Яков Борисович Княжнин

Княжнин Яков Борисович (3 октября (14 октября) 1740, Псков — 14 января (25 января) 1791, Санкт-Петербург) — писатель-просветитель, драматург, поэт, переводчик.

Княжнин происходит из дворянской семьи. Отец его был вице-губернатором города Пскова. До шестнадцатилетнего возраста мальчик обучался на дому, после чего его перевозят в Санкт-Петербург и отдают в гимназию при Академии наук, в которой в течение последующих семи лет он продолжит свое образование под чутким руководством профессора Модераха. В это же время Княжнин обучается трем европейским языкам: итальянскому, французскому и немецкому.

Еще учась в гимназии, Княжнин начинает заниматься литературной деятельностью. Он сочиняет стихи и оды. После окончания учебы в 1755 году молодой человек направляется юнкером в иностранную коллегию. Служит там в канцелярии, которая занималась строением садов и домов, переводчиком. В 1762 году Княжнин переходит на военную службу. Спустя два года, в 1764 году, получает новую должность секретаря при дежурных генерал-адъютантах.

В 1763 году Княжнин ставит мелодраму «Орфей», которая была опубликована в 1781 году. Музыку к мелодраме написал Ф. Торелли. В начале девяностых годов XVIII века музыка к мелодраме была написана другим композитором — Е.И. Фоминым. Этот вариант мелодрамы не сходил с театральных подмостков до 1953 года. В 1769 году Княжнин представляет широкой публике свою первую трагедию «Дидона», которую ставят в Москве, а после играют в придворном театре Екатерины II. Трагедию смотрит сама императрица. Происходит знакомство Княжнина с А.П. Сумароковым. Позже женой Княжнина стала старшая дочь А.П. Сумарокова, талантливая женщина, первая русская писательница, чьи произведения публиковались в печати. В 1771 году Княжнин осуществил перевод «Несчастных любовников» — романа графа Коминжа.

В 1773 году Княжнин проиграл казенные деньги и был осужден за растрату. Половину долга он внес еще до начала следствия, вторая часть была внесена поручителем, но тем не менее Княжнин был приговорен к смертной казни через повешение. Суровость вынесенного приговора заставляет предполагать наличие иной, скорее всего, политической причины расправы над писателем. После того как вмешался начальник Княжнина, приговор был смягчен. Смертную казнь заменили лишением дворянского звания, конфискацией имения и разжалованием в солдаты. В последующие четыре года Княжнин много переводил. В числе переведенных им произведений были комедии Гольдони, трагедии Корнеля, поэма Вольтера «Генриада».

В 1777 году вышел высочайший Указ о помиловании опального поэта. Вскоре после этого его зачисляют на должность секретаря знатного вельможи И.И. Бецкого, который был крупным деятелем в области образования и воспитания. Княжнин быстро освоился в новой должности и стал играть весьма значимую роль в деятельности не только Воспитательного дома, но и Академии художеств. Кроме того, Княжнин занимался преподаванием русской словесности в Кадетском корпусе.

На протяжении всей своей жизни Княжнин занимался сочинением од (известна только одна), басен, героиад, элегий, стихотворных сказок, сатирических стихов, поэм и посланий. И хотя поэт принадлежит к школе русского классицизма, лишь малая часть его произведений укладывается в рамки жанров, которые были установлены нормами классицизма. Княжнин стал одним из первых поэтов, которые обращались к так называемой легкой поэзии и сентиментализму («Письмо графа Комменжа», сочиненное в 1771 году, опубликованное только восемь лет спустя, в 1779 году, «Флор и Лиза» (1778) и другие). Княжнин достаточно иронично относился к традиционным одам и одописцам. Для стиля Княжнина характерны антиклерикальные мотивы, особо ярко проявившиеся в таких произведениях автора, как «Письмо графа Комменжа» и поэма «Попугай» (ок. 1790), являющаяся своеобразной переделкой произведения Ж. Грессе, французского поэта.

Комическая опера «Несчастие от кареты» высмеивала галоманию дворян, в ней автор сочувственно относится к изображенным бесправными крепостным. Очень популярными были такие комические оперы, как «Скупой» (опера была написана около 1782, а опубликована только в 1887 году). Музыку к этим двум произведениям сочинил Василий Пашкевич. Поставлены они были в театре Карла Книпера. Музыку к опере «Сбитенщик», написанной в 1783 году, а опубликованной в 1887 году, создал Ж. Бюлан. Лучшими комедиями Княжнина по праву считаются «Хвастун» (написанный около 1785 года и вышедший в 1886 году) и «Чудаки». Это произведение было написано в 1790 году, а опубликовано только через три года.

Как и многие его современники, Княжнин в своих произведениях берет за основу мотивы и ходовые ситуации из комедий европейских авторов, но переделывает их под российскую действительность, показывая отрицательные явