Стихи 1967 г.
Девятнадцатый век
«Живу, как день велит, и потому неплохо...»
«Жизнь моя вкрадчивая...»
«На севере страны сырой...»
«Незрелые слова, немого сердца комом...»
«Обратимся к устной речи!...»
«Так не ропщите на душу...»
Стихи 1968 г.
«В тихой ясности морозной...»
«Ну вот и снова жить хочу...»
Обращение гостя
«Родина! Я умираю...»
«Щебечет капля восковая на огне...»
Стихи 1969 г.
«Давайте проживем глиссандо...»
«О, недолго, недолго...»
Стихи 1970 г.
«Всё дальше день и час...»
«Замолви словцо о кринице...»
Обещанье
«Полдень. Стеклянного жара...»
«Свет заштрихован дождём...»
«Тяжелая, влажная роза...»
Стихи 1972 г.
«Не плачь, не кручинься, усни...»
Стихи 1976 г.
«Сырая ноябрьская вьюга...»
Стихи 1979 г.
«Зов из будущего разгадан...»
«Когда хитришь, когда коришь...»
«Не время ли, душа моя, остепениться...»
«Не зря душа горела...»
«Смерти лёгкой дай, Господь!...»
«Спешным временем срезанный косо...»
Стихи 1983 г.
Гостинчик
«Как старцу Максиму нельзя на Афон...»
«Какие люди, край родной!...»
Младшему
«Чудо заменит привычка...»
Стихи 1984 г.
«Куртуази’я — им...»
«Припутаем снова Петра...»
«Яснее, точнее! Попробуй как эта звезда...»
Стихи 1985 г.
«Мертвый хватает живого...»
«Напрасно сказаны слова...»

Сергей Морозов

Морозов Сергей Петрович (30 ноября 1946, г. Москва — 31 августа 1985, г. Москва) — русский поэт.

Родился Сергей Морозов через год после окончания Великой Отечественной войны. Детство его было трудным, так как страна в это время только начинала свой путь восстановления. К поэзии Морозов почувствовал влечение еще в детстве. Сложная жизнь и нужда заставляли его выливать на лист бумаги все пережитые впечатления. Кроме того, у мальчика действительно рано обнаружился настоящий талант.

В юные годы началось его знакомство с литературным миром. В литературной организации Московского Дома пионеров он начинает заниматься творчеством более серьезно. Ранние произведения Морозова были им уничтожены, поэтому охарактеризовать его ранний период трудно. Все, что известно и является народным достоянием, — это несколько лирических произведений, которые в 1962 году напечатал альманах «Час поэзии».

В 1964–1965 годы, как сообщают источники, Морозов познакомился с членами группы СМОГ. Литературная организация и ее общественная позиция были близки молодому поэту. В ней в это же время работали такие знаменитые литераторы, как А. Пахомов, А. Морозов, Ю. Кублановский, С. Соколов, Л. Губанов, В. Алейников. С литературной группой у Морозова сложились самые тесные отношения.

Литературная группировка СМОГ расшифровывалась по-разному. Эта аббревиатуру трактовали как «Сила, Мысль, Образ и, конечно же, Глубина», то есть качества, которые, несомненно, присутствовали в творчестве Сергея Морозова, и как «Самое Молодое Общество Гениев». Морозов был молодым гением — личностью с хрупкой душевной организацией, большой силой воли и огромным талантом.

СМОГ был создан в 1965 году, то есть Морозов стоял у истоков литературной группировки. Губанов организует его в январе, позиционируя группировку как объединение, не подчиняющееся госконтролю. 12 февраля было проведено самое первое собрание «смогистов». Оно проходило в библиотеке Фурманова, где присутствовало около 15 человек. В общество «Молодых гениев», помимо вышеперечисленных поэтов, входили еще Т. Реброва, В. Сергиенко, В. Делоне. Не входил в группу, но был чрезвычайно к ней близок художник Н. Недбайло. Самым почитаемым членом организации считали А. Чанышева, знаменитого русского философа.

Творческий девиз группировки состоял из слов, начальная буква которых была в названии «СМОГ», он звучал так: «Сжатый Миг Отраженный Гиперболой». Как писал впоследствии Ю. Кублановский, многие значения названия группы появились позже. Поэты собирались на площади Маяковского, декламировали собственные поэтические работы. Готовили «смогисты» Митинг гласности.

Главным изданием группировки был журнал «Сфинкс», в котором Морозов печатал свои стихотворения под собственным и вымышленными именами. Участники СМОГа выпускали самиздатские издания, неотрывно следили за процессами в обществе, отражая их в своих лирических творениях.

«Смогистов» советская власть не просто не уважала, а продолжала упорно преследовать. Студентов институтов, замеченных в отношениях со СМОГом, исключали из учебных заведений, высылали из столицы, «залечивали» в психиатрических здравницах. Давление со стороны властей не прошло стороной: СМОГ просуществовал всего один год. В апреле 1966 года поэты, включая Морозова, в последний раз читали свои лирические сочинения публично.

Сергей Морозов участвовал всего лишь в нескольких литературных вечерах группы, а 5 декабря 1965 года молодой поэт принимал участие в демонстрации на Пушкинской площади. Морозов, как уже упоминалось, издавался в самиздате, его стихи появились в альманахе «Сфинксы», а затем стихотворные сочинения были перепечатаны в издании «Грани» в том же 1965 году.

В начале 1960-х гг. молодой Морозов — частый гость на собраниях литературных объединений столицы. Он дружил с участниками литературных группировок «Зеленый огонек», «Магистраль» и некоторыми другими. В это время он продолжал плодотворно заниматься творчеством. В конце 60-х годов поэт встретил А. Тарковского и стал частым слушателем его семинаров. Вместе с А. Тарковским семинары при союзе писателей вел Д. Самойлов.

По собственному желанию Морозов пошел учиться в педагогический институт. Учеба дала молодому поэту прекрасную филологическую подготовку и широчайший кругозор. После окончания института Морозов покинул его стены с дипломом в руках и задумался о дальнейшей жизни. Он пошел в армию, где отслужил под Новокузнецком полный срок. В армии юноша получил хорошую военную подготовку, после этого он некоторое время работал в Норильске в милиции.

За свою жизнь поэт сменил немало профессий. После милиции он недолго работал экспедитором Союзпечати в столице, затем экскурсоводом в музее Льва Толстова здесь же, в Москве. Но как человека и как творческую личность ни одна из должностей Морозова не привлекала. Время издания своих стихотворений в журналах и альманахах прошло, но поэт все еще предпринимал попытки писать. Несколько раз он намеревался издать кое-что из своего творчества, но безрезультатно.

В 1976 году в печати появилось единственное его поэтическое творение «Студенческий меридиан». Поэт надеялся, что это достижение станет продолжением его литературной карьеры, но этого не случилось. В зрелый период не известно ни об одном изданном стихотворении Морозова, кроме вышеупомянутого.

В его жизни начался кризис. Морозова бросила семья, он оставлял то одно, то другое место работы. Поэт только потому не писал в это смутное время, что понимал истинную задачу стихов и видел ее в ином. Соревноваться за оттенки сероватой безликости, в чем видели тогда смысл жизни и творчества сотни поэтов, печатающихся в журналах, превозмогая «клыки» цензуры, Морозов не желал и не собирался. К диссидентам причислить себя он также не мог — не хватало сил на борьбу. В итоге рядом с поэтом оказалось одно только тягостное одиночество. Огромную и ужасную его глубину лишь немногие могут понять до конца. Даже поэты в «подполье», обрекая себя на стиснутый круг общения, все-таки этот самый «круг» имели. У каждого был хоть какой-то, хотя бы один, но друг. У Морозова не было никого.

Он находил полуслучайные места работы, пытаясь остепениться, осесть, старался быть нужным, но место неизменно оказывалось не тем, и поэт продолжал искать себя дальше. Многие поэты, как и Морозов, непризнанные и забытые, находили утешение в злоупотреблении, но Сергей Петрович патологически не воспринимал спиртное, как отмечают его современники. Его одиночество было полным и бескомпромиссным. Со временем эта жизненная беда — безвыходность, которая все чаще стала загонять Морозова в психиатрические лечебницы, — стала давить и на его слово, изменять его природный звук. Наиболее ясно боль и сила в стихах Морозова чувствуется в самый тяжелый период его жизни — в 70-е годы. Периоды творческой «немоты» поэта становились все более затяжными. Но он не переставал много читать, и гениально помнил все, с чем знакомился. Изредка поэт целиком погружался в литературную деятельность, как отмечают его товарищи, мог писать по три-четыре произведения за сутки.

