Стихи 1825 г.
Непостоянство
Новая беда
Стихи 1826 г.
Живой мертвец
Ночь
Погребение
Стихи 1827 г.
Четыре нации
Стихи 1828 г.
Александру Петровичу Лозовскому
«Притеснил мою свободу...»
Провидение
«Ты хочешь, друг, чтобы рука...»
Стихи 1829 г.
Кремлевский сад
Табак
Стихи 1830 г.
Казак
Наденьке
Негодование
Эрпели
Стихи 1831 г.
«Зачем задумчивых очей...»
Тарки
Тоска
Черная коса
Стихи 1832 г.
«Ахалук мой, ахалук...»
«Бесценный друг счастливых дней...»
Букет
Водопад
Глаза
Звезда
К друзьям
Кольцо
Красное яйцо
Любовь
Мертвая голова
Море
Ночь на Кубани
«Одел станицу мрак глубокой...»
Ожесточенный
Ожидание
Песнь погибающего пловца
«У меня ль, молодца...»
«Утро жизнью благодатной...»
Федору Алексеевичу Кони
Цепи
Стихи 1833 г.
Иван Великий
Окно
Отрывок из послания к А. П.
Песнь городского ополчения
Песнь пленного ирокеза
Призвание
«Пышно льется светлый Терек...»
Раскаяние
Рок
Степь
Цыганка
Стихи 1834 г.
В альбом Ф. А. Кони
Валтасар
«Зачем хотите вы лишить...»
К моему гению
К своему портрету
Сарафанчик
«Судьба меня в младенчестве убила!...»
«Таланты ваши оценить...»
Черные глаза
Стихи 1835 г.
Автор и читатель
«Ай, ахти! ох, ура...»
Баю-баюшки-баю
Глупой красавице
На болезнь юной девы
На память о себе
На смерть Темиры
«О толстый муж, и поздно ты и рано...»
Разочарование
Стихи 1836 г.
«Долго ль будет вам без умолку идти...»
Отчаяние
«Разлюби меня, покинь меня...»
«Там, на небе высоко...»
Стихи 1837 г.
Венок на гроб Пушкина
Вечерняя заря
Грусть
Духи зла
Из VIII главы Иоанна
Имениннику
«Как ты божественно прекрасна...»
Он и она
Осужденный
Отрывки из поэмы «Чир-Юрт»
Отрывок из письма к Александру Петровичу Лозовскому
Тюрьма
Эндимион

Полежаев Александр Иванович

Полежаев Александр Иванович (30 августа (11 сентября) 1804, с. Покрышкино, Пензенской губернии — 16 (28) января 1838, Москва) — русский поэт.

Александр Полежаев был сыном богатого помещика Л. Н. Струйского и крепостной девушки, которая получив после рождения вольную, была выдана замуж за саранского купца И. И. Полежаева. В 1808 году отчим давший будущему поэту свою фамилию пропал без вести, вскоре умерла мать и мальчик, пять лет проживший с отчимом в Саранске, возвращается в имение отца под опеку дворового учителя. В десятилетнем возрасте отец поместил Полежаева во французский пансион Визара в Москве, откуда в 1820 Полежаев поступает вольным слушателем на Словесное отделение Московского университета.

В университете Полежаев с головой окунулся в две вещи: серьезные литературные занятия и бесшабашный студенческий разгул, и веселые пирушки с друзьями. К этой поре относятся и первые небезуспешные стихотворные опыты Полежаева, в 1825 в «Вестнике Европы» впервые публикуется стихотворение Полежаева «Непостоянство». В этом же году выходит альманах М. П. Погодина «Урания», в котором напечатан перевод Полежаева «Человек. К Байрону (из Ламартина)». В 1826 г. Полежаева принимают в члены Общества любителей российской словесности при Московском университете. По поручению университетского начальства в 1826 году Полежаев пишет оду: «В память благотворений Александра I Императорскому Московскому университету», а на выпускном акте читает свое стихотворение «Гений». К тому времени относится сатирическая поэма Полежаева: «Иман-Козел», вызванная ходившими тогда нелепейшими слухами об одном священнике в Москве.

