Стихи 1838 г.
Безнадежность
Мысль
Смерти
Человек
Стихи 1839 г.
Ангел смерти
Весна
Водяной
Ворон
Встреча душ
Вчера, сегодня
Горы
Два мгновения
Дни благословенные
Жизнь
Загадка
Землетрясение
Земляку
Злой дух
Изгнанник
Истинная мудрость
Колизей
Красавице
«Мало на долю мою бесталанную...»
Могила брата
Моя судьба
Незабвенная
Незабвенный вечер
Непонятная песня
Ночь
Обет
Песня Замы
Пир ведьмы
Покойница
Поэзия
Признание
Разговор
Рукоять
Рыцарь
Сердцу
Смуглянке
Сомнение
Тот не поэт
Турчанка
Час молитвы
Стихи 1840 г.
Величие души и ничтожность тела
«Грустно... совсем в суете утонул я...»
День рожденья
Дума
К ней!!!!!
Мелодия
«На скользком море жизни бурной...»
«Не пошлость старого обычая поэтов...»
Офелия
Провинциальный подьячий в Петербурге
Сказка о царевне Ясносвете
Скорбь и слезы
Слеза разлуки
«Театр дрожал... Восхищена...»
Труженик
Стихи 1841 г.
Актриса
«Ах, как мило! ах, как чудно...»
«Доктора свои находки...»
«Жизнь нашу тратя на химеры...»
«И вот как у нас понимают искусство!...»
Из водевиля «Утро в редакции»
«Мой бедненький цветок в красе благоуханной...»
«На объявленья ловят нас...»
«Наш мир - театр. На сцене света...»
«Погибель разрушителю...»
«Приятные мечтания...»
«Табак противен модным франтам...»
«Что это за история?...»
«Чтоб о женщинах понятья...»
Стихи 1842 г.
«Если жизнь ослепит блеском счастья глаза...»
Из рецензии на «Пять стихотворений Н. ...»
«Недолго нас незнанье мучит...»
Песнь Марии
Портреты
«Умолкни в мире глас наветов...»
Стихи 1843 г.
«В понедельник...»
Говорун
«Еще звено от цепи вековой...»
«И он их не чуждался в годы оны...»
Кабинет восковых фигур
«Как тут таланту вырасти...»
«Нарядов нет - прекрасный пол...»
«Ужели должен я страдать?...»
Стихи 1844 г.
«А здоровье? Уж не наше ль...»
«Грешник великий...»
И скучно, и грустно
«Наша книжная торговля...»
Пародии на стихи
«По свету я бродил: повсюду люду тощи...»
Послание к соседу
«Пощечина людей позорит...»
«При бесталанности стихов ты не пиши...»
«Расторгнут наш союз корыстью кровожадной...»
«Родился я в губернии...»
Ростовщик
«Цветущие нивы, журчащий ручей...»
Чиновник
«Я люблю простор и барство...»
Стихи 1845 г.
В дороге
Колыбель человечества
Колыбельная песня
Обыкновенная история
«Он у нас осьмое чудо...»
«Отрадно видеть, что находит...»
Послание к другу
«Почтеннейшая публика! на днях...»
«Почтеннейший Иван Иваныч!...»
«Пускай мечтатели осмеяны давно...»
Пьяница
Сон
Старушке
«Стишки! стишки! давно ль и я был гений?...»
Чай
«Читатель мой! я был когда-то сам...»
«Я за то глубоко презираю себя...»
Стихи 1846 г.
«В неведомой глуши, в деревне полудикой...»
Женщина, каких много
«Клянусь звездою полуночной...»
«Когда из мрака заблужденья...»
«Корабль, обуреваемый...»
«Месяц бледный сквозь щели глядит...»
Огородник
«Они молчали оба... Грустно, грустно...»
Перед дождем
Послание Белинского к Достоевскому
Псовая охота
Ревность
Родина
Русская песня
«С цветком в руке, бледна и одинока...»
Современная ода
«Так, служба! сам ты в той войне...»
«Те кудри черные... когда б отрезать их...»
Тройка
«Ходит он меланхолически...»
«Что чиновники то же, что воинство...»
Я герой!..
Стихи 1847 г.
«В один трактир они оба ходили прилежно...»
«Еду ли ночью по улице темной...»
«Если, мучимый страстью мятежной...»
«Затем, что мне в трактире бьющий стекла...»
Мой жребий
«Но хоть сия российская таверна...»
Нравственный человек
«О вы, герои биллиарда!...»
«Среди гусей, окороков, индеек...»
«Ты всегда хороша несравненно...»
«Я знал тех посетителей трактиров...»
Стихи 1848 г.
Вино
«Вчерашний день, часу в шестом...»
«Когда горит в твоей крови...»
«Когда с тобой - нет меры счастью...»
«Поражена потерей невозвратной...»
Поэзия бурь
Стихи 1849 г.
