Олимпов Константин Константинович

Олимпов Константин Константинович (настоящая фамилия Фофанов) (1889-1940) - русский поэт-эгофутурист.

Родился в Петербурге сын известного поэта К.М. Фофанова. Крестным отцом ребенка стал художник И. Репин. Детство провел в Гатчине. По воспоминаниям современников, будущий поэт рос в атмосфере вечного безденежья, пьянства и ссор. Отец, узнав о том, что его сын пишет стихи, запретил ему это делать, считая его поэзию «профанацией искусства», хотя сам Константин Олимпов в автобиографии писал, что «отношение отца... к моему творчеству было положительным».

В 1907 г. окончил петербургское реальное училище принца П.Г. Ольденбургского. В 1908-1910 гг. - вольнослушатель Петербургского археологического института.

В октябре 1911 г. Игорь Северянин и Константин Олимпов создали кружок и издательство «Эго». Олимпов придумал логотип издательства - латинское слово Ego внутри треугольника (сам поэт носил такой же значок). В одном из своих манифестов Олимпов писал о «три-угольнике Эго»: «Наш треугольник является эмблемой посредника между нашим Эго и Вечностью». Олимпову же принадлежит и авторство термина «поэза» (на траурном венке своему отцу он сделал надпись «Великому психологу лирической поэзы»).

В марте 1912 г. издательство «Эго» выпустило в виде листовки первый сборник стихов Олимпова «Аэропланные поэзы. Нервник 1. Кровь первая». В сентябре 1912 г. начались разногласия между Олимповым и Северянином, приведшие к выходу последнего из «Академии эгопоэзии» и ее фактическому распаду. Если К. Чуковский считал Олимпова «первым учеником Северянина», то Д. Бурлюк в своих мемуарах утверждал, что у «несчастного сына Фофанова» Северянин «многое позаимствовал, правда, усилив и по-северянински подчеркнув». Сам Олимпов настаивал: «Ключ возникновения футуризма в России лежит в первом моем печатном выступлении». Именно борьба за право считаться основателем эгофутуризма между Олимповым и Северянином привела к тому, что последний покинул группу.

Позднее Олимпов не стал входить в созданную И. Игнатьевым «Интуитивную ассоциацию эгофутуризма», хотя и печатался в игнатьевском издательстве «Петербургский глашатай». Именно этим издательством выпущена книга стихов Олимпова «Жонглеры-нервы» (1913). После 1913 г. поэт выпустил серию листовок со стихотворениями и декларациями - «Глагол Родителя Мироздания. Негодяям и мерзавцам.», «Проэмий Родителя Мироздания. Идиотам и кретинам» (обе - П., 1916), «Исход Родителя Мироздания», «Паррезия Родителя Мироздания» (обе - П., 1917). Доводя до крайности эгофутуристический культ личности, Олимпов отождествлял себя с творцом Вселенной, противопоставляя христианству новую религию - «олимпианство», ведущее человечество к науке. Самовосхваление, свойственное эгофутуристам, достигло у Олимпова предела и, похоже, вышло за рамки поэтической образности. Гипертрофированное самосознание у Олимпова соседствовало с обращением к читателям с просьбой о денежной помощи. Одно из его произведений сопровождалось «оглашением»: «Человечество не может себе представить, что Великий Мировой Поэт Константин Олимпов не в состоянии заработать даже одной тленной копейки, чтобы приобрести себе насущных макарон для поддержания своей планетной оболочки. Он умирает от голода и нищеты». Рассказывают, что после периода относительного благополучия, когда Олимпова рисовал Репин и принимал Сологуб, он появлялся без галош, а позже и босиком, но в воротничке «Тореадор» и с металлическим треугольником в петлице. Перу Олимпова принадлежат также и листовки «Отдых 1», «Эпоха Олимпова», а также книга «Академия эгопоэзии Вселенского футуризма» (Рига, 1914).

Поэт восторженно встретил октябрьские события 1917 г. и пошел добровольцем в Красную Армию. Позже был коробейником, работал на бойне, в середине 1920-х гг. - управдомом, в 1930 г. - чернорабочим на заводе. В. Шкловский писал об Олимпове: «Сейчас он где-то управдомом. Пишет стихи в домовой книге. Я думаю, что эта домовая книга не пропадет».

Олимпов наиболее последовательно среди всех эгофутуристов придерживался теоретических положений «вселенского эгофутуризма», используя неологизмы и иностранные слова и имитируя салонную манеру Северянина. В конце 1920-х гг. Олимпов объявил о воссоздании «Академии эгопоэзии», куда кроме него вошли также молодые поэты Б. и В. Смиренские и Н. Позняков.

В 1922 г. в Петрограде в виде листовок опубликовано его произведение «Анафема Родителя Мироздания» и книга «Третье Рождество великого мирового поэта Титанизма Великой Социальной Революции Константина Олимпова, Родителя Мироздания». 19 сентября 1930 г. Олимпова арестовали по делу об «антисоветской группировке среди части богемствующих писателей г. Ленинграда», и 2 января 1931 г. он был осужден на три года. В феврале 1931 г. осужден повторно по делу «антисоветской нелегальной группы литераторов «Север»« на 10 лет. 17 августа 1938 г. освобожден.

Скончался Константин Олимпов в нищете и забвении, в Омске 17 января 1940 г. О своем положении перед смертью Олимпов писал так:

          Я считаю фунт хлеба за роскошь
          Я из чайной беру кипяток.
          Одолжить семь копеек попросишь
          И поджаришь конинный биток...


Константин Олимпов
Константин Олимпов
[1889 - 17 января 1940]
Помогите библиотеке
Помощь библиотеке
Подписывайтесь

Стихи и поэты.
людям нравится
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Реклама
Годы | Стиль | Автор
Библиотека русской поэзии
Все поэты