Стихи 1830 г.
Когда б он знал!
Мечта
Стихи 1831 г.
«Дайте крылья мне перелетные...»
К страдальцам-изгнанникам
Простонародная песня
Стихи 1832 г.
Отринутому поэту
Стихи 1834 г.
Осенние листы
Прежней наперснице
Стихи 1835 г.
На прощение...
Надевая албанский костюм
Последний цветок
Стихи 1836 г.
Безнадежность
Что я люблю в красоте
Эльбрус и я
Стихи 1837 г.
Разговор во время мазурки
Стихи 1838 г.
В степи
Вы вспомните меня
Ссора
Стихи 1839 г.
Две встречи
Двойные рамы
Искушение
Стихи 1840 г.
В Москву!
И он поэт!
Как должны писать женщины
Потерянное кольцо
Село Анна
Стихи 1841 г.
На дорогу!
Нашим будущим поэтам
Стихи 1842 г.
Не скучно, а грустно
Она все думает!
Стихи 1844 г.
Опустелое жилище
Стихи 1845 г.
Насильный брак
Стихи 1846 г.
Слова на серенаду Шуберта
Стихи 1847 г.
В зимнюю ночь
Вместо упрека
Зачем нас гонят люди
Кто виноват?
Молва
«Не для тебя, так для кого же...»
Новоселье
Ожиданье
Ожидая его ...
После бала
После другого бала
При свидании
Прости!
Ссора
Счастливый день
Тебе одному
Трилогия
Цыганский вечер
Стихи 1848 г.
Моим двум приятельницам
Стихи 1850 г.
Зачем я люблю маскарады?
Цирк девятнадцатого века
Стихи 1852 г.
Слова для музыки
Чего-то жаль
Стихи 1853 г.
Дума вассалов
Колокольчик
Минувшему високосному 1852 году
Стихи 1854 г.
Слова для музыки
Стихи 1855 г.
Голубая душегрейка
Стихи 1856 г.
«Вставайте... сбирайтесь, народы...»
От поэта к царям
Слова для музыки
Стихи 1857 г.
В майское утро

Евдокия Петровна Ростопчина

Ростопчина Евдокия Петровна, урожденная Сушкова (23 декабря 1811 (4 января 1812), Москва — 3 (15) декабря 1858, Москва) — русская поэтесса, прозаик, драматург и переводчик, графиня.

Евдокия Ростопчина родилась в семье действительного статского советника П.В. Сушкова и Д.И. Пашковой. Мать Евдокии Ростопчиной умерла от чахотки, когда дочери было шесть лет. Отец постоянно был в служебных разъездах, поэтому Евдокия Ростопчина жила у богатых родственников матери. Она остро чувствовала свое сиротство, несмотря на то что в семье ее любили и баловали. Евдокия Ростопчина училась дома, и отец не жалел денег на воспитателей и учителей. Домашнее образование позволило ей изучить немецкий, французский, итальянский и английский языки. В семье никто не интересовался литературой, поэтому она начинала писать стихи тайно, в возрасте 11?12 лет.

В детстве Евдокия Ростопчина дружила с М. Лермонтовым. Когда ей было 18 лет, на балу у Голицыных она познакомилась с А. Пушкиным. В дальнейшем о своем отношении к нему она сказала так: «Боготворила — всегда».

Дядя Евдокии Ростопчиной, Николай Васильевич Сушков, был поэтом и драматургом. В его литературном салоне Евдокия Ростопчина читала свои стихотворения. Молва о ее поэтическом таланте распространилось быстро. Стихотворения Евдокии Ростопчиной переписывали и передавали из рук в руки. Ее стихотворения нравились читателям своей ясностью, искренностью и музыкальностью.

Тем не менее не все из ее творчества предназначалось для широкого круга читателей. Евдокия Ростопчина горячо сочувствовала всему возвышенному и героическому. Она написала стихотворение «К страдальцам-изгнанникам» о декабристах, не изменивших своим убеждениям и сменившим роскошные мундиры на ссылку. Такие стихотворения Евдокия Ростопчина читала только тем, кто заслужил ее доверие, своим близким друзьям М. Лермонтову и Н. Огареву. Они не только ценили поэтический талант Евдокии Ростопчиной, но и восхищались ее красотой и очарованием. Огарев страдал от безответной любви к Ростопчиной, а Лермонтов посвятил ей стихотворение «Умеешь ты сердца тревожить...».

В 1831 году П. Вяземский, друг семьи Сушковых, в тайне от Евдокии Ростопчиной переписал у нее стихотворение «Талисман», которое его восхитило, и отправил его А. Дельвигу, редактору альманаха «Северные цветы». Тот, не сомневаясь, опубликовал это стихотворение, не указывая авторство, поскольку для барышень сочинение стихов не считалось приличным занятием. Так состоялся поэтический дебют Евдокии Ростопчиной.

В 1833 году Ростопчина вышла замуж за графа Андрея Федоровича Ростопчина, отец которого ранее был московским главнокомандующим. Свадьба состоялась 28 мая. Эта свадьба была неожиданной для всей Москвы, так как между молодой парой ранее не замечали особой привязанности. К тому же незадолго до этого Андрей Ростопчин планировал жениться на другой девушке, но против той свадьбы возразила его мать.

Графиня Екатерина Петровна Ростопчина, мать Андрея Федоровича, тайно приняла католичество, и ее муж, узнав об этом, очень переживал. Их дом производил на современников тяжелое, гнетущее впечатление. Хозяйка дома имела немалое влияние на домочадцев. Андрей Федорович держался вдали от фанатичной религиозной матери, но также имел много странностей, порой напоминая своего отца, которого Екатерина II звала «бешеным Федькой».

Считалось, что графиня Ростопчина по каким-то соображениям хотела не допустить и этот брак Андрея Федоровича. Накануне свадьбы она рассказывала Евдокии Петровне о безалаберности сына, советуя ей отказаться от брачного союза с ним. Но эта ее характеристика сына раскрывала только одну сторону его характера. Андрей Федорович Ростопчин был веселым человеком, вовсе не злым, но при этом сумасбродным и вспыльчивым. Евдокия Петровна об этом знала. Жених на ее глазах сломал подаренные ей чрезвычайно дорогие серьги, так как, по его мнению, они не произвели на нее нужного впечатления.

Евдокии Петровне, которая выросла в благочестивой обстановке православной патриархальной семьи, предстояла встреча с совершенно незнакомым ей миром. Близкие Евдокии Ростопчиной были ошеломлены известием о свадьбе. Ее кузина накануне венчания получила полное отчаяния письмо, в котором невеста признавалась в долгой и страстной любви к человеку, воспетому ею в стихотворении «Талисман». Этот человек прошел через всю жизнь Евдокии Ростопчиной, оставшись неизвестным. Неизвестны и обстоятельства их отношений. Предположительно, свадьба с графом Андреем Федоровичем Ростопчиным стала попыткой поэтессы уйти от прошлого, увлечься другой жизнью и самой стать другим человеком ? богатой и знатной графиней Ростопчиной, окруженной поклонением.

О таком важном для любой женщины событии, как свадьба, Евдокия Ростопчина не написала ни слова. Только спустя много лет она упомянула о «весне без соловья, весне без вдохновенья». Она намеревалась верно исполнять обязанности жены, не любя мужа, но готовая подарить ему дружбу.

Три года после свадьбы Евдокия Ростопчина не появлялась в свете, лишь посылая редакторам литературных журналов письма со своими новыми стихотворениями. Таким образом, она продолжала завоевывать известность среди читателей. В 1834 году публицист и литературный критик И. Киреевский в своей статье «О русских писательницах» назвал ее «одним из самых блестящих украшений общества».

Строки стихотворений Евдокии Ростопчиной были удивительно легкими и звучными. Ее стихотворения печатались в песенниках, многие известные композиторы писали на них музыку. Сердечность ее поэзии привлекала всех. Стихотворения Евдокии Ростопчиной все чаще появлялись в журналах.