«Прихожу на праздник к чародею...»
Стихи 1850 г.
«Да, наша жизнь текла мятежно...»
Месть горца
«Мы с тобой бестолковые люди...»
На улице
«Так это шутка? Милая моя...»
«Я не люблю иронии твоей...»
Стихи 1851 г.
Деловой разговор
Мое разочарованье
Новый год
Стихи 1852 г.
«Ах, были счастливые годы!...»
«Блажен незлобивый поэт...»
Буря
За городом
Застенчивость
Муза
«О письма женщины, нам милой!...»
Памяти Белинского
Прекрасная партия
Старики
Стихи 1853 г.
«Душа мрачна, мечты мои унылы...»
«Мне жаль, что нет теперь поэтов...»
«Стол накрыт, подсвечник вытерт...»
Филантроп
«Я посягну на неприличность...»
«Я рано встал, недолги были сборы...»
Стихи 1854 г.
14 июня 1854 года
В деревне
«Взирает он на жизнь сурово, строго...»
«И так за годом год... Конечно, не совсем...»
«Кто видит жизнь с одной карманной точки...»
Лето
«Мы, посетив тебя, Дружинин...»
Несжатая полоса
«Ничего! гони во все лопатки...»
Послание к Лонгинову
Признания труженика
«Пробил час!.. Не скажу, чтоб с охотой...»
«Художества любитель...»
Стихи 1855 г.
«Безвестен я. Я вами не стяжал...»
В больнице
«В одном из переулков дальних...»
Влас
Влюбленному
«Внимая ужасам войны...»
Гадающей невесте
«Где твое личико смуглое...»
«Давно - отвергнутый тобою...»
Демону
«Еще скончался честный человек...»
Забытая деревня
«Замолкни, Муза мести и печали!...»
«Зачем насмешливо ревнуешь...»
«И на меня, угрюмого, больного...»
Извозчик
Карета
«Кто долго так способен был...»
Маша
На родине
Наследство
«Не гордись, что в цветущие лета...»
«Не знаю, как созданы люди другие...»
«О, не склоняй победной головы...»
«О, пошлость и рутина - два гиганта...»
Памяти Асенковой
Послание к поэту-старожилу
«Праздник жизни - молодости годы...»
«Пышна в разливе гордая река...»
Саша
Свадьба
Секрет
«Семьдесят лет бессознательно жил...»
«Так говорила актриса отставная...»
«Ты меня отослала далеко...»
«Тяжелый год - сломил меня недуг...»
«Тяжелый крест достался ей на долю...»
«Фантазии недремлющей моей...»
«Чуть-чуть не говоря: "Ты сущая ничтожность!"...»
«Я сегодня так грустно настроен...»
Стихи 1856 г.
«За то, что ходит он в фуражке...»
«Как ты кротка, как ты послушна...»
Княгиня
Несчастные
Песня преступников
Поэт и гражданин
Прости
Прощание
«Самодовольных болтунов...»
Тишина
Тургеневу
Школьник
«Я посетил твое кладбище...»
Стихи 1857 г.
«А тройка всё летит стрелой...»
Бунт
«Всё рожь кругом, как степь живая...»
«Всевышней волею Зевеса...»
«Знаком с Вами будучи лично...»
«Пора! За рожью колосистой...»
«Свершилось! Мертвые отпеты...»
Стихи 1858 г.
«В столице шум, гремят витии...»
Н. Ф. Крузе
«Ночь. Успели мы всем насладиться...»
Размышления у парадного подъезда
«Стихи мои! Свидетели живые...»
Стихи 1859 г.
Московское стихотворение
Песня Еремушке
Петербургское послание
«Пишите, други! Начат путь!...»
«Со славою прошел ты полдороги...»
Убогая и нарядная
Стихи 1860 г.
«...одинокий, потерянный...»
Деревенские новости
Знахарка
«Мы вышли вместе... Наобум...»
Мысли журналиста
«Не торопись, мой верный пес!...»
«О Волга! после многих лет...»
«О гласность русская! ты быстро зашагала...»
«О светские забавы!...»
Папаша
Первый шаг в Европу
Плач детей
Рыцарь на час
«Унылый, сумрачный бурлак!...»
Финансовые соображения
Что поделывает наша внутренняя гласность
«Что ты, сердце мое, расходилося?...»
«Я рос, как многие, в глуши...»
Стихи 1861 г.
20 ноября 1861
Гимн «Времени»
«За селом остановилися...»
Коробейники
Крестьянские дети
На смерть Шевченко
«Не тростник высок колышется...»
«Ой, полна, полна коробушка...»
Песня убогого странника
Похороны
«Приятно встретиться в столице шумной с другом...»
Разговор в журнальной конторе
Свобода
Слезы и нервы
«Сторона наша убогая...»
«Хорошо было детинушке...»
«Что ни год - уменьшаются силы...»
«Эй вы, купчики-голубчики...»
«Эй,Федорушки! Варварушки!..»
Стихи 1862 г.
«Барин! не выпить ли нам понемногу?...»
«Благодарение господу богу...»
Дешевая прогулка
«Литература с трескучими фразами...»
На псарне
«Надрывается сердце от муки...»
«Скоро попались нам пешие ссыльные...»
Стихи 1863 г.
«В полном разгаре страда деревенская...»
Вступительное слово «Свистка» к читателям
Зеленый шум
Из автобиографии генерал-лейтенанта
Калистрат
Кумушки
Орина мать солдатская
Песня об «Аргусе»
Пожарище
Что думает старуха, когда ей не спится
Стихи 1864 г.
Возвращение
Газетная
Железная дорога
Начало поэмы
Памяти Добролюбова
Притча о Ермолае трудящемся
«Явно родственны с землей...»
Стихи 1865 г.
Балет
Журналист-руководитель
Журналист-рутинер
Легенда о некоем покаявшемся старце
Литераторы
Наборщики
Осторожность
Поэт
«Предмет любопытный для взора...»
Притча о «киселе»
Пропала книга!
Публика
Рассыльный
Фельетонная букашка
Стихи 1866 г.
«Белый день был недолог...»
«Весь пыткой нравственной измятый...»
Гимн
Катерина
«Ликует враг, молчит в недоуменьи...»
Молодые
Осипу Ивановичу Комиссарову
«Посылаю поклон Веньямину...»
Сват и жених
Суд
«У людей-то в дому - чистота, лепота...»
«Чего же вы хотели б от меня...»
Стихи 1867 г.
Выбор
Генерал Топтыгин
Дядюшка Яков
Еще тройка
«Зачем меня на части рвете...»
«Зимой играл в картишки...»
Пчелы
С работы
«Умру я скоро. Жалкое наследство...»
Эй, Иван!
Стихи 1868 г.
Дома - лучше!
«Душно! без счастья и воли...»
Мать
«Наконец не горит уже лес...»
«Не рыдай так безумно над ним...»
Перед зеркалом
Стихи 1869 г.
Притча
Стихи 1870 г.
Дедушка
Соловьи
«Сыны "народного бича"...»
Стихи 1872 г.
«В твоем сердце, в минуты свободные...»
«Внизу серебряник Чекалин...»
Кузнец
Стихи 1873 г.
Детство
Накануне светлого праздника
«Смолкли честные, доблестно павшие...»
Страшный год
«Уезжая в страну равноправную...»
Утро
Стихи 1874 г.
«Взглянув чрез много, много лет...»
Горе старого Наума
На погорелом месте
На покосе
На постоялом дворе
Над чем мы смеемся
Отъезжающему
Поэту
Пророк
«Пускай нам говорит изменчивая мода...»
Путешественник
«Скоро стану добычею тленья...»
Три элегии
У Трофима
Уныние
«Хотите знать, что я читал?..»
Стихи 1875 г.
«В стране, где нет ни злата, ни сребра...»
При отъезде Дмитриева в Киев из Ярославля
Приметы
Салтыкову
Современники
«Умиляя сердце человека...»
Стихи 1876 г.
«Двести уж дней...»
Друзьям
Зине
Как празднуют трусу
Молебен
Молодые лошади
Музе
«Не за Якова Ростовцева...»
«Нет! не поможет мне аптека...»
«Ни стыда, ни состраданья...»
«Но любя, свое сердце готовь...»
Праздному юноше
«Развенчан нами сей кумир...»
Сеятелям
Сказка о добром царе, злом воеводе и бедном крестьянине
«Спрашивал я у людей...»
Старость
«Твои права на славу очень хрупки...»
«Угомонись, моя муза задорная...»
«Человек лишь в одиночку...»
Что нового?
«Я сбросила мертвящие оковы...»
Стихи 1877 г.
Баюшки-баю
Букинист и библиограф
«Великое чувство! У каждых дверей...»
«Всюду с музой проникающий...»
Горящие письма
«Дни идут... всё так же воздух душен...»
Ершов-лекарь
«Если ты красоте поклоняешься...»
«Есть и Руси чем гордиться...»
«За желанье свободы народу...»
«Зазевайся, впрочем, шляпу...»
Из поэмы «Без роду, без племени»
Из поэмы «Мать»
«Любовь и труд - под грудами развалин!...»
«Мне снилось: на утесе стоя...»
Муж и жена
«О муза! я у двери гроба!...»
«Он не был злобен и коварен...»
Осень
«Пододвинь перо, бумагу, книги!...»
Подражание Шиллеру
Посвящение
Приговор
«Скоро - приметы мои хороши!...»
«Так запой, о поэт! Чтобы всем матерям...»
«Так умереть?- ты мне сказала...»
Ты не забыта
«Устал я, устал я... мне время уснуть...»
«Черный день! Как нищий просит хлеба...»

Биография

Николай Алексеевич Некрасов (28 ноября (10 декабря) 1821 года, Немиров — 27 декабря 1877 (8 января 1878), Санкт-Петербург) — великий русский поэт, писатель и публицист. Признанный классик мировой литературы. Современники о нём отзывались, как о «… человек мягкий, добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой… человек с настоящею… русскою натурой — бесхитростный, весёлый и грустный, способный увлекаться и весельем и горем до чрезмерности…».

Биография

Рождение

Принадлежал к дворянской семье Ярославской губернии; родился в Винницком уезде Подольской губернии в местечке Немиров, где в то время квартировал полк, в котором служил отец Некрасова, поручик Алексей Сергеевич. Это был человек, много испытавший на своём веку. Его не миновала семейная слабость Некрасовых — любовь к картам (Сергей Некрасов, дед поэта, проиграл в карты почти всё состояние). Человек увлекающийся и страстный, Алексей Сергеевич Некрасов очень нравился женщинам. Его полюбила Елена Андреевна Закревская (Helena Zakrzewska), варшавянка, дочь богатого посессионера Херсонской губернии. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, малообразованного армейского офицера; брак состоялся без их согласия. Он не был счастлив. Обращаясь к воспоминаниям детства, поэт всегда говорил о матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. В целом ряде стихотворений, особенно в «Последних песнях», в поэме «Мать» и в «Рыцаре на час», Некрасов нарисовал светлый образ той, которая скрасила своей благородной личностью непривлекательную обстановку его детства. Обаяние воспоминаний о матери сказалось в творчестве Некрасова необыкновенным участием его к женской доле.

Ранние годы

Детство Некрасова протекло в родовом имении Некрасовых, в деревне Грешневе Ярославской губернии и уезда, куда отец Алексей Сергеевич Некрасов (1788—1862), выйдя в отставку, переселился, когда сыну было 3 года. Огромная семья (у Некрасова было 13 братьев и сестёр), запущенные дела и ряд процессов по имению заставили отца Некрасова взять место исправника. Во время разъездов он часто брал с собой маленького Николая, а прибытие исправника в деревню всегда знаменует собой что-нибудь невесёлое: мёртвое тело, выбивание недоимок и т. п. — и много, таким образом, залегло в чуткую душу мальчика печальных картин народного горя.

В 1832 году Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошёл до 5 класса. Учился он плохо, занятия большей частью прогуливал вместе со старшим братом Андреем, с гимназическим начальством не ладил (отчасти из-за сатирических стишков), и так как отец всегда мечтал о военной карьере для сына, то в 1838 году 16-летний Некрасов отправился в Санкт-Петербург для определения в дворянский полк.

Однако встреча с гимназическим товарищем, студентом Глушицким, и знакомство с другими студентами возбудили в юном Некрасове такую жажду учиться, что он пренебрёг угрозой отца оставить его без всякой материальной помощи и стал готовиться к вступительному экзамену в Петербургский университет. Он его не выдержал и поступил вольнослушателем на филологический факультет. С 1839 по 1841 годы пробыл Некрасов в университете, но почти всё время уходило у него на поиски заработка. Некрасов терпел страшную нужду, не каждый день имел возможность обедать за 15 коп. «Ровно три года, — рассказывал он впоследствии, — я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь себе тарелку с хлебом и ешь».

Не всегда у Некрасова была квартира. От продолжительного голодания он заболел и много задолжал солдату, у которого снимал комнатку. Когда, ещё полубольной, он пошёл к товарищу, то по возвращении солдат, несмотря на ноябрьскую ночь, не пустил его обратно. Над ним сжалился проходивший нищий и отвёл его в какую-то трущобу на окраине города. В этом ночлежном приюте Некрасов нашёл себе и заработок, написав кому-то за 15 коп. прошение. Ужасная нужда закалила Некрасова, но она же неблагоприятно повлияла на развитие его характера: он стал «практиком» не в лучшем значении этого слова.

Начало литературной деятельности

Дела его скоро устроились: он давал уроки, писал статейки в "Литературном прибавлении к «Русскому Инвалиду» и «Литературной Газете», сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, писал водевили для Александринского театра (под именем Перепельского). У него начали появляться сбережения, и он решился выступить со сборником своих стихотворений, которые вышли в 1840 году с инициалами Н. Н. под заглавием «Мечты и звуки».

Полевой похвалил дебютанта, по некоторым сведениям к нему отнесся благосклонно и В. А. Жуковский, но В. Г. Белинский в «Отечественных записках» отозвался о книжке пренебрежительно, и это так подействовало на Некрасова, что, подобно Н. В. Гоголю, некогда скупавшему и уничтожавшему «Ганса Кюхельгартена», он сам скупал и уничтожал «Мечты и звуки», ставшие поэтому величайшей библиографической редкостью (в собрание сочинений Некрасова они не вошли).

Интерес книжки в том, что здесь можно видеть Некрасова в совершенно чуждой ему сфере — в роли сочинителя баллад с разными «страшными» заглавиями наподобие «Злой дух», «Ангел смерти», «Ворон» и т. п. «Мечты и звуки» характерны не тем, что являются собранием плохих стихотворений Некрасова и как бы низшей стадией в его творчестве, а тем, что они никакой стадии в развитии таланта Некрасова собой не представляют. Некрасов автор книжки «Мечты и звуки» и Некрасов позднейший — это два полюса, которых нет возможности слить в одном творческом образе.

В начале 1840-х Некрасов становится сотрудником «Отечественных записок», сначала библиографического отдела. Белинский близко с ним познакомился, полюбил его и оценил достоинства его ума. Он понял, однако, что в области прозы из Некрасова ничего, кроме заурядного журнального сотрудника, не выйдет, но восторженно одобрил стихотворение его «В дороге».

