Сергей Александрович Обрадович

Обрадович Сергей Александрович (2 сентября (14 сентября) 1892, Москва — 25 октября 1956, там же) — русский советский поэт.

Обрадович происходил из обрусевших сербов, отец его был ремесленником, который занимался изготовлением заводных ключиков к часам, а мать работала по дому и очень много вязала. Детство будущего поэта прошло в нужде, но тем не менее его отец, страстный любитель книг, передал эту любовь сыну. В пятнадцать лет после окончания городской начальной школы Обрадович поступает в типографию. Несмотря на слабое здоровье, он уже в восемнадцать лет в совершенстве овладел профессией наборщика. Кроме того, будущий поэт начал активно участвовать в забастовочном движении. Не забывал он и о книгах, занимался в кружке самообразования. В 1912 году, решив не ограничиваться имеющимся образованием, он начинает посещать народный университет им. Шанявского.

В этом же году в журнале «Эхо» впервые публикуется стихотворение молодого автора «К свету», которое чуть позже появляется в «Правде». С тех пор начинается его сотрудничество с издательством журнала «Огни», который был закрыт по указу царского правительства. Стихи Обрадовича печатают многие революционные издания того времени. Во время Первой мировой войны он находится на передовой, где получает ранение и контузию.

Во время Февральской революции Обрадович, будучи председателем полкового комитета в 40-м Усть-Медведицком пехотном полку, занимался антивоенной агитацией, кроме того, был в числе организаторов братания русских и австрийских солдат. После Октябрьской революции 1917 года он возвращается к созданию стихов. В 1918 году он демобилизуется и приступает к активной работе в литературной студии московского Пролеткульта. Кроме того, он редактирует журнал «Гудки». Работа в объединении культурно-просветительных организаций, или в Пролеткульте, поначалу вполне удовлетворяла молодого поэта, поскольку там были многие из его товарищей, работавших с ним с 1917 года. Но вскоре его, как и некоторых других литераторов, среди которых были Г. Санников, В. Александровский и В. Казин, перестали удовлетворять те идеи, которые культивировались в пролеткультовских студиях: революционный романтизм вкупе с декларативностью и отвлеченностью был слишком далек от реальной действительности.

Газета «Правда» 5 февраля 1920 года опубликовывает заявление, подписанное в том числе и С. Обрадовичем, в котором говорилось о том, что многие поэты покидают объединение культурно-просветительных организаций и создают новую литературную группу, получившую название «Кузница», которая функционировала до 1931 года.

Одной из отличительных черт поэзии Обрадовича был присущий ей реализм, она показывала переживания отдельных личностей, участвовавших в революции, по сути, далеко уходя от декларативности, имевшей место в творчестве других поэтов Пролеткульта, таких как Я. Бердников, В. Александровский, М. Герасимов, которые создавали гимны труду и революции, забывая о человеке. Они писали поверхностно и достаточно однообразно. Очень многие поэты того времени и не пытались воспевать красоту природы или душевные переживания человека, им вполне хватало красоты «зарева вагранок», «маховиков», «цилиндров», «стальных стрел красных рельс». Творчество же Сергея Обрадовича не обходится без картин природы: «Звенит кочующей листвою / Серебряная гладь реки…». Поэт достаточно оптимистично и радостно воспринимает окружающий его мир: «Спозаранок хворостинкой / Льдинки крошим второпях, / Чтоб осколком солнце тинькало / В голубеющих камнях. / Иль, шумя асфальтом звонким, / Воробьиною гурьбой / Вьемся с ветром вперегонки / За смеющейся струей».

Бесспорно, главной темой творчества Обрадовича, как и множества других поэтов той поры, являлась тема индустриализации. Все машины, которые появляются в жизни человека, должны облегчить его труд, привнести в него некое осмысление. Но за машинами стоит, прежде всего, человек. Именно такому труженику были посвящены стихи Обрадовича «Кудесник», «Ткачиха Ольга», «Шахтер» и «Дружба», в которых говорится о мыслях и настроениях рабочего человека того времени. Он уходит от абстрактности, свойственной «кузнецам», и показывает реальные образы людей труда.

В сборниках стихотворений «Сдвиг» и «Взмах», вышедших в 1921 году, а также книге стихов 1922 года «Октябрь» Обрадович радуется победному шествию революции, восхваляет созидательную силу пролетариата, преклоняется перед освобожденным трудом.

В 1922 году М. Ульянова приглашает поэта на должность заведующего литературным отделом газеты «Правда». В этой должности Обрадович проработал пять лет, до 1927 года. Именно первое десятилетие после революции 1917 года стало для него самым плодотворным периодом в его поэтической карьере. Его стихи печатаются в периодических изданиях. Один за другим издаются сборники его стихотворных произведений.

Тяжелым ударом для Обрадовича стала политика НЭПа, которую поэт считал недопустимой в стране строящегося социализма. В его поэзии появляются не свойственные ей ранее нотки горечи. Но постепенно возникшее было разочарование успешно преодолевается. В 1934 году выходит очередная книга стихотворений поэта «Новоселье», в которой тот приветствует социализм.

В тридцатые годы поэт обращается к балладам, из-под его пера выходят «Завоеватели», «Баллада о весне 1933 года», «Баллада о неизвестном солдате, зарытом в могиле на площади Парижа в 1918 году».

В январе 1941 года Сергей Обрадович становится членом Коммунистической партии Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны Обрадович не воевал из-за слабого здоровья. Но его линией фронта стал письменный стол, а вкладом в Победу — его стихи, такие как «Сожженные отстроят города…», «Земляк», «Гвардейцы» и прочие. Даже в суровые годы лихолетья он был уверен в Победе: «Скрипят телеги. Плачут женщины: / Разрушен дом, затерян след. / Лишь горсть земли с родной окраины / Таят у сердца, как зарок: / Земле прапрадедов хозяин / Ее вернет в победный срок».

Поэзия Обрадовича метафорична, экспрессивна, насыщена яркими, порой излишне усложненными образами, ритмична и выразительна. Помимо стихотворных произведений Обрадович занимался еще и написанием литературоведческих статей.

После войны Обрадович выступил в качестве талантливого переводчика башкирских, дагестанских, хакасских, украинских, белорусских, чувашских, татарских, киргизских и других авторов. Благодаря его переводам русский читатель познакомился со стихотворениями таких поэтов, как Петрусь Бровка, Яков Ухсай, Янка Купала, Калык Акиев, Ахмет Файзи, Андрей Малышко, Педар Хузунгай, Муса Джалиль, Кастусь Кириенко, Аалы Токомбаев, Алыкул Осмонов, Фатых Карим.

Как и любой другой поэт, Сергей Обрадович писал о любви. Но если в начале своего творческого пути он к этой теме практически не обращался, то в конце своей жизни сумел создать потрясающие по своей силе стихотворные произведения, например, «Что было со мною в этот вечер?..» или «О скалы разбиваясь, / С криком шла на смерть / за волной волна…».

Умер Сергей Обрадович 25 октября 1956 года в Москве.


Сергей Обрадович
Сергей Обрадович
[1 сентября 1892 - 25 октября 1956]
Помогите библиотеке
Помощь библиотеке
Об авторе
Поэзия труда и весны
Подписывайтесь

Стихи и поэты.
людям нравится
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Реклама
Годы | Стиль | Автор
Библиотека русской поэзии
Все поэты