Иван Крылов

Крылов Иван Андреевич (2 февраля 1769, Москва — 21 (9) ноября 1844, Петербург) — великий русский баснописец.

Иван Андреевич Крылов, по преданию, родился в Москве, но его детство прошло в Оренбурге. Его отец, Андрей Прохорович Крылов, происходил из обер-офицерских детей, умел писать и читать, хотя и не обучался, службу начал в 1751 году в драгунском полку, а в 1772 году, будучи капитаном, отметился среди подавителей яицкого бунта. В 1774 году отец Ивана Андреевича вышел в отставку и поселился в Твери, поступив на гражданскую службу. Там он и умер 17 марта 1778 года, до последнего находясь в чине коллежского асессора и работая в должности второго председателя губернского магистрата.

После смерти кормильца его жена, Марья Алексеевна, осталась с двумя сыновьями в крайне бедственном положении, о чем свидетельствует сохранившееся до наших дней прошение на Высочайшее имя. Именно благодаря этому документу в свое время был точно установлен год рождения баснописца, который до этого ошибочно считали 1768-м.

В Твери не было большого количества учебных заведений — в год переселения семьи Крыловых там работала лишь духовная семинария, и лишь в следующем году открылась школа для купеческих и мещанских детей, а в 1779 году — дворянское училище. Из-за недостатка средств мать не могла обеспечить Ивану достойное образование. Однако благодаря тому что природа наделила его даровитостью и немалым умом, он все равно смог развиваться и приобрести некоторые знания, в частности изучал французский язык. Возможно, уже тогда он начал делать первые шаги в музыкальном образовании. Во всяком случае известно, что в молодости Крылов неплохо играл на скрипке.

Согласно преданию, маленький Крылов часто посещал людные места с целью изучения нравов народа, его разговоров, мыслей. Очень рано ему пришлось начать зарабатывать себе на хлеб. С 1777 года он числился подканцеляристом в Калязинском нижнем земском суде, хотя это могла быть номинальная служба. После смерти отца в июне 1778 года Крылов был переведен в тверской губернский магистрат, о том, какое жалование он там мог получать, сведений нет, однако известно, что в июле 1782 года он взял отпуск на 29 дней для поездки в Петербург. В назначенное время на службу он не вернулся, появившись там лишь в августе. Вскоре после этого он по собственному желанию был уволен со службы, награжденный чином канцеляриста. А несколько дней спустя вся семья Крыловых перебралась в столицу, где в сентябре 1783 года Иван поступил в казенную палату на должность приказного служителя. Уже в ноябре Крылова произвели в провинциальные секретари, известно, что на конец 1786 года его оклад составлял от 20 до 30 рублей и в конце года выдавалось еще 182 рубля в качестве дополнительного вознаграждения. Это говорит о том, что к тому времени семья Крыловых находилась в более благоприятном положении, нежели чем в Твери. Несмотря на это, в декабре 1786 года Крылов вышел в отставку. Точные мотивы его поступка неизвестны, но, видимо, причиной послужило желание отдать все силы искусству — литературе и театру.

Первый опыт на этом поприще Крылов получил в год переезда в Петербург, продав за 60 рублей книгопродавцу-издателю Брейткопфу свою рукопись «Кофейница», причем заработок он предпочел получить книгами французских авторов: Расина, Мольера, Буало. Сюжет его первой пьесы навеян рассказом Новикова, но Крылов видоизменил содержание и развязку. Это сатирическое произведение, написанное приемами, принятыми в операх того времени, когда стихи и пение чередуются друг с другом. Конечно, первое произведение Крылова не лишено недостатков, оно написано еще неловким языком, некоторые стихи нескладны, развязка неправдоподобна. Зато оно привлекает своей веселостью и теплотой, вложенной в героев, а также удачно использованными пословицами, в чем угадываются будущие басни. Несмотря на то что Брейткопф собирался написать музыку к «Кофейнице», он так и не напечатал ее, а много лет спустя передал ее автору, будучи его сослуживцем по Императорской публичной библиотеке.