Скоро Некрасов стал усердно публиковаться. Он выпустил в свет ряд альманахов: «Статейки в стихах без картинок» (1843), «Физиология Петербурга» (1845), «1 апреля» (1846), «Петербургский Сборник» (1846). В этих сборниках дебютировали Д. Григорович, Ф. Достоевский, выступали И. Тургенев, А. Герцен, А. Майков. Особенный успех имел «Петербургский Сборник», в котором появились «Бедные люди» Достоевского.

«Современник»

Издательские дела Некрасова пошли настолько хорошо, что в конце 1846 года он, вместе с И. И. Панаевым, приобрел у П. А. Плетнёва журнал «Современник». Литературная молодёжь, придававшая силу «Отечественным запискам», бросила А. А. Краевского и присоединилась к Некрасову. Белинский также перешёл в «Современник» и передал Некрасову часть того материала, который собирал для затеянного им сборника «Левиафан».

Белинский очутился в «Современнике» таким же журнальным чернорабочим, каким был у Краевского. Впоследствии Некрасову справедливо ставили в упрёк это отношение к человеку, более всех содействовавшему тому, что центр тяжести литературного движения 1840-х годов из «Отечественных записок» был перенесён в «Современник». Начинается печатание в «Современнике» бесконечно длинных, наполненных невероятными приключениями романов «Три страны света» и «Мёртвое озеро», написанных Некрасовым в сотрудничестве со Станицким (псевдоним А. Я. Головачёвой-Панаевой). Впрочем, главами этих романов Некрасов и прикрывал лакуны, образовывавшиеся в журнале из-за запретов цензуры.

Около середины 1850-х годов Некрасов серьёзно (полагали, что смертельно) заболел горловой болезнью, но пребывание в Италии отклонило катастрофу. Выздоровление Некрасова совпадает с началом новой эры русской жизни. В творчестве Некрасова также наступает счастливый период, выдвинувший его в первые ряды литературы. Он попал теперь в круг людей высокого нравственного строя; Н. Чернышевский и Н. Добролюбов становятся главными деятелями «Современника». Благодаря своей замечательной чуткости и способности быстро усваивать настроение и взгляды окружающей среды, Некрасов становится по преимуществу поэтом-гражданином.

Когда в 1866 году «Современник» был закрыт, Некрасов сошёлся со старым врагом своим Краевским и арендовал у него с 1868 года «Отечественные записки», поставленные им на такую же высоту, какую занимал «Современник».

Поздние годы

В начале 1875 года Некрасов тяжко заболел, (врачи обнаружили у него рак кишечника), и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Некрасова оперировал специально прибывший из Вены знаменитый хирург Бильрот, однако операция могла лишь ненамного продлить ему жизнь. Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях, и творчество его забило новым ключом.

Ты ещё на жизнь имеешь право, Быстро я иду к закату дней, Я умру — моя померкнет слава, Не дивись — и не тужи о ней!

Написанные за это время «Последние песни» по искренности чувства, сосредоточившегося почти исключительно на воспоминаниях о детстве, матери и совершённых ошибках, принадлежат к лучшим созданиям его музы. Рядом с сознанием своих «вин», в душе умирающего поэта ясно вырисовывалось и сознание его значения в истории русского слова. В прекрасной колыбельной песне «Баю-баю» смерть (в лице его матери) говорит ему: «не бойся горького забвенья: уж я держу в руке моей венец любви, венец прощенья, дар кроткой родины твоей… Уступит свету мрак упрямый, услышишь песенку свою над Волгой, над Окой, над Камой…» Некрасов умер 27 декабря 1877 года. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодёжи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения на петербургском Новодевичьем кладбище.

Похороны Некрасова, сами собой устроившиеся без всякой организации, были первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю. Уже на самих похоронах Некрасова завязался или, вернее, продолжался бесплодный спор о соотношении между ним и двумя величайшими представителями русской поэзии — Пушкиным и Лермонтовым. Достоевский, сказавший несколько слов у открытой могилы Некрасова, поставил (с известными оговорками) эти имена рядом, но несколько молодых голосов прервали его криками: «Некрасов выше Пушкина и Лермонтова». Спор перешёл в печать: одни поддерживали мнение молодых энтузиастов, другие указывали на то, что Пушкин и Лермонтов были выразителями всего русского общества, а Некрасов — одного только «кружка»; наконец, третьи с негодованием отвергали самую мысль о параллели между творчеством, доведшим русский стих до вершины художественного совершенства, и «неуклюжим» стихом Некрасова, будто бы лишённым всякого художественного значения.

Значение творчества

Все эти точки зрения не односторонние. Значение Некрасова есть результат целого ряда условий, создавших как его обаяние, так и те ожесточенные нападки, которым он подвергался и при жизни, и после смерти. С точки зрения изящества стиха, Некрасов не только не может быть поставлен рядом с Пушкиным и Лермонтовым, но уступает даже некоторым второстепенным поэтам. Ни у кого из больших русских поэтов наших нет такого количества откровенно плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений.

Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них нет-нет, да и резанёт слух прозаический, вялый и неловкий стих. Между стихотворцами «гражданского» направления есть поэты, гораздо выше стоящие Некрасова по технике: Плещеев изящен, Минаев — прямо виртуоз стиха.

Но именно сравнение с этими поэтами, не уступавшими Некрасову и в «либерализме», показывает, что не в одних гражданских чувствах тайна огромного, до тех пор небывалого влияния, которое поэзия Некрасова оказала на ряд русских поколений. Источник его в том, что, не всегда достигая внешних проявлений художественности, Некрасов ни одному из величайших художников русского слова не уступает в силе. С какой бы стороны ни подойти к Некрасову, он никогда не оставляет равнодушным и всегда волнует.


Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорьева,
Пустпорожней волости,
Из смежных деревень
Заплатова, Дярвина,
Разутова, Знобишина,
Горелова, неелова.
Неурожайка тож.

И если понимать «художество» как сумму впечатлений, приводящих к конечному эффекту, то Некрасов художник глубокий: он выразил настроение одного из самых замечательных моментов русской исторической жизни. Главный источник силы, достигнутой Некрасовым, — как раз в том, что противники, становясь на узко эстетическую точку зрения, особенно ставили ему в укор — в его «односторонности». Только эта односторонность и гармонировала вполне с напевом «неласковой и печальной» музы, к голосу которой Некрасов прислушивался с первых моментов своего сознательного существования.

Все люди 1840-х в большей или меньшей степени были печальниками горя народного; но кисть их рисовала мягко, и когда дух времени объявил старому строю жизни беспощадную войну, выразителем нового настроения явился один Некрасов. Настойчиво, неумолимо бьёт он в одну и ту же точку, не желая знать никаких смягчающих обстоятельств. Муза «мести и печали» не вступает в сделки, она слишком хорошо помнит старую неправду. Пускай наполнится ужасом сердце зрителя — это благодетельное чувство: из него вышли все победы униженных и оскорбленных. Некрасов не дает отдыха своему читателю, не щадит его нервов и, не боясь обвинений в преувеличении, в конце концов добивается вполне активного впечатления. Это сообщает пессимизму Некрасова весьма своеобразный характер.

Несмотря на то, что большинство его произведений полно самых безотрадных картин народного горя, основное впечатление, которое Некрасов оставляет в своем читателе, несомненно бодрящее. Поэт не пасует перед печальной действительностью, не склоняет пред нею покорно выю. Он смело вступает в бой с тёмными силами и уверен в победе. Чтение Некрасова будит тот гнев, который в самом себе носит зерно исцеления.

Звуками мести и печали о народном горе не исчерпывается, однако, всё содержание поэзии Некрасова. Если может идти спор о поэтическом значении «гражданских» стихотворений Некрасова, то разногласия значительно сглаживаются и порой даже исчезают, когда дело идет о Некрасове как об эпике и лирике.

Первая по времени большая поэма Некрасова, «Саша», открывающаяся великолепным лирическим вступлением — песнью радости о возвращении на родину, — принадлежит к лучшим изображениям заеденных рефлексией людей 1840-х годов, людей, которые «по свету рыщут, дела себе исполинского ищут, благо наследье богатых отцов освободило от малых трудов», которым «любовь голову больше волнует — не кровь», у которых «что книга последняя скажет, то на душе сверху и ляжет». Написанная раньше Тургеневского «Рудина», Некрасовская «Саша» (1855), в лице героя поэмы Агарина, первая отметила многие существеннейшие черты рудинского типа.

В лице героини, Саши, Некрасов тоже раньше Тургенева вывел стремящуюся к свету натуру, основными очертаниями своей психологии напоминающую Елену из «Накануне». Поэма «Несчастные» (1856) разбросана и пестра, а потому недостаточно ясна в первой части; но во второй, где в лице сосланного за необычное преступление Крота Некрасов, отчасти, вывел Достоевского, есть строфы сильные и выразительные.

«Коробейники» (1861) мало серьёзны по содержанию, но написаны оригинальным слогом, в народном духе. В 1863 году появилось самое выдержанное из всех произведений Некрасова — «Мороз, Красный нос». Это — апофеоз русской крестьянки, в которой автор усматривает исчезающий тип «величавой славянки». Поэма рисует только светлые стороны крестьянской натуры, но всё-таки, благодаря строгой выдержанности величавого стиля, в ней нет ничего сентиментального. Особенно хороша вторая часть — Дарья в лесу. Обход дозором воеводы-Мороза, постепенное замерзание молодицы, проносящиеся перед нею яркие картины былого счастья — все это превосходно даже с точки зрения «эстетической» критики, потому что написано великолепными стихами и потому что здесь все образы, все картины. По общему складу к «Морозу Красному Носу» примыкает раньше написанная прелестная идиллия «Крестьянские дети» (1861).

Ожесточённый певец горя и страданий совершенно преображался, становился удивительно нежным, мягким, незлобивым, как только дело касалось женщин и детей. Позднейший народный эпос Некрасова — написанная крайне оригинальным размером огромная поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863—1876) уже по одним своим размерам (около 5000 стихов) не могла вполне удаться автору.