В 1836 году семья Ростопчиных переехала в Петербург. Войдя в высшее интеллектуальное общество, Евдокия Ростопчина стала подписывать свои стихотворения Р-а, а затем стала использовать в подписи полное имя. Ее творчество поддерживали Пушкин, Лермонтов и Жуковский.

Евдокия Ростопчина была желанной гостьей столичных салонов, где велись интеллектуальные беседы. Один из таких салонов был у семьи Карамзиных. Евдокия Ростопчина очень сблизилась с ними. На своих собственных вечерах она принимала широкий круг талантливых и известных людей. Ее посещали И. Тургенев, И. Крылов, В. Жуковский, А. Одоевский, Н. Гоголь, П. Плетнев, Даргомыжский, М. Глинка, а также многие знаменитости из Европы.

В 1836?1838 годы Евдокия Ростопчина полюбила придворные балы, маскарады и другие увеселительные мероприятия. Пристрастие к развлечениям не раз ставилось ей в вину как поэтессе с серьезным литературным именем. Но любовь Евдокии Ростопчиной к светским мероприятиям продолжалась не слишком долго. Будучи умной женщиной, она не хотела довольствоваться ролью светской львицы. После двух зим придворных развлечений она пришла к отрицанию общества светских кокеток. Евдокия Ростопчина написала ряд стихотворений, протестующих против различных сторон светской жизни, обилия интриг и скуки.

В 1838 году, спустя год после гибели А. Пушкина, Евдокия Ростопчина получила от В. Жуковского последнюю тетрадь Пушкина, которую он доверил ей окончить и дополнить. Она ответила Жуковскому восторженными стихами.

В 1838 году Белинский в одном из номеров «Современника» поставил имя Евдокии Ростопчиной рядом с Пушкиным. Тогда же поэт Н. Языков назвал подборку стихотворений одного петербургского журнала за год «дрянью и прахом», за исключением стихотворений Ростопчиной и Пушкина.

Весной 1838 года Евдокия Ростопчина решила переехать в имение мужа в селе Анна. Там она провела три года, усиленно работая над стихотворениями и прозой. В 1839 году вышла ее книга «Очерки большого света», включавшая в себя две повести: «Поединок» и «Чины и деньги». Основной темой этих повестей было право женщины любить по своему выбору. Книгу проигнорировали как читатели, так и критики. Вообще, прозаические произведения Евдокии Ростопчиной не имели большого успеха.

В 1840 году она вернулась в Петербург.

Евдокия Ростопчина не была счастлива в семейной жизни. Она привыкла к душевному одиночеству и избегала привязанностей, которые могли бы сделать ее счастливее. Но желание быть любимой вылилось в длительный роман с Андреем Карамзиным, приятелем Лермонтова и сыном известного историографа. Евдокия Ростопчина родила от Андрея Карамзина двух дочерей. Они получили фамилию Андреевы и воспитывались в Женеве. Роман окончился свадьбой Андрея Карамзина с Авророй Демидовой. Впоследствии Андрей Карамзин ушел добровольцем на Крымскую войну и там погиб, что стало большим потрясением для Евдокии Петровны.

В 1841 году вышел первый сборник стихотворений Евдокии Ростопчиной. Критики встретили книгу благосклонно. А. Никитенко писал о ней в «Сыне Отечества», а П. Плетнев отметил творчество Евдокии Ростопчиной в «Современнике». В «Отечественных записках» В. Белинский отметил высокий талант и «поэтическую прелесть» стихотворений Евдокии Ростопчиной, указав при этом и их недостатки, которыми он считал рассудочность и рефлексию.

Поэзия Евдокии Ростопчиной представляла собой лирический дневник. Она писала о несчастной любви, невозможном счастье, значительных событиях и впечатлениях.