Когда в середине шестидесятых Морозов прошел короткую закалку пастернаковской поэтикой, он уже знал русскую лирику, все ее имена и направления. Морозов умел сохранять спокойную независимость и от классических поэтов, и от старших современников, как, впрочем, и от ровни своего поколения. Прежде всего, поэт ценил А. Тарковского, затем выделял О. Седакову и многих других поэтов, но в творческом плане неизменно шел собственной дорогой.

Даже знакомые не догадывались, насколько творческий и жизненный кризис серьезно сказался на духовном и психологическом состоянии Морозова. В это время автор быстро собрал весь свой творческий багаж в семь рукописей. Наиболее ранние творения он уничтожил уже давно, поэтому в архиве о них ничего не упоминается. Кое-что отрывочно помнили знакомые и товарищи поэта, пару стихотворений удалось отыскать среди бумаг. В рукописи вошли: книга ранних стихов под названием «Окно» (второе название — «Утро», в этом сборнике не хватает некоторых текстов), поэтические книги «Лицо», «Вторая страница», «Голос», написанные в средний период творчества поэта Морозова, стихи, написанные перед смертью: «Злоба дня», «Открытый слог», «Зерно». После кончины Сергея Петровича некоторые из его стихотворений вышли в изданиях «День поэзии-89», журналах «Знамя», «Огонек», «Смена», «Дружба народов» и некоторых других, поэзия Морозова звучит по радио.

Лирика Сергея Морозова с самого начала отличается острым, цветным восприятием окружающего мира, постоянным выискиванием верного слова для увиденного или пережитого, услышанного или физически ощутимого. В творчестве Морозова конца 1960-х годов исследователи замечают воздействие словесной и образной особенностей пластики поэта старшего поколения Пастернака. Но поэзия 1970-х начисто лишается их, и поэт работает уже в ином, самобытном направлении. Отмечается четкое равновесие воспринятого мира и написанного слова. В поэтических творениях 1980-х годов, особенно это касается книги стихотворений «Злоба дня», лексическая ткань становится тоньше, как будто бы снашивается, а яркая образность истощается. Так дают о себе знать болезненные симптомы морозовского «онемения». Периоды этого «онемения» преследовали поэта всю жизнь, чередуясь с творческими подъемами. К концу его недолгой жизни поэт внутри Морозова замолчал окончательно. Поныне не опубликованная в полном объеме поэзия Сергея Петровича — серьезное, но пропущенное для последующих поколений звено отечественной поэзии 2-й половины 1960-х — 1-й половины 1980-х годов.

Кое-какие произведения Морозова были изданы после его трагического самоубийства. Стихотворение «Я видел смерть свою…» увидело свет в 1989 году, в «Свеме». Поэтический шедевр был удостоен премии за лучшую публикацию года в области лирики. Стихотворение «Сегодня попробуем жить…» было напечатано в «Огоньке» в 1992 году. Труд «Устная речь» опубликовали в «Дружбе народов» в 2003 году. Лирическое сочинение «Храм старосадский на горке…» читатели увидели в журнале «Знамя» в 2003 году. «Из ранних стихов» Морозова появились в печати в 2004 году.

Вопрос, которым задаются многие: отчего так много поэтов покончили жизнь самоубийством? Вспомните Есенина, Маяковского, Божидара, Морозова? После революции интеллигенция вне зависимости от личного желания ее представителей была вовлечена в общенародную жизнь и попала в бескомпромиссную зависимость от политических явлений. Именно тогда зародилась подлинная трагедия русского поэта, которому пришлось очень дорого заплатить за вдохновение и заблуждения своих предшественников, как, впрочем, и за свои собственные.

Ключевой причиной, толкавшей русских поэтов к суициду, была политика. На общем фоне российской истории судьба поэта в России трагична в квадрате. Перед лицом смерти поэт, гордый человек, желает избежать унижения предсмертных страданий, политических репрессий, непризнания и хочет уйти из жизни самостоятельно, причем часто раньше положенного срока. Поэт Морозов тоже был озабочен всеми этими страхами, именно поэтому решился шагнуть вниз с балкона. Смерть казалась ему избавлением от мук, а самоубийство — мужественным поступком. Теме смерти он посвящал многие лирические произведения. Сергей Морозов писал: «Смерти легкой дай, Господь!»


Сергей Морозов
Сергей Морозов
[30 ноября 1946 - 31 августа 1985]
Помогите библиотеке
Помощь библиотеке
Об авторе
Сергей Морозов: Биография
Подписывайтесь

Стихи и поэты.
людям нравится
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Реклама
Годы | Стиль | Автор
Библиотека русской поэзии
Все поэты