В ней немало балагурства, немало антихудожественного преувеличения и сгущения красок, но есть и множество мест поразительной силы и меткости выражения. Лучшее в поэме — отдельные, эпизодически вставленные песни и баллады. Ими особенно богата лучшая, последняя часть поэмы — «Пир на весь мир», заканчивающаяся знаменитыми словами: «ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь» и бодрым возгласом: «в рабстве спасенное сердце свободное, золото, золото, сердце народное». Не вполне выдержана и другая поэма Некрасов — «Русские женщины» (1871—72), но конец её — свидание Волконской с мужем в руднике — принадлежит к трогательнейшим сценам всей русской литературы.

Лиризм Некрасова возник на благодарной почве жгучих и сильных страстей, им владевших, и искреннего сознания своего нравственного несовершенства. До известной степени живую душу спасли в Некрасове именно его «вины», о которых он часто говорил, обращаясь к портретам друзей, «укоризненно со стен» на него смотревших. Его нравственные недочеты давали ему живой и непосредственный источник порывистой любви и жажды очищения.

Сила призывов Некрасова психологически объясняется тем, что он творил в минуты искреннейшего покаяния. Ни у кого из наших писателей покаяние не играло такой выдающейся роли, как у Некрасова. Он единственный русский поэт, у которого развита эта чисто-русская черта. Кто заставлял этого «практика» с такой силой говорить о своих нравственных падениях, зачем надо было выставлять себя с такой невыгодной стороны и косвенно подтверждать сплетни и россказни? Но, очевидно, это было сильнее его. Поэт побеждал практического человека; он чувствовал, что покаяние вызывает лучшие перлы со дна его души и — отдавался всецело душевному порыву. Зато покаянию и обязан Некрасов лучшим своим произведением — «Рыцарь на час», которого одного было бы достаточно для создания первоклассной поэтической репутации. И знаменитый «Влас» тоже вышел из настроения, глубоко прочувствовавшего очищающую силу покаяния. Сюда же примыкает и великолепное стихотворение «Когда из мрака заблуждения я душу падшую воззвал», о котором с восторгом отзывались даже такие мало расположенные к Некрасову критики, как Алмазов и Аполлон Григорьев. Сила чувства придает непреходящий интерес лирическим стихотворениям Некрасова — и эти стихотворения, наравне с поэмами, надолго обеспечивают ему первостепенное место в русской литературе.

«Некрасова, как поэта, я уважаю за его горячее сочувствие к страданиям простого человека, за честное слово, которое он всегда готов замолвить за бедняка и угнетенного», — писал Дмитрий Писарев. Поэзию Некрасова высоко ценил В. И. Ленин, отмечавший, что, несмотря на отдельные колебания, все симпатии Некрасова были на стороне революционной демократии.

Стихотворения Некрасова выдержали после смерти 6 изданий, по 10 и 15 тыс. экземпляров. О нём ср. «Русская библиотека», изд. М. М. Стасюлевичем (вып. VII, СПб., 1877); «Сборник статей, посвященный памяти Некрасова» (СПб., 1878); Зелинский, «Сборник критических статей о Н.» (М., 1886—1891); Евг. Марков в «Голосе» 1878, № 42—89; К. Арсеньев, «Критические этюды»; А. Голубев, «Н. А. Некрасов» (СПб., 1878); Г. З. Елисеев в «Русском Богатстве» 1893, № 9; Антонович, «Материалы для характеристики русской литературы» (СПб., 1868); его же, в «Слове», 1878, № 2; Скабичевский, в «Отечественных записках», 1878, № 6; Белоголовый, в «Отечественных записках», 1878, № 10; Горленко, в «Отечественных записках», 1878, № 12 («Литературные дебюты Н.»); С. Андреевский, «Литературные Чтения» (СПб., 1893).

Адреса

Санкт-Петербург


    * июль — декабрь 1840 — дом Щанкина — Свечной переулок, 18;
    * декабрь 1840 — начало 1841 — дом Барбазана — Невский проспект, 49;
    * конец 1841 — начало 1842 — доходный дом Головкиной — Гребецкая улица, 28;
    * октябрь 1845 — 1848 — Поварской переулок, 13, кв. 7;
    * 1848 — июнь 1857 — дом княгини Урусовой — набережная реки Фонтанки, 19;
    * июнь 1857 — доходный дом Имзена — Малая Конюшенная улица, 10;
    * конец августа 1857 — 27 декабря 1877 — дом А. А. Краевского — Литейный проспект, 36, кв. 4.

