Стихи 1859 г.
В альбом русской барыне
Стихи 1860 г.
«Ах, где ты сторона...»
Бал
Во сне
Грозный акт
Монолог художника в драме «Джулиано Бертини, или терновый венок гения»
Московская легенда XIX века
Наяву
Парнасский приговор
Проселком
Чувство грека
Стихи 1861 г.
Кумушки
Над урной
Нашествие свистопляски
Открытие
Праздная суета (Стихотворение великосветского поэта графа Чужеземцева)
Провинциальным Фамусовым
Разговор трёх теней
Стихи 1862 г.
«1-е января»
Газете «День»
Загадка (Кто на Руси возрастил красноречья афинского розы?..)
«На исходе лета в Ялте...»
На художественной академической выставке. Нищие (г. Гаугера)
«О, художник, если взял ты...»
Отцы и дети? (Параллель)
Педагогический приговор (Орфографическая легенда)
«Плоский берег. В час купанья...»
Под небесами юга
Последние славянофилы (Ещё свежее предание)
Просьба
Сказка о восточных послах
«Чудный край...»
Стихи 1863 г.
Вильяму Шекспиру от Михаила Бурбонова
Дуэт
Лирические песни без гражданского отлива. «Тихая звездная ночь...»
Лирические песни без гражданского отлива. «Ты предо мною сидишь...»
Лирические песни с гражданским отливом. «Солнце спряталось в тумане...»
Лирические песни с гражданским отливом. «Холод, грязные селенья...»
На художественной академической выставке. К картине «Битая дичь» г. Граверта
Надпись к роману г. Боборыкина «В путь-дорогу!»
Совет
Фанты. (Современная элегия)
«Чудная картина!..»
Юмористам
Стихи 1864 г.
Боборыкину в роли Чацкого
Гражданские мотивы. «В глухую ночь я шел Коломной...»
Гражданские мотивы. «Солнце весны улыбается кротко...»
«Жизнь наша вроде плац-парада...»
К пьесе «Чужая вина» г. Устрялова
Уездный городок. В газете
Уездный городок. В натуре
«Я, обожая панну Лизу...»
Стихи 1865 г.
А. Майкову и Ф. Бергу, ставшим постоянными сотрудниками детского журнала «Дело и отдых»
Аналогия стихотворца
«В кругу друзей у камелька...»
«В ресторане ел суп сидя я...»
«Кто он? Ради бога...»
Лирик
Мотивы русских поэтов. (1. Мотив мрачно-обличительный)
Мотивы русских поэтов. (4. Юбилейный мотив)
Мотивы русских поэтов. (2. Мотив слезно-гражданский)
Мотивы русских поэтов. (3. Мотив ясно-лирический)
Мотивы русских поэтов. (5. Мотив бешено-московский)
Н. Щербине, издавшему сборник «Пчела»
На улице (Четыре мгновения)
«От германского поэта...»
По прочтении драмы «Мамаево побоище»
При посылке романа «Взбаламученное море»
Пушкину, после вторичной его смерти
Стихи 1866 г.
Двое
Лунная ночь
Пародия на перевод Лермонтова из Гейне «На севере диком стоит одиноко...»
Подражание московскому поэту (На нашей почве урожайной...)
Подражание московскому поэту (Проснулась в нем страстей игра...)
Стихи 1867 г.
Муза
У входа в прессу
Шут
Стихи 1868 г.
Безымённому журналисту
Война и мир. Подражание Лермонтову («Бородино») и графу Льву Толстому («Война и мир»)
«Каков талант? И где ж его...»
«На борзом коне воевода скакал...»
Насущный вопрос
Праздничная дума
Ренегат
«У тебя, бедняк, в кармане...»
Стихи 1869 г.
Интимная беседа
Стихи 1870 г.
<Н. П. Р-п-ву>
«В стихах и в прозе, меньший брат...»
Две судьбы
Журналу «Нива»
Клевета
М. Н. Л<онгино>ву
«Нельзя довериться надежде...»
Опровержение
Фискал
«Я не гожусь, конечно, в судьи...»
Стихи 1871 г.
Артисту-любителю
Вопрос
История одного романиста
М. О. М<икеши>ну
Полуслова
При чтении романа «При Петре I», соч. Клюшникова и Кельсиева
Протест
Свой своему вовсе не брат (Современная пословица)
Я. Полонскому, по поводу его книги «Снопы»
Стихи 1872 г.
Золотой век. (Октавы)
Параллель
По прочтении романа И. Тургенева «Вешние воды»
Пробуждение
Стихи 1873 г.
На союз Ф. Достоевского с кн. Мещерским
Осенняя виньетка (Кислая осень в окошко врывается...)
«Отголоски о цензуре. В кабинете цензора...»
Печальный выигрыш
«Поэт понимает, как плачут цветы...»
Сказка о славном виконте Сыр-Бри
Сон великана
Стихи 1875 г.
Смех
Стихи 1876 г.
В Финляндии
Трели и сигналы отставного майора М. Бурбонова. (Два бедняка из лавки угловой...)
Трели и сигналы отставного майора М. Бурбонова. (Мой булочник стал дурно булки печь...)
Стихи 1877 г.
В. Якобий (Портрет г-жи Р-сой)
Журналу, переменившему редактора
«Какого мненья вы об С.?...»
Кн. В. Мещерскому
Стихи 1878 г.
Александрийскому театру
Житейская иерархия
Стихи 1879 г.
Зоилу
Необходимая оговорка
Одному из многих
После бенефиса
Похвальное слово воровству
Хапалов. «Портрет старушки»
Через двадцать пять лет
Чиновным немцам
Стихи 1880 г.
6 августа 1880 (Раздумье ретрограда)
Б. М<аркеви>чу (На днях, влача с собой огромных два портсака...)
Блудные дети
В альбом, Круппу-младшему, приехавшему в Петербург
«Едва ль придет художнику охота...»
И. Крамской. «Портрет художника И. Шишкина»
Либерал от «Порядка»
М. Т. Лорис-Меликову. (Как член российской нации...)
Народные мотивы. «Лунное затмение»
Народные мотивы. «Ты куда бежишь?»
Хлеб и соль
«Что ж, чокнемся в последний раз...»
Ю. Леман. «Дама под вуалью»
Стихи 1881 г.
Академическое предание
Заговор в Лесном
«Лес» (И. Шишкина)
М. Н. К<атко>ву (С толпой журнальных кунаков...)
М. Н. К<атко>ву. (В доносах грязных изловчась...)
На ком шапка горит?
Новая новинка
Отголоски о цензуре. (О Зевс! Под тьмой родного крова...)
«Понемножку назад да назад...»
«Сапожник» (Кочетова)
Стихи 1882 г.
Король и шут
Стихи 1883 г.
Вестнику Европы
Е. М. Феоктистову
Закулисный слух
Из И. Аксакова (см. последний № «Руси»)
Песни о розгах. (Во поле березынька стояла...)
Песни о розгах. (О незнакомец! Вы учеников-птенцов...)
Справедливое опасение
Стихи 1884 г.
В. Кокорев
Жижиленко
Мадригал
Поветрие
Стихи 1885 г.
Напрасные опасения
Стихи 1886 г.
На морском берегу
Стихи 1887 г.
N. N. (Он знает, где зимуют раки...)
Современные герои
Стихи 1888 г.
В. П. Буренину (По Невскому бежит собака...)
Вик. Крылову
Одному из лекторов