Однако на всей дальнейшей жизни Александра Полежаева, сказались не эти литературные успехи, а другое сатирическое произведение - поэма «Сашка», ходившая по рукам в списках, в которой изображались разгульные студенческие похождения и попойки. Жандармский полковник И. П. Бибиков, к которому поэма попала в руки, усмотрел в ней несколько неуважительных отзывов о религии и общественном устройстве. Результатом чего стал донос «О Московском университете», к которому была приложена поэма Полежаева «Сашка» в качестве вещественного доказательства «пагубных для юношества мыслей». Донос попал в руки самого Николая I. Николай без труда обнаружил «следы» и «остатки» декабризма в тех сатирических выпадах против полиции, церкви и прочих устоев самодержавно-крепостнического режима, которыми изобиловала поэма. Молодого поэта привезли ночью к царю, находившемуся тогда в Кремле, и царь заставил Полежаева читать поэму «Сашка» вслух при министре народного просвещения князе Ливене. По окончании чтения государь, обращаясь к министру, сказал: «Я положу предел этому разврату; это все еще следы, последние остатки» (то есть брожения, приведшие к заговору декабристов). Получив, однако, от министра отзыв, что Полежаев «поведения превосходнейшего», государь сказал: «Этот отзыв тебя спас, но наказать тебя надобно для примера другим. Я тебе даю военною службой средство очиститься... от тебя зависит твоя судьба, если я забуду, то можешь мне писать». И в 1826 году по личному рапоряжению царя Александр Полежаев был зачислен унтер-офицером в Бутырский пехотный полк и взят начальством под бдительный надзор.

В июне 1827 г. после безуспешного письменного обращения к царю, не желающий мирится со своей участью Полежаев бежит из полка с целью добраться до Петербурга и ходатайствовать об освобождении от воинской службы. Однако дороге он осознал безрассудство своего поступка и вернулся в полк. Александр Полежаев был отдан по суд, разжалован из унтер-офицеров в рядовые, лишён личного дворянства, которое получил он по окончании университета и которое избавляло его от телесных наказаний. До конца жизни поэт должен был остаться на военной службе рядовым. Пункт приговора о разжаловании в рядовые Николай, узнавший о случившемся, дополнил словами: «без выслуги».

Всеми покинутый Полежаев пришел в отчаяние и запил «воротившись как-то нетрезвым в казармы, на выговор фельдфебеля за недозволительно позднее возвращение — ответил ему бранью непечатными словами». За оскорбление фельдфебеля он был опять отдан под суд и просидел на гауптвахте в подвале Московских спасских казарм, почти целый год. В каземате он написал ряд сильных стихотворений, в том числе «Песнь пленного ирокезца» и «Песнь погибающего пловца», в которых в иносказательной форме говорил, конечно, о самом себе, о своей страшной участи, там же было написано стихотворение «Узник» («Арестант»), содержащее весьма резкие выпады против царя. Одновременно против него возникло обвинение в написании революционной песни (автором ее на самом деле был Рылеев). В результате чего над ним нависла угроза страшного наказания шпицрутенами (палками), которого почти никто по выдерживал но ввиду того что обвинение в написании революционной песни отпало, Полежаев был освобожден и переведён в Московский пехотный полк, с которым отправился на Кавказ.

Поэт принимает участие в боевых действиях в Чечне и Дагестане. Кавказские мотивы занимают важное место в его лирике (две изданные анонимно поэмы — «Чир-Юрт» и «Эрпели»). Отличившись в походах, за боевые заслуги в 1831 он вновь был произведён в унтер-офицеры и представили к чину прапорщика, однако Николай I в последнем отказал.

По возвращении с Кавказа в Москву в 1833 Полежаев познакомился с передовой литературной молодежью (между прочим - с А. И. Герценом, который посвятил Александру Полежаеву прочувствованные страницы в своих воспоминаниях «Былое и думы»). К тому времени он уже пользовался некоторой известностью как даровитый поэт с необычайно драматической судьбой. Его опять представили к офицерскому чину, и опять царь не утвердил производства, так как стали известны новые «возмутительные» стихи Полежаева, в которых говорилось, что «родная страна палачу отдана» и что «Русь, как кур, передушил ефрейтор-император».

В 1837 году Полежаева в третий раз представили к производству в прапорщики, но именно в это время он особенно жестоко запил, исчез из полка и пропил амуницию. Его разыскали и безжалостно наказали розгами - так, что «долгое время... из его спины вытаскивали прутья». Ослабленный физическим наказанием Александр Полежаев заболел чахоткой и в сентябре 1837 г. был помещен в Лефортовский военный госпиталь, где и скончался 16 (28) января 1838 г.

Хоронить поэта было велено в офицерском мундире, 27 декабря 1837 г. был подписан царский приказ о производстве Полежаева в прапорщики. Похоронен на Семёновском кладбище (могила не сохранилась).


Годы | Стиль | Автор
Библиотека русской поэзии
Все поэты