Ярославль


    * 1832—1838 — Ярославская гимназия — Революционная (тогда Воскресенская) улица, 11
    * 1832—1838 — дом, где жил с братом Андреем — Революционная, 8

Самые популярные произведения

Саша
Три страны света
«За селом остановилися...»
«Всюду с музой проникающий...»
Николай Некрасов
Николай Некрасов
[28 ноября 1821 - 27 декабря 1877]
Помогите библиотеке
Помощь библиотеке
Поэмы
O погоде
Дедушка Мазай и зайцы
Карп Пантелеич и Степанида Кондратьевна
Кому на Руси жить хорошо
Мороз, Красный Нос
Недавнее время
Русские женщины
Проза
Драматический отрывок без заглавия
Мертвое озеро (Часть вторая)
Мертвое озеро (Часть первая)
Три страны света
Художественная проза 1840-1855 гг.
Художественная проза. Незаконченные романы и повести 1841—1856 гг.
Сказки
Баба-Яга, Костяная Нога
Комедии
Актер
Сцены из лирической комедии «Медвежья охота»
Федя и Володя
Драмы
Забракованные
Пьесы
Великодушный поступок
Материнское благословение, или Бедность и честь
Осенняя скука
Петербургский ростовщик
Похождения Петра Степанова сына Столбикова
Утро в редакции
Федотыч
Феоклист Онуфрич Боб, или Муж не в своей тарелке
Юность Ломоносова
Миниатюры и эпиграммы
Автору «Анны Карениной»
Прочие сочинения
Указатель губернских и уездных почтовых дорог в Российской империи
Указатель С.-Петербурга, с планом
Публицистика
Альбомы избранных стихотворений
«Аристократка» Л. Бранта
«Бесприютный». Повесть, соч. Угрюмова
«Были и ...» И. Балакирева. Книжка первая
Взгляд на главнейшие явления русской литературы в 1843 году. Статья вторая и последняя
Взгляд на главнейшие явления русской литературы в 1843 году. Статья первая
Воскресные посиделки. Второй пяток
Воскресные посиделки. Первый пяток
«Два призрака» Фан-Дима. Части первая-четвертая
Дитя-художник. Русский патриот. «Пять стихотворений» Н. Ступина
«Драматические сочинения и переводы» Н. Полевого. Части первая и вторая
«Драматические сочинения и переводы» Н. Полевого. Части третья и четвертая
Драматический альбом для любителей театра. Книжки 1 и 2
Исторические сведения о жизни преподобной Евфросиньи, княжны Полоцкой
«Казаки» А. Кузьмича. Части первая и вторая
«Князь Курбский» Б. Федорова. «Камчадалка» И. Калашникова
«Краткая история грузинской церкви» П. Иосселиани
«Кузьма Петрович Мирошев» М. Загоскина. Части первая-четвертая
Михаило Чарнышенко, или Малороссия восемьдесят лет назад. Сочинение П. Кулеша
Мозаисты. Сочинение Ж. Занда
Молодик на 1843 год. Часть первая
«На сон грядущий» В. Соллогуба. Часть IІ
Наполеон, сам себя изображающий
Отрывки из путевых записок графа Гаранского
«Очерки русских нравов, или Лицевая сторона и изнанка рода человеческого» Ф. Булгарина. Выпуск IV-VI
«Очерки русских нравов, или Лицевая сторона и изнанка человеческого рода» Ф. Булгарина. Выпуски I-IІІ
«Пан Ягожинский, отступник и мститель» А. П-ва. Части первая-третья
«Письма г-жи Бесхвостовой»; «Голь хитра на выдумки» П. М.
Поль де Кок. Биографический очерк
«Путеводитель по городу и саду Павловску» П. Шторха
Расписание трактов от С.-Петербурга до Москвы и других важнейших мест Российской империи
Русские народные сказки. Часть первая
Секрет Маши, или Средство выучиться музыке без помощи учителя
«Стихотворения» Н. Молчанова. Том первый
«Стихотворения» Старожила
Сто русских литераторов
«Суд в ревельском магистрате» Ф. Корфа. Части первая и вторая
Театральная критика (1840-1849)
«Торжество торжеств, или Канон святыя пасхи» Г. Долгомостьева
«Человек с высшим взглядом, или Как выйти в люди» Е. Г.
Критика
Литературная критика 1844-1846 гг.
«Перстень» А. Амадио
Об авторе
Айхенвальд Ю.И. Некрасов
Биография
Брюсов В.Я. Н. А. Некрасов как поэт города
В. Жданов. Некрасов
Венгеров С.А. Некрасов Н. А.
Д. П. Святополк-Мирский. Некрасов
Дружинин А.В. Стихотворения Н. Некрасова
Его жизнь и литературная деятельность
Жуковская Е.И. Воспоминания о Некрасове
Кони А.Ф. Мотивы и приемы творчества Некрасова
Кони А.Ф. Николай Алексеевич Некрасов
Краснов Г. Мощный двигатель нашего умственного развития
Мошин А.Н. Воспоминания кн. Голицына
Некрасов Н. А.: Библиографическая справка
Панаев И.И. Литературные воспоминания
Панаева А.Я. Воспоминания
Плеханов Г.В. H. A. Некрасов
Успенский Н.В. Н. А. Некрасов
Цейтлин А. Некрасов
Чернышевский Н.Г. Заметки о Некрасове
Шевырев С.П. «Петербургский сборник», изданный Н. Некрасовым
Шкляревский А.А. Из воспоминаний о Некрасове
Шулятиков В.М. Душевная драма Некрасова
Подписывайтесь

Стихи и поэты.
людям нравится
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Реклама
Годы | Стиль | Автор
Библиотека русской поэзии
Все поэты