряшенцев начал публиковать свои произведения в первых номерах журнала «Юность». В 1962 году его пригласили работать в отделе поэзии этого журнала. Юрий Ряшенцев работал там с молодыми поэтами вплоть до 1990-х годов.

Юрий Ряшенцев является автором шести сборников стихотворений. Его стихотворения были напечатаны практически в каждом из центральных литературных журналов. Первый сборник вышел в 1967 году под названием «Очаг».

С 1970 года Юрий Ряшенцев является членом Союза писателей России, а также членом русского ПЕН-центра.

Второй поэтический сборник Юрия Ряшенцева «Часы над переулком» вышел в 1972 году.

Юрий Ряшенцев считает своим театральным дебютом спектакль «Бедная Лиза», поставленный в 1973 году в ленинградском академическом Большом театре в соавторстве с Марком Розовским. К этому спектаклю Юрий Ряшенцев также написал тексты песен. Он писал тексты к песням для многих других театральных представлений Ленинградского академического Большого театра, в том числе для «Истории лошади».

В 1980-е годы были опубликованы еще два сборника стихотворений Юрия Ряшенцева: «Иверская сторона» в 1981 году и «Високосный год» в 1983 году.

Юрий Ряшенцев принимал участие в создании большого количества кинофильмов. Он работал в том числе и над русскоязычной версией «Метро». Написал тексты песен ко многим кинофильмам, таким как «Гардемарины, вперед!», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Остров погибших кораблей», «Забытая мелодия для флейты», «Веселая хроника опасного путешествия».

В 1990 году вышел поэтический сборник Юрия Ряшенцева «Дождливый четверг».

Юрий Ряшенцев писал не только стихотворения, но и прозу. В 1994 году он написал роман «В Маковниках. И больше нигде». Этот роман был отдельно издан в 2001 году.

Последний сборник стихотворений Юрия Ряшенцева вышел в 2002 году под названием «Ланфрен-Ланфра».

Юрий Ряшенцев переводил на русский язык стихотворения украинских, армянских, грузинских, бурятских поэтов.

Произведения Юрия Ряшенцева печатались в журналах «Огонек», «Новый мир», «Знамя». Юрий Ряшенцев является лауреатом профессиональной премии журнала «Арион» в номинации «Лучшие стихи года». Кроме того, он трехкратный победитель Всесоюзных конкурсов по стихотворному переводу. В 2002 году он был удостоен Государственной премии имени Булата Окуджавы.

16 июня 2006 года Юрий Евгеньевич Ряшенцев отпраздновал свой 75-й день рождения. Накануне этого по телевидению демонстрировался документальный фильм из цикла «Эпизоды», в котором Юрий Ряшенцев рассказывал о себе, своих друзьях и отношении к славе.

Он утверждает, что никогда не считал себя целеустремленным человеком и до сих пор затрудняется ответить на вопрос о своей профессии. Он обычно говорит, что занимается литературой, или говорил в свое время, что работает в журнале «Юность». Ему трудно называть себя поэтом. Юрий Ряшенцев полагает, что лирические стихотворения пишутся в первую очередь для себя, для личного дневника.

Официально он считает себя человеком, который пишет стихи для фильмов и театра. Юрий Ряшенцев утверждает, что не оставил бы работу в театре, даже если бы у него не было необходимости зарабатывать деньги. Говоря о своей любви к театру и кино, он в первую очередь упоминает об интересных режиссерских задачах и работе с замечательными актерами, такими как, например, А. Джигарханян или О. Табаков.

Юрий Ряшенцев утверждает, что у него возникают сомнения всякий раз, когда его называют «шестидесятником». Он полагает, что «шестидесятники» — это слава, а сам он славы не имеет и ею не интересуется. Юрий Ряшенцев говорит, что никогда не понимал желания однажды проснуться знаменитостью, а интересовался совершенно другими вещами. «Я очень любил всякие жизненные проявления: движение, скорость, девушек, природу», — говорит он. Юрий Ряшенцев утверждает, что у него никогда не было ощущения, что он — человек своего поколения.

Он имел хорошие отношения со всеми, кто был прославлен в 1960-е годы: с Е. Евтушенко, А. Вознесенским, Б. Ахмадулиной, Р. Рождественским, с которым, по его словам, играл в настольный теннис и волейбол. По словам Юрия Ряшенцева, все они были его друзьями, которыми он любовался издалека, иногда отмечая некие профессиональные, с его точки зрения, ошибки и понимая, что они делают важное дело. При этом сам он не считал себя принадлежащим к этой когорте. Юрий Евгеньевич утверждает, что изначально хотел просто быть свободным человеком, не имея над собой начальства. Состоя в Союзе писателей, где, конечно, тоже было некое руководство, Юрий Ряшенцев держался несколько в стороне. По его мнению, он добился хотя бы того, чтобы не вставать ранним утром и не идти на службу, и нескольких десятилетий ему хватило для убеждения в своей правоте. «Я жил так, как мне было удобно», — говорит Юрий Евгеньевич.

В настоящее время Юрий Ряшенцев живет в Москве.


Юрий Ряшенцев
Юрий Ряшенцев
[16 июня 1931 - ]
Помогите библиотеке
Помощь библиотеке
Об авторе
Биографическая справка
Подписывайтесь

Стихи и поэты.
людям нравится
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Реклама
Годы | Стиль | Автор
Библиотека русской поэзии
Все поэты