Стихи 1941 г.
Ветровое стекло
Музыка
«Не обладаю правом впасть в обиду...»
Рассвет этой осени
Стихи 1944 г.
К портрету
«Как я молод - и страх мне неведом...»
Ладожский лед
Новоселье
«Они расставались, когда...»
Потолок
Стихи 1945 г.
Стихи о мальчике
Стихи 1946 г.
«Анна, друг мой, маленькое чудо...»
Африканский романс
Баллада о возвращенном имени
«Верийский спуск в снегу...»
«Два профсоюза рикш борьбу ведут...»
Коммунисты, вперед!
Курская дуга
Лестница
Утром
Частый зуммер
«Я люблю — и ты права...»
Стихи 1954 г.
«Арбат — одна из самых узких улиц...»
«Ах, этот старый анекдот...»
Балетная студия
Баллада о цирке
Бессонница
Браслет
«Весь вечер из окна - до, ре...»
«Во Владимир перееду...»
Воспоминание о пехоте
«Все разошлись и вновь пришли...»
«Две стены, окно и дверь...»
«Едва сошел с трамвая ...»
«Касторкой пахнет!...»
«Льется дождь по березам, по ивам...»
«Любая вещь в квартире — это...»
Монолог профессионала
Напутствие
«Не предначертано заране...»
Обьяснение в любви
«Органных стволов...»
«Перекинута дорога...»
«По дороге из Ганы домой...»
Продавщицы
Прощание со снегом
Ребро
«Своих учителей умел я радовать...»
Серпухов
Сон (Был ...)
«Сорок пятый год...»
«Спокойно спал в больших домах в Москве...»
Странная история
«Строим, строим города...»
«Ты не напрасно шла со мною...»
«У тебя сегодня - май...»
«Человек живет на белом свете...»
Этот жокей
Стихи 1956 г.
«Мы под Колпином скопом стоим...»
«Нехорошо поговорил...»
Стихи 1961 г.
«Все выдумал ...»
Гуашь
Из Вольтера (Я позицию выбрал ...)
«Как же мог умолчать я об этом...»
Медальон
«Моя рука давно отвыкла...»
«Одиночество гонит меня...»
«Подкова счастья! Что же ты, подкова?...»
«Просыпаюсь и курю...»
С войны
Саратов
«Тишайший снегопад ...»
«Я не могу уйти - но ухожу...»
«Я хочу сообщить хоть немного простых...»
Стихи 1963 г.
«Впервые в жизни собственным умом...»

Александр Петрович Межиров

Межиров Александр Петрович (26 сентября 1923, Москва) — русский советский поэт, переводчик.

Александр Межиров родился в семье юриста. Пробелы в его биографии, сведения о которой весьма скупы, частично компенсируются редкими признаниями поэта. Дом, где родился и вырос Александр Межиров, и поныне стоит на берегу Москвы-реки. Его окна выходят на Лебяжий переулок и Кремлевскую набережную. На противоположном берегу реки располагается Замоскворечье, Кадашевские бани, Болотный рынок. Это тихие переулки, купеческие особняки и, конечно же, особый замоскворецкий говор. Александр Межиров был свидетелем того, как сносили храм Христа Спасителя, куда его еще ребенком водила няня. Неподалеку располагался известный «Дом на набережной», которому был посвящен роман Ю.В. Трифонова. Там проживала партийная элита и в конце тридцатых годов проводились регулярные аресты.

Александр Межиров является представителем того самого поколения, которое приняло все тяготы войны на свои плечи. Он ушел на фронт в 1941 году, вскоре после школьного выпускного вечера. Воевал в Синявинских болотах, на Ленинградском и Западном фронтах. В годы Великой Отечественной войны Александр Межиров был солдатом, а впоследствии заместителем командира стрелковой роты.

В 1943 году Александр Межиров стал членом коммунистической партии. В том же 1943 году он был тяжело ранен и контужен, вследствие чего его демобилизовали.

Вся дальнейшая послевоенная жизнь Александра Межирова была тесно связана с литературной деятельностью. По возвращении в Москву Александр Межиров в качестве вольного слушателя посещал лекции в Московском государственном университете. Там он прослушал полный курс на историческом факультете. Одновременно с этим он учился в Литературном институте имени А.М. Горького, который закончил в 1948 году.

Первая публикация Александра Межирова состоялась 23 марта 1945 года в газете «Комсомольская правда». В газете было опубликовано его стихотворение «В сорок первом». Вскоре после первой публикации произведения Александра Межирова стали печатать во многих других изданиях, например, в «Литературной газете», «Комсомольской правде», журналах «Новый мир» и «Знамя».

Первая книга стихотворений Александра Межирова была издана в 1947 году под названием «Дорога далека». Название этой книги представляет собой цитату из стихотворения Н.И. Гладкова. Это стихотворение, популярное в литературной среде, было известно и Александру Межирову, который являлся отличным знатоком русской поэзии и мог читать стихи часами напролет.

Стихотворения Александра Межирова на военную тематику обладали одной особенностью: в них неизменно чередовались картины военной и мирной жизни. Всякий раз за описанием военных событий следовали воспоминания о тихих мирных днях. Поэт переносил в свои художественные образы события и факты собственной жизни, вводя их в биографию своего лирического героя. Поэзия Александра Межирова, по сути, представляет собой роман со сквозными лейтмотивами.

Одним из основных лейтмотивов поэтического творчества Александра Межирова является «раздвоенность». Он возник в 1944 году в стихотворении под названием «Человек живет на белом свете…». В этом стихотворении автор сопоставил две судьбы. Одна из них — судьба неизвестного человека, живущего обычной жизнью, в обычном мире, который входит с морозной улицы в теплый дом и поднимается в свою квартиру. Другая — судьба лирического героя, от лица которого написано стихотворение. Этот человек лежит в заснеженном кювете и ждет приказа к атаке. Этот мотив варьируется и развивается. В дальнейшем стихотворения Александра Межирова, которые были посвящены описанию таких «двойников», были собраны и объединены в поэме «Alter ego». Эти стихотворения вошли в поэму в качестве пролога. Данная поэма Александра Межирова была опубликована в 1976 году в сборнике «Под старым небом». Впоследствии она снова была разделена на отдельные произведения.

Эта «раздвоенность» является вовсе не случайной. Александр Межиров утверждал в своих произведениях, что у него есть две книги: «Дорога далека», которая была оплачена «страданьем плоти», и «Ветровое стекло», выстраданная духовно. В действительности после первой книги Александра Межирова были выпущены и другие. В 1949 году вышел сборник «Новые встречи». В 1955 году были опубликованы сборники «Коммунисты, вперед!» и «Возвращение». В 1956 году вышел сборник «Разные годы». Только после этого, в 1961 году, вышел сборник Александра Межирова «Ветровое стекло», который по замыслу автора являлся именно книгой, то есть целостным художественным произведением. Александр Межиров утверждал, что книгу стихотворений нельзя задумать и написать специально. «Она может сложиться или не сложиться, как складывается или не складывается жизнь», — говорил он.

Произведения Александра Межирова очерчивают два круга тем. Во-первых, это стихотворения о войне. В их число входит стихотворение «Музыка», которое позднее стало хрестоматийным. Здесь снова прорабатывается тема параллельного существования разных людей, не знакомых друг с другом. Не менее известны и другие стихотворения Александра Межирова о войне: «Утром», «Календарь», «Воспоминание о пехоте». Героем этих произведений является «нежный отрок», в котором еще осталось мальчишество.

Другие произведения Александра Межирова рассказывают об уже повзрослевшем герое, который хочет найти свое место в мире после войны. Например, «Баллада о цирке» рассказывает о жизни героя начиная от рождения. Герой исполняет популярный как до, так и после войны зрелищный номер: ездит на мотоцикле по вертикальной стене. Признавая, что номер является «ложным», он тем не менее говорит: «Но это все-таки работа…» В других стихотворениях Александра Межирова также встречается тема цирка.

В стихотворениях Александра Межирова прослеживается неявное сопоставление Родины и всего мира с миром искусства и спорта, который становился все более конкретным от сборника к сборнику. Этот мир профессиональных игроков является кастовым, и поэтому он проявляет враждебность ко многим. Есть такие места, где достигнутое долгим и упорным трудом в течение недель и месяц тренировок можно потерять мгновенно из-за случайности. Это карточный стол, бильярдная, ипподром, а также балетная студия и мастерская художника. Азарт, дерзость или простое везение могут неожиданно принести успех. Для лирического героя произведений Александра Межирова эти места становятся в некотором смысле заменой целого мира.

Произведения Александра Межирова воспринимаются весьма аллегорично. К примеру, стихотворение «Закрытый поворот», повествующее о желании в этот поворот вписаться, говорит также о смелости, безрассудстве, бросании вызова опасности. Некоторое стремление Александра Межирова к афористичности, характерное для части его произведений, иногда даже идет в ущерб стилю.

Начиная свой творческий путь, Александр Межиров написал несколько не слишком удачных поэм, сюжет которых был ослаблен или же его подменяла риторика. Это, например, «Годы Чкалова», «На рубежах» и другие. Вскоре автор осознал, что именно отдельное стихотворение является истинной единицей его поэтической мысли. А отсутствие дат позволяет выстраивать стихотворения в нужном порядке, перемещая их и создавая таким образом сверхсюжет.

Произведения Александра Межирова издавались довольно часто. После вышедшего в 1961 году сборника «Ветровое стекло», было выпущено еще много книг. В 1962 году вышел сборник Александра Межирова «Стихи и переводы», в 1963 году — «Стихотворения», в 1964 году — «Прощание со снегом» и так далее. До конца 1970-х годов Александр Межиров издавал новую книгу каждые один–два года. Но к концу 1970-х его поэтика заметно изменилась. Поэтический мир, который ранее был тщательно разработан, постепенно приобрел остросовременные черты. Часто подвергается переосмыслению прошлое лирического героя, которое порой бывает оценено отрицательно. Постоянная, но не очевидная рефлексия подается не напрямую, воспринимаясь читателем как признание лирического героя, возможно, связанное с биографическими мотивами автора.

Персонаж одного из стихотворений Александра Межирова — мастер, который создает игрушки, выступая при этом в роли любого творца. В частности, речь идет и о литераторе. «Он был умен, бездушен, пустотел». Игрушки, которые он создавал, взяли у него многое, получили власть над создателем, и мастер оказался навсегда связан со своими творениями. Теперь они держатся друг за друга, чтобы не потерять равновесие.

Александр Межиров встраивает в текст заимствованные слова, и объединение разнородной лексики образует словесную какофонию. Так автор выражает иронию, доходящую до сарказма по отношению к тем ситуациям и образам, которые он описывает. Это замкнутый мирок богемы, нуворишей, псевдоинтеллектуалов и так далее. В то же время эта какофония противопоставляется музыкальности, которую критики не раз замечали в произведениях Александра Межирова.

Книги Александра Межирова в 1970-хегоды выходили также регулярно, но несколько реже, чем раньше. В 1977 году был выпущен сборник «Очертанья вещей». Позднее вышли книги Александра Межирова «Медальон» (1979), «Тысяча мелочей» и «Теснина» (1984), «Закрытый поворот» (1985). В 1981 году были изданы избранные произведения Александра Межирова в двух томах.

В 1986 году Александр Межиров получил Государственную премию СССР за книгу «Проза в стихах», изданную в 1982 году.

В произведениях Александра Межирова и раньше присутствовали религиозные мотивы в неявном виде. К этому времени эти мотивы стали эсхатологическими. В произведениях прослеживается томительное и напряженное ожидание Страшного суда. Это объясняется переломом привычного хода жизни, нарушением ее порядка. Александр Межиров оставил в прошлом работу над стихотворениями и переводами литовских и грузинских поэтов, над которыми он активно работал.

В январе 1988 года Александр Межиров, будучи за рулем своего автомобиля, сбил человека. Пешеход скончался. Резкое общественное осуждение вызвал тот факт, что Межиров, интеллигентный человек, обладающий высокими нравственными качествами, фронтовик, скрылся с места аварии. Этот поступок вызвал длительное разбирательство в Союзе писателей. Нужно отметить, что писательское общество и раньше испытывало тайную неприязнь к Межирову как к преуспевающему и удачливому литератору.

Не выдержав остракизма, Александр Межиров переехал в США, где он и живет с 1994 года. Перед его отъездом в свет вышли книги «Избранное», изданная в 1989 году, и «Бормотуха», изданная два раза — в 1989 и 1991 году.

В 1997 году увидела свет книга Александра Межирова «Поземка». В нее вошли как старые его стихотворения, так и новые. В этой книге Александр Межиров показал вновь внесенные изменения в строй стиха. «Чуждая» лексика почти не употребляется, но музыкальность произведений также утрачена. Отчуждаясь от привычной языковой стихии, поэт фактически обречен на эту утрату.

В 2003 году Александр Межиров вернулся к российской аудитории. Осенью 2003 года по центральному телевидению показали телевизионную передачу, приуроченную к восьмидесятилетнему юбилею поэта.


Александр Межиров
Александр Межиров
[26 сентября 1923 - ]
Помогите библиотеке
Помощь библиотеке
Воспоминания
Взыскующий града
Об авторе
Александр Межиров
Евгений Евтушенко - Межиров
Отрицаемое время: Выбор мастера, или трагедия вкуса
Что наша жизнь?
Подписывайтесь

Стихи и поэты.
людям нравится
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Реклама
Годы | Стиль | Автор
Библиотека русской поэзии
Все поэты