В 1845 году семья Ростопчиных отправилась в заграничное путешествие. Во время этой поездки Евдокия Ростопчина написала балладу «Насильный брак» и прислала ее Булгарину для «Северной пчелы». Читатели и цензоры увидели в этом стихотворении отражение семейной жизни поэтессы. Но когда выяснился истинный смысл баллады, в которой аллегорически выражалось отрицательное отношение Евдокии Ростопчиной к взаимоотношениям между Россией и Польшей, Николай I был в негодовании. Он запретил Ростопчиной появляться при дворе. Впоследствии, в 1853 году, Евдокия Ростопчина написала продолжение баллады, которое называлось «Дума вассалов». Там она предложила в качестве выхода из сложившейся ситуации «разъединение».

В 1847 году Ростопчины вернулись из заграничной поездки и поселились в Москве. Они купили дом на Садовой. Граф Андрей Федорович Ростопчин перевез туда богатую картинную галерею, которую собирал его отец. С 1850 года в их особняке открылся музей.

Евдокия Ростопчина сблизилась с литературным кружком Погодина и сотрудничала с журналом «Москвитянин». Для редакции этого журнала она устраивала свои знаменитые «субботы». На одной из таких «суббот» читал свою пьесу «Банкрот» (изначально так называлась пьеса «Свои люди — сочтемся») начинающий драматург А. Островский.

В этот период поэтесса интенсивно работала. Она писала не только стихотворения, но и пьесы («Семейная тайна», «Нелюдимка», «Кто кого проучил»), а также поэмы («Версальские ночи», «Монахиня»), повести и романы («У пристани», «Счастливая женщина»). Евдокия Ростопчина перевела свою дому в стихах «Дочь Дон Жуана» на французский язык для французской актрисы Рашель. Повесть «Счастливая женщина» была опубликована в 1852 году. Произведения Евдокии Ростопчиной печатались во множестве журналов и альманахов.

Но интерес читателей к творчеству Евдокии Ростопчиной уже спадал. В 1856 году вышел первый том собрания ее сочинений. В предисловии к нему критик написал последний благоприятный отзыв на творчество Евдокии Ростопчиной. Поэтесса чувствовала враждебное отношение коллег. Н. Чернышевский называл ее салонной ретроградкой, а А. Добролюбов в «Современнике» издевался над ее романами.

В последние годы жизни Евдокия Ростопчина высмеивала российские литературные течения, после чего оказалась в изоляции. Он не принимала западничество, но порвала также отношения со своими друзьями-славянофилами. В одном из лучших своих произведений, комедии «Возврат Чацкого в Москву», она остроумно посмеялась над литературными интригами славянофилов и западников. Огарев, друг юности Евдокии Ростопчиной, сочинил стихотворение «Отступнице», в которой обращался к ней.

В 1857 году у Евдокии Ростопчиной обнаружили рак. В это время ее муж продал дом на Садовой и все коллекции, занимаясь многочисленными финансовыми операциями, которые неизменно были неудачны. Евдокия Ростопчина никогда не занималась финансовыми делами, а к этому времени у нее не было сил для этого. Но, несмотря на все трудности, она оставалась сильной духом. В последний год своей жизни Евдокия Ростопчина написала сатирическое произведение «Дом сумасшедших в Москве в 1858 году».

Последней из ее знаменательных встреч была встреча с Александром Дюма, с которым поэтесса уже давно вела переписку. Узнав о том, что он приехал в Россию, она пригласила его к себе. Буквально с первого слова А. Дюма был покорен ее обаянием. Вместо нескольких минут, предписываемых правилами приличия, они общались два часа. Впоследствии он восторженно вспоминал о Евдокии Ростопчиной.

После двух лет тяжелой болезни Евдокия Петровна Ростопчина умерла 3 декабря 1858 года, забытая публикой. Отпевали ее в церкви Петра и Павла. Он была похоронена в Москве на старом Пятницком кладбище, рядом со свекром.


Евдокия Ростопчина
Евдокия Ростопчина
[23 декабря 1811 - 3 декабря 1858]
Помогите библиотеке
Помощь библиотеке
Об авторе
Биографическая справка
Е. Дмитриева - Ростопчина
Е. П. Ростопчина
Царицы муз
Подписывайтесь

Стихи и поэты.
людям нравится
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Реклама
Годы | Стиль | Автор
Библиотека русской поэзии
Все поэты