Борис Корнилов

Борис Петрович Корнилов (16 (29) июля 1907, село Покровское Нижегородской губернии — 21 февраля 1938, Ленинград) – русский поэт, переводчик.

Борис Корнилов родился в семье сельского учителя в Покровском Петра Корнилова. В 1910 году он переехал в село Дьяково, куда перевез свою семью, а в 1922 году все семейство переселилось в город Семёнов. В это же время начинающий поэт начал сочинять свои первые стихотворения. Юность его была тесно связана с комсомолом. Корнилов начал работать инспектором бюро пионеров, пробовал писать для «Синей блузы», местного театра. Много и плодотворно трудился на литературном поприще, отправлял свои ранние работы в стенные газеты. Когда Корнилов решил продолжить свое обучение, он подал заявление о том, чтобы его перевели в институт или литературную школу. Заявление рассмотрели в укоме комсомола, а тот в свою очередь стал ходатайствовать в губкомоме. Поэта, в конце концов, направили в Ленинград.

В 1925 году он отправился в столицу. В это же году в печати вышло его первое стихотворение. Свою первую публикацию Корнилов разметил под именем «Борис Вербин». Она появилась в нижегородской газете «Молодая рать». Другие исследователи утверждают, что первые публикации Корнилова приходились на 1923 год, то есть до отъезда в Ленинград.

В Ленинграде, новом для себя городе, Корнилов намеревался встретиться с поэтом Есениным. Он наделся показать выдающемуся литератору своей современности собственные сочинения. Вскоре он обрел своих литературных наставников, а также благодарных слушателей. В 1926 году Корнилов примкнул к литературной организации «Смена». В эту группу впоследствии стали входить Берггольц, Гитович, Лихарев, Рахманов. Руководство группой было поручено литературному деятелю Саянову. По своим установкам поэт был близок к РАППу. В это же году поэт Корнилов вместе со своей будущей женой Ольгой Берггольц поступил на Высшие государственные курсы искусствоведения. Спустя некоторое время литераторы расписались, но их брак оказался недолгим. Окончить искусствоведческие курсы Корнилову не удалось. В 1928 году появился в печати первый сборник стихов поэта «Молодость». В 1933 году Корнилов работал над следующими книгами собственной поэзии «Стихами и поэмами» и «Книгой стихов».

Стихи Корнилова были темпераментными, своеобразными, выразительными. Они отличались тематикой, то есть широко представленными в корниловском творчестве темами деревенского быта, образностью, которая была близка у поэта к образности народной песни. Первые литературные опыты его были хорошо приняты читательской и профессиональной критикой. В 1928 году появился в печати отредактированный Саяновым сборник «Молодость» Корнилова Рецензии на книгу опубликовали некоторые критики в ленинградских журналах и газетах. Увидела свет рецензия на «Молодость» и в московском издании «Октябрь». Сам автор относился к своему первому сборнику критически, поэтому только второй по счету поэтический сборник назвал «Первой книгой».

В 30-х годах увидели свет поэмы Бориса Корнилова «Соль» - в 1931 году, «Тезисы романа» - в 1933 году, «Агент уголовного розыска» - в 1933 году, «Начало земли» - 1936 году, «Самсон» - в 1936 году, «Триполье» - 1933 году, «Моя Африка» - 1935 году. Он много работал над песнями: «Песней о встречном», «Комсомольской-краснофлотской» и многими другими. Писал Корнилов и стихотворные агитки, стихи для детей. В 1932 году он работал над темой ликвидации кулачества, за что впоследствии его обвинили в «яростной кулацкой пропаганде». В глазах советских идеологов частично поэта реабилитировала поэма «Триполье». Лиро-эпическое произведение Корнилова было посвящено памяти комсомольцев, погибших во время восстания кулаков.