Минаев Дмитрий Дмитриевич

Минаев Дмитрий Дмитриевич [1835-1889] – известный русский поэт и переводчик. Родился 21 октября (2. ноября)1835 в Симбирске, в небогатой семье строевого офицера (позднее - военного чиновника) и литератора Д.И. Минаева. Его отец писал стихи, о которых сохранился отзыв В.Г.Белинского (1839), и опубликовал свою обработку «Слова о полку Игореве» (1846). Мать Минаева - симбирская дворянка Е. В. Зимнинская, получившая хорошее образование, владевшая иностранными языками. По свидетельству домашнего учителя Минаева (в будущем заметного беллетриста Г. Н. Потанина), он еще ребенком знал много стихов, «чутко их понимал и временами силился так же торжественно читать их, как читал его отец». В 1847 г. родители Минаева на время переселились из Симбирска в Петербург, где его отдали в военно-учебное заведение – «Дворянский полк». В эти годы на него оказали значительное влияние преподаватель словесности, известный переводчик И. И. Введенский, будущий поэт В. С. Курочкин (учившийся тогда же в Дворянском полку).

В 1852 году закончив обучение и вернувшись в Симбирск, Минаев определился на службу в губернскую казенную палату, затем недолго служил в земском отделе министерства внутренних дел. В 1857 оставил службу и занялся только литературной работой. Курочкин пригласил его сотрудничать журнал «Искра», где развернулось дарование Минаева как поэта-сатирика. С 1859 г. Минаев пишет свои многочисленные и грубоватые пародии, хлесткие сатиры, не всегда справедливые эпиграммы и ряд стихотворений юмористического характера. В 1859 году вышел сборник пародий Минаева «Перепевы» (под псевдонимом Обличительный поэт), получивший суровую оценку Н.А. Добролюбова.

Минаев сотрудничал также в других демократических журналах, в том числе в «Современнике», «Русском слове». С начала 60-х годов в «Современнике» появляются его переводы из французской и английской поэзии; в «Русском слове» он ведет литературно-сатирический фельетон в прозе под названием «Дневник Темного человека» (1861-1864).

В 1862 г. он делается редактором «Гудка», в объявлении о котором он указывал, что программой нового журнала будет «преследование грубого и узкого обскурантизма, произвола и неправды в нашей русской жизни», но вскоре он снимает свою подпись, не переставая сотрудничать с журналом. С 1865 года Минаев сотрудничал в сатирическом журнале «Будильник», позднее был близок к «Отечественным запискам».

Примыкая к некрасовской школе, в своих стихах занимал левые радикально-демократические позиции, выражал сочувствие угнетённой деревне, «обличал» (применительно к поэтам-сатирикам его круга «обличительство» и «обличительная литература» стали в критике того времени почти терминологическими) либералов, бюрократов, консервативную печать и цензуру; высмеивал и пародировал поэтов-сторонников «чистого искусства» (Фета, Майкова, Щербину, Крестовского и других). Минаев славился как «король рифмы», мастер эпиграммы, пародии, каламбура фельетона в стихах – жанра, именно им утвержденного в русской поэзии. Приобрёл репутацию поэта-гражданина, умеющего откликаться на злобу дня.

Все темы передовой журналистики 60-х годов представлены в его поэтическом творчестве. Об угнетенных мужиках, о нищете русской деревни говорит «Сказка о восточных послах» (1862) с ее известным рефреном: «Это ли русский прогресс?» - «Это, родимые, это!...». Либеральные болтуны, на словах пекущиеся о «бедном брате» («Насущный вопрос», 1868), поклонники «полупрогресса, полусвободы, полумер» («Ренегат», 1868), реакционные поэты, защитники «чистого искусства» («Лирические песни без гражданского отлива», 1863), деятели рептильной печати, бюрократы и чиновные мошенники, царская цензура, преследующая сатириков («В кабинете цензора», «Юмористам», 1862-1863), - таковы объекты сатирических разоблачений Минаева. Он язвительно критиковал славянофилов, воспевающих долготерпение народа, и, подобно Н.А. Некрасову, выражал скорбь по поводу пассивности крестьянской массы («Старые сказки на новый лад», 1871; «Сон великана», 1873).

Расцвета литературной деятельности Минаев достигает в конце 60-х и начале 70-х годов. Постоянно меняя свои псевдонимы («Словарь псевдонимов» Карцева и Мазаева насчитывает их более 29), Минаев был особенно популярен как «Д. Свияжский», «Обличительный поэт», «Темный человек» и «Майор Бурбонов». Из комедий Минаева – «Либерал» («Отечественные Записки», 1870, № 12, и в сборнике «На перепутье», Санкт-Петербург, 1871), «Кассир» (написал вместе с С.Н. Худяковым, Санкт-Петербург, 1883) и «Спетая песня» («Вестник Европы», 1874, № 5) или «Разоренное гнездо» (Санкт-Петербург, 1875), - ни одна не пользовалась успехом на сцене, хотя за последнюю Минаев получил от Академии Наук Уваровскую премию. Он выступал также в качестве полемиста в «Русском Слове», «Деле», обнаруживая и здесь присущую ему бойкость пера.

Легкость, с какой Минаеву давалось стихотворство, порой приводила к излишней плодовитости, ослабляла требовательность поэта к себе. Так, например, совершенно неудачны были его сказки в стихах для детей, как, например, «Дедушкины вечера» (Санкт-Петербург, 1880), «Новые новинки, песни да картинки» (Санкт-Петербург, 1882), «Теплое гнездышко» (Санкт-Петербург, 1882).

Тем не менее, лучшая часть его наследия, в том числе переводы, и теперь интересна для читателя. Минаевские каламбуры давно стали крылатыми («…Даже к финским скалам бурым обращаюсь с каламбуром»). Исследователи считают, что в области каламбурной рифмы («Гимназии» - «гимн Азии» и т.п.) Минаев был одним из предшественников Маяковского.

Минаев много выступал и с переводами, как из европейских поэтов-сатириков, так и из серьёзной поэзии. Хорошо зная только по-французски, немного по-немецки и пользуясь подстрочными переводами других лиц с английского и итальянского, Минаев переделывал такие переводы (из Байрона, Шелли, Мольера, Гюго, Гейне, Данте) в гладкую стихотворную форму, но часто далекую от подлинника.

В литературно-артистических кругах его знали как автора колких эпиграмм на вся и все, человека, способного написать, без помарок, сатиру в несколько десятков строк. Изучительное версификаторство, природный, хотя не глубокий юмор ввели Минаева в сферу злободневности и выработали из него находчивого полемиста, автора бесчисленных рифм. Настоящий поэт растворился в море острословия; талант его, дал ему имя, но вскоре поблек. Минаев пережил свою славу и умер у себя дома в Симбирске забытым и одиноким 10 (22) июля 1889.

Сборники его стихотворений:
«Перепевы» (Санкт-Петербург, 1859)
«Думы и песни», 2 части (Санкт-Петербург, 1863 - 1864)
«Здравия желаю» (Санкт-Петербург, 1867)
«В сумерках» (Санкт-Петербург, 1868)
«Песни и поэмы» (Санкт-Петербург, 1870)
«Чем хата богата» (Санкт-Петербург, 1880)
«Всем сестрам по серьгам» (Санкт-Петербург, 1881)
«Не в бровь, а в глаз» (Санкт-Петербург, 1882; 2-е изд., 1898)

Отдельно вышли:
«Проказы черта на железной дороге» (Санкт-Петербург, 1862)
«Евгений Онегин» (Санкт-Петербург, 3-е изд. 1877)
«Людоеды, или Люди шестидесятых годов» (Санкт-Петербург, 1881)
и мн. др.


Годы | Стиль | Автор
Библиотека русской поэзии
Все поэты