Вторым произведением Крылова стала трагедия «Клеопатра», написанная им в 1785 году и прочитанная, как известно, актеру И. Дмитревскому, который, видимо, отозвался о ней не очень лестно. Второй трагедией стала пьеса «Филомелой», написанная в следующем году. В этом произведении также имеется множество недочетов, в частности, неуклюжий язык, недостаток движения, заимствование монолога одного из героев А. Сумарокова.

Не найдя себя в трагедии, Крылов снова возвращается к комическому жанру, в 1786 году он пишет сразу две комедии: «Бешеная семья» и «Сочинитель в прихожей», но обе они слабы: их герои карикатурны, за текстом видно негативное отношение к ним автора. Более горячая сатира представлена в третьей комедии Крылова, «Проказники», она стала орудием мести автора, после того как супруги Княжнины, не будучи лично знакомы с Иваном Андреевичем, негативно отозвались о нем. После этого он под именем доброжелателя написал письмо Княжнину, где с горячностью восклицает, что не может поверить, что в комедии описываются именно они. Это послание не попало к адресату, но было распространено в обществе самим же автором.

С 1783 по 1786 год благодаря П. Соймонову Крылов получил возможность бесплатно посещать все оперы, также ему вручили заказ на перевод французской оперы «L'infante de Zamora», которая, впрочем, не была успешна. В 1786 году Соймонов перешел в Кабинет Его Величества, куда вскоре поступил и Крылов. Однако когда в 1789 году Соймонов был поставлен главой театрального комитета, он не пропустил оперу Крылова «Американцы», тогда же его перестали пускать в театр. В качестве мести Крылов вновь пишет письмо, теперь в адрес Соймонова, где обвиняет его в нарушении обещаний, он снова распространяет послание в обществе.

В 1788 году умерла Марья Алексеевна, о которой Крылов вспоминал с теплотой до самой своей смерти. В то же время он берется за журналистику, и в 1786 году в еженедельнике «Лекарство от скуки и забот» появляется его эпиграмма. В 1788 году в журнале «Утренние часы» печатаются три басни («Стыдливый игрок», «Судьба игроков» и «Павлин и соловей») с подписью С.И.Кр. и три басни («Новопожалованный осел», «Олень и заяц» и «Недовольный гостьми стихотворец») без подписи. Тогда же автор подружился с И. Рахманиновым, который привлек его в свой журнал «Почта духов», выходивший всего 8 месяцев. Достоверно неизвестно, что именно в журналах принадлежало перу Крылова.

В 1790 году появилось только одно произведение Крылова — «Ода на заключение мира России со Швецией», которую напечатали отдельной брошюрой. Однако она совершенно несвойственна автору и его стилю, многое позаимствовано у М. Ломоносова и Г. Державина. В том же году был арестован А. Радищев, а Крылов покинул службу в кабинете, после чего до 1791 года, когда он стал издателем сатирического и националистического журнала «Зритель», о нем ничего не известно. Типографию Крылов приобрел у Рахманинова, а издавал журнал при помощи А. Клушина, всего же в штате насчитывалось около 10 человек. Данное издание представляет большой интерес, в нем поднимаются важные в то время вопросы, в частности опровергается обвинение в том, что русские способны только перенимать чужое, критикуется ложноклассицизм в театре, дается совет прислушиваться к противоположным критическим мнениям (Карамзина). В своем журнале Крылов публикует перевод оды «Утро» и собственные прозаические статьи, в самой объемной из которых демонстрирует не очень удачный опыт написания романа приключений. А вот повесть «Каиб» критиками признается как лучшее, что было написано им до этого, ее слог более легок, а остроты тоньше.

В 1793 году «Зритель» был заменен «Санкт-Петербургским Меркурием», издававшимся год, причем последняя 12-я книга печаталась не «Крылов и товарищи», а академической типографией. Это издание было менее серьезным и более развлекательным. Сам Крылов написал для него лишь 4 прозаические статьи и 8 стихов, в том числе «Похвальную речь Ермалафиду, говоренную в собрании молодых писателей», высмеивающую расшатанность литературных понятий и развязность невежд. В заметках «Смех и горе», «Алхимист» автор уже демонстрирует свое критическое умение. Что касается стихов, то они в основном лиричны и рассказывают о какой-то Анете. Достоверно неизвестно, были ли между ними какие-либо отношения. В конце года участие Крылова и Клушина в журнале слабеет, а в декабре выходит последний номер.

О следующих двух годах жизни баснописца ничего неизвестно, возможно, он уезжал из Петербурга. В 1796 году по указу властей была закрыта типография «Крылов и товарищи». Примерно в то же время Крылов сблизился с Голицыным и 1799–1801 годы провел в его имении Казацком на правах собеседника-гостя. Несмотря на сомнительность такой жизни, в то время им была написана рукопись «Трумфа» или «Подщипы» — карикатурная и весьма талантливо составленная пародия на ложноклассическую трагедию. С 1801 по 1803 годы Крылов работал в должности секретаря у того же Голицына, получившего должность генерал-губернатора в Риге, а после отставки началась его бродячая жизнь, о которой мало что известно.

В январе 1801 года в Москве, а затем в Петербурге была поставлена пьеса Крылова «Пирог» в стиле водевиля, достаточно живая и веселая. Тогда же автор работал над «Лентяем» — оригинальной и талантливо написанной комедией по рассказу Лобанова.

Известно, что в 1805 году Крылов встретился с И. Дмитриевым, показав ему несколько басен, переведенных им из Лафонтена. Тот одобрил выбор, и они были напечатаны в журнале «Московский зритель». Это был переломный момент в творчестве Крылова. Но прежде чем полностью перейти в новый жанр, он ненадолго вернулся в театр, поставив в 1806 году комедию «Модная лавка» и оперу «Илья Богатырь», в 1807 году — комедию «Урок дочкам», которые, впрочем, тоже были не вполне удачны в плане разработки характеров и правдоподобности сюжетов. Несмотря на это, произведения имели успех и давали большие сборы.

С 1807 по 1810 годы Крылов служил в Монетном департаменте и все это время не прекращал заниматься баснями. В 1809 году вышли первые «Басни Ивана Крылова», содержащие 23 произведения, в 1811 году они были исправлены и изданы снова, тогда же его избрали в члены Российской академии, в 1812 году он поступил на службу помощником библиотекаря (а с 1816 года трудился библиотекарем) в Императорскую публичную библиотеку, где в почете проработал до смерти. С февраля 1812 года он начал получать пенсию из Кабинета, которая несколько раз увеличивалась.

История Крылова как баснописца включает 31 год (с 1805 по 1836), за это время он написал 200 басен, делая это неравномерно: наиболее плодовитыми были годы с 1805 по 1825 (168 басен), затем последовал перерыв на три года, с 1829 по 1836 годы были написаны 32 басни. Если начал Крылов с подражания басням Лафонтена, то уже через два года появилась первая оригинальная басня, в 1818 году он начал черпать идеи из Эзопа, но таких произведений всего семь. В числе написанных Крыловым басен есть несколько имеющих исторический сюжет («Волк на псарне», «Ворона и курица», «Обоз»). Исследователям удалось разгадать некоторые параллели, но сам автор давать ключи к разгадкам своих басен не любил. Во многих баснях он разбирал общие вопросы: о просвещении, о нравах. Основные черты и причины популярности басен Крылова — это их меткость, комизм, автор проявил здесь отличное владение русским языком и разносторонность. Будучи баснописцем, он остался хорошим литератором и поэтом. Его произведения всегда выдержаны, художественны, а построение диалогов застуживает высшей похвалы. Интересно его отношение к классическим подробностям, которыми он пользуется вначале как риторическим средством, но затем ему удается вдохнуть в них новую жизнь, чем он добивается реализма описаний. Врожденный комизм Крылова, который не смог вылиться в достойные произведения ранее, именно в баснях выразился без помех. Заслуга басен Крылова не только в их художественности, но и в том, что они стали памятником русского языка, демонстрируют его выразительность и силу.

Вторая половина жизни Крылова ярко контрастирует с его существованием до сорока лет: теперь он был обласкан славой, имел достаточно денег. Из самолюбивого и способного бедняка он превратился в знаменитого, внушительного и почтенного старика, невозмутимого и спокойного, ставшего воплощением житейской мудрости, содержащейся в его баснях. Исследователи говорят, что такое преобразование связано с тем, что Крылов был сломлен и похоронил весь свой душевный огонь. Жизнь его после 50 лет была однообразной, и единственный лучик в ней — это привязанность к семье Олениных.

Многие литературные и ученые общества того времени приняли Крылова в свои члены, после его отставки в 1841 году он был назначен ординарным академиком по отделению словесности. Известны его публичные выступления, в частности в 1814 году при открытии библиотеки он прочитал басню «Водолазы», в 1817 году— «Кукушка и горлинка», «Похороны» и «Сочинитель и разбойник». Торжественно и с большим размахом в 1838 году прошел юбилей литературной деятельности Крылова (50 лет). В последние годы жизни Крылов болел, возможно, из-за своей грузной фигуры (большое удовольствие он находил в еде). В 1844 году, выйдя в отставку, он поселился на Васильевском острове, где и умер на 76 году жизни 9 (21) ноября. За несколько часов до смерти он распорядился раздать всем его помнящим экземпляр его последнего издания. Отпевание прошло в Исаакиевском соборе, а похоронили великого баснописца на кладбище Александро-Невской лавры.


Иван Крылов
Иван Крылов
[2 февраля 1769 - 21 ноября 1844]
Помогите библиотеке
Помощь библиотеке
Проза
Каиб
Мысли философа по моде, или Способ казаться разумным, не имея ни капли разума
Ночи
Похвальная речь в память моему дедушке, говоренная его другом в присутствии его приятелей за чашею пуншу
Похвальная речь Ермалафиду, говоренная в собрании молодых писателей
Похвальная речь науке убивать время, говоренная в Новый год
Почта духов
Рассуждение о дружестве
Речь, говоренная повесою в собрании дураков
Басни
Апеллес и осленок
Богач и поэт
Бочка
Бритвы
Булыжник и алмаз
Волк и журавль
Волк и кот
Волк и кукушка
Волк и лисица
Волк и мышонок
Волк и ягненок
Волк на псарне
Волки и овцы
Ворона
Ворона и курица
Ворона и лисица
Вороненок
Воспитание льва
Голик
Госпожа и две служанки
Гребень
Гуси
Два голубя
Два извозчика
Два мальчика
Два мужика
«Две бочки ехали; одна с вином...»
Две собаки
Демьянова уха
Дикие козы
Добрая лисица
Дуб и трость
Заяц на ловле
Зеркало и обезьяна
Змея
Змея и овца
«К Крестьянину вползла Змея...»
Камень и червяк
Квартет
Клеветник и змея
Колос
Комар и пастух
Кот и повар
Котел и горшок
Котенок и скворец
Кошка и соловей
Крестьяне и река
Крестьянин в беде
Крестьянин и змея
Крестьянин и змея
Крестьянин и лисица
Крестьянин и лошадь
Крестьянин и овца
Крестьянин и работник
Крестьянин и разбойник
Крестьянин и смерть
Крестьянин и собака
Крестьянин и топор
Кукушка и горлинка
Кукушка и орел
Кукушка и петух
Купец
Лань и дервиш
Ларчик
Лебедь, щука и рак
Лев
Лев и барс
Лев и волк
Лев и комар
Лев и лисица
Лев и мышь
Лев и человек
Лев на ловле
Лев состаревшийся
Лев, серна и лиса
Лжец
Лиса
Лиса-строитель
Лисица и виноград
Лисица и осел
Лисица и сурок
Листы и корни
Любопытный
Лягушка и вол
Лягушка и юпитер
Лягушки, просящие царя
Мальчик и червяк
Мартышка и очки
Медведь в сетях
Медведь у пчел
Мельник
Механик
Мешок
Мирон
Мирская сходка
Мор зверей
Мот и ласточка
Муравей
Муха и дорожные
Муха и пчела
Мыши
Мышь и крыса
Напраслина
Обезьяна
Обезьяны
Обоз
Овцы и собаки
Огородник и философ
Оракул
Орел и крот
Орел и куры
Орел и паук
Орел и пчела
Осел
Осёл и Заяц
Осел и мужик
Осел и соловей
Откупщик и сапожник
Охотник
Павлин и соловей
Парнас
Пастух
Пастух и море
Паук и пчела
Пестрые овцы
Петух и жемчужное зерно
Пир
Пловец и море
Плотичка
Подагра и паук
Подсвечник и Огарок
Пожар и алмаз
Похороны
Прихожанин
Прохожие и собаки
Пруд и река
Пустынник и медведь
Пушки и паруса
Пчела и мухи
Разбойник и извозчик
Разборчивая невеста
Раздел
Роща и огонь
Ручей
Свинья
Свинья под дубом
Синица
«Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть...»
Скворец
Скупой
Скупой и курица
Слон в случае
Слон и моська
Слон на воеводстве
Собака
Собака и лошадь
Собака, человек, кошка и сокол
Собачья дружба
Сокол и червяк
Соловьи
Сочинитель и разбойник
Старик и трое молодых
Стрекоза и муравей
Тень и человек
Три мужика
Тришкин кафтан
Троеженец
Трудолюбивый медведь
Туча
Филин и осел
Фортуна в гостях
Фортуна и нищий
Хмель
Хозяин и мыши
Цветы
Чиж и голубь
Чиж и еж
Щука
Щука и кот
Ягненок
Пьесы
Модная лавка
Пирог
Подщипа
Урок дочкам
Письма
M. H. Загоскину. 2-я половина августа 1818 — первая половина июля 1820 г.
А. А. Оленину. Январь — февраль 1826 г.
А. А. Прокоповичу-Антонскому. 26 июня 1816 г.
Александру Ваттемару. Конец июня — начало июля 1834 г.
В. А. Олениной. 1 февраля 1827 г.
В. А. Олениной. 1829 г.
В. А. Олениной. 2-я половина 20-х годов
В. А. Олениной. 22 июля 1825 г.
В. А. Олениной. Апрель 1827 г.
Е. И. Бенкендорф. 26 ноября 1795 г.
И. П. Быстрову. 1841—1844 гг.
И. П. Быстрову. 7 декабря 1838 г.
И. П. Быстрову. Конец февраля — март 1831 г.
И. П. Мятлеву. 1841—1843 гг.
М. Е. Лобанову. Начало февраля 1841 г.
М. Н. Загоскину. 1 ноября 1838 г.
Н. И. Гнедичу. Конец 1829 г. — начало 1830 г.
Н. П. Новосильцеву. 22 апреля 1826 г.
Н. С. Голицыной. 17 марта 1838 г.
Неизвестному. 12 августа 1814 г.
Неизвестному. 18 февраля 1842 г.
Неизвестному. 29 января 1842 г.
Неизвестному. 8 марта 1844 г.
П. А. Соймонову. 1789 г. (нe ранее 2-й половины февраля)
П. И .Соколову. 18 января 1813 г.
Письма
Письмо в петербургские газеты и журналы. 9 мая 1812 г.
Письмо М. П. Сумароковой: (Август 1801 г.)
Ф. А. Бюлеру. 2—3 октября 1839 г.
Публицистика
«Марфа-Посадница, или Покорение Новаграда»
Примечание на комедию «Смех и горе»
Редакционные предисловия, извещения и пр. переводы, произведения, приписываемые Крылову
Рецензия на комедию А.Клушина «Алхимист»
Об авторе
Айхенвальд Ю.И. Крылов
Белинский В.Г. Басни И. А. Крылова
Белинский В.Г. Иван Андреевич Крылов
Биография
Буслаев Ф.И. Басни Крылова в иллюстрации академика Трутовского
Жизнь художника
Жуковский В.А. Речь И. А. Крылову
Крылов И. А.: Биографическая справка
Н. Степанов. И. А. Крылов
Некрасов Н.А. Дедушка Крылов. Книга для подарка детям
Нечаева В. Крылов И. А.
Подписывайтесь

Стихи и поэты.
людям нравится
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Реклама
Годы | Стиль | Автор
Библиотека русской поэзии
Все поэты