Корнилов работает очень много, и его поэтические сборники постоянно появляются в печати. Выходят и отдельные издания поэм и стихотворений, детская литература: в 1935 году вышла книжка «Как от меда у медведя зубы начали болеть». В 1931 году появилась в печати книга «Все мои приятели». В 1933 году вышли «Книга стихов» и «Стихи и поэмы», а через два года - «Новое». Исследователи настаивают рассматривать издания именно как книги, которые знаменовали не определенную веху творчества Корнилова, а поэтическое наследие поэта в целом. Некоторые критики осуждали его за включение в новые сборники уже выходивших ранее стихов, что совершенно нецелесообразно.

В стихах Корнилова присутствует ощущение нового мира, история его возникновения, сознание исполненного долга, когда умершие становятся фабриками, деревьями, песнями, нефтепроводами после смерти. Все это сопрягается с мучительным переживанием ушедшего, а злоба, которую испытывал нищий дед, по наследству переходит к внуку.

Критики 30-х годов рассматривали поэтические опыты Корнилова в ключе «биологизма» его стихов, что является весьма спорным. Вселенная, которую видит и изображает поэт, не темна и страшна, она волшебна. При упоминании омута, как поэтического образа, видятся всякие подводные твари, раки и пиявки, но они не ужасны, а природны, естественны. Не страшна в омуте и щука, что «младшая сестрица крокодилу», тварь, что «неживая возле берега стоит». Страшней человек, который уничтожает природу. В корниловском стихотворении «Убийца» представлен такой герой, который не хочет ни коров, ни коня, ни свиней, ни волкодава отдавать колхозу и лучше пустит их под нож. Но природа творит свою справедливость: молодость стремится к молодости. В стихе «Соловьиха» птицы понимают это стремление, для них это неписаный закон, что же касается людей, то в этом они видят лишь источник горя.

Автор стихов «природных» и «биологических» тяготится страхом смерти, потому что понимает ее неизбежность. В стихах Корнилов ужасается этой роковой неизбежности. Через его ритмы и образы вырисовывается этот страх. В разного рода оборонных и патриотических стихотворениях он приобретает осязаемые черты. В корниловских тревожных стихотворных строках «Войны» автор демонстрирует то же предчувствие кончины, перечисляются орудия убийства: нож, пуля, перед ними - трава, встающая дыбом, в которой «течет и плывет голова». Здесь же лапы птиц, которые садятся на покойника. Так изображается смерть от руки врага, и автор понимает роковую обреченность, но уже ждет удара, наносимого не чужой, а близкой рукой. Таково наказание за пьянство, безделье, ночные прогулки с гитарой. Отсюда – отчуждение от общества, при котором от тебя отворачиваются близкие товарищи. Предрекаемое одиночество, тем не менее, не меняет поведение лирического героя: безобразия, чудовищное пьянство и хулиганство не прекращаются. Такова защита его от нелицеприятной реальности или желание жить в полной мере с ощущением собственной обреченности. Но одновременно это и вызов.

Неубедительна авторская сдержанность и вера в посмертное бытие, которые отразились в одном из лучших творений Корнилова «Продолжение жизни». Поэт рисует лиро-эпическую картину: тоскливое небытие трав, по ковру которой строем идут коммунисты навстречу врагу, в результате - победа и мир «без битвы, без крови, без горя», плывущие по земле комбайны, а в конце пессимистическая нотка: «Тогда я совсем умираю».

С ходом времени в Корнилове-лирике наступил кризис, и он стал обращаться к иным жанрам. Полное собрание его сочинений не дошло до нас, поэтому первое известное произведения – это драматическая поэма «Соль», написанная поэтом в 1931 году по мотивам одного известного рассказа Бабеля. Эта литературная попытка Корнеева, на взгляд некоторых исследователей, не слишком удачная. Другое крупное произведение - «Тезисы романа», над которым Корнилов трудился в период с 1932 по 1933 год. Оно так и осталось незаконченным. За поэму «Агент уголовного розыска», вышедшую в 1933 году, исследователи критиковали автора. Поэма казалась скучной и недоработанной. Зато критика похвально отнеслась к поэме «Триполье», датированной 1933 годом. В произведении демонстрируется картина гибели комсомольского отряда, захваченного атаманом Зеленым. Положительную оценку получила вышедшая в 1935 году поэма Корнилова «Моя Африка». Ее главный персонаж, художник, разглядел в метели чернокожего красноармейца. Охваченный порывом нарисовать и его в работе над полотном о революции, художник узнает, что красноармеец с честью пал в бою. Главный герой решает погибнуть за Африку с тем же бесстрашием, с каким тот погиб за Россию.

Поздние корниловские поэмы «Последний день Кирова», вышедшая в 1935 году, «Начала земли», датированная 1935 годом, и «Самсон», напечатанная в 1936 году, не вызвали восторг у критиков. В творчестве поэта с большей силой проявляется инерция формы, ее однообразие и подражательность.

Скорее всего, поэт нуждался в перерыве, чтобы разобраться в себе, своем творчестве и поэтическом предназначении, перевести дух. Но динамичное время не дало поэту такой возможности. Дарование Бориса Корнилова стало вызревать еще быстрее. Если первоначально поэт относился к литераторам «есенинской» направленности, то впоследствии, спустя кратчайший срок, Корнилов стал поэтом ленинградской школы, а затем и вовсе утратил себя.

В позднем творчестве его неизменно присутствовали образы столицы, великого города, многочисленные памятники, улицы в нем и дома. Они стали главными персонажами его лирики. В 1930-х годах в жизни поэта наступил не только творческий, но и духовный кризис. Он стал злоупотреблять спиртным, неизбежно скатывался в пропасть. В октябре 1936 года его исключили из Союза писателей. В 1937 году во время «чистки» литературных рядов Борис Корнилов был арестован советской властью. Это притом, что на первом съезде писателей о поэте отзывались неизменно, как о надежде и будущем советской поэзии. Исключение из Союза писателей само по себе стало для Корнилова серьезным ударом. Его последние стихотворения были посвящены классику русской литературы Пушкину и появились в печати за два месяца до ареста. Корнилова заключили под стражу в марте 1937 года. Власти предоставили ему обвинение в создании и нелегальном распространении контрреволюционных сочинений. 20 февраля 1938 года прошло короткое слушание дела поэта. Судебный процесс вела Военная коллегия Верховного суда СССР. В этот же день Бориса Корнилова признали виновным и расстреляли. В депо Горьковской железной дороги «Нижний Новгород-Московский» именем писателя и поэта был назван новый электропоезд в 2010 году. В честь Корнилова назвали улицы в Санкт-Петербурге.

С юности кумиром Корнилова был Сергей Есенин. В его ранней лирике чувствовались есенинские интонации, характерная напевность и патриотическая тоска по родному краю. Ольга Берггольц писала впоследствии о своем бывшем муже, что поэту пришлось испытать на себе много влияний, подчас отрицательных, современной поэзии. Тем не менее, он не стал ни эпигоном, ни компилятором, нашел и утверждал в творчестве самостоятельный, самобытный голос.

Почти 20 лет поэзия Корнилова была запрещена, а его фигура, как литератора, считалась одиозной. Его книги не переиздавались, последние стихи и поэмы не печатались. Многие продолжали петь «Песню о встречном», слова для которой были написаны Борисом Корниловым, но авторство его скрывалось. После хрущевского разоблачения Сталина Корнилов был реабилитирован 5 января 1957 года. В постановлении говорилось, что реабилитирован поэт «за отсутствием состава преступления». Стали массово издаваться его поэтические сборники, авторство песен уже не скрывалось. В Семенове, родном городе Корнилова, открыли мемориальный музей, а также установили памятник поэту.


Борис Корнилов
Борис Корнилов
[16 июля 1907 - 21 февраля 1938]
Помогите библиотеке
Помощь библиотеке
Об авторе
Б. П. Корнилов
Борис Корнилов
Борис Петрович Корнилов
О «Крестном отце»
Об авторе
Так создавалась легенда
Подписывайтесь

Стихи и поэты.
людям нравится
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Реклама
Годы | Стиль | Автор
Библиотека русской поэзии
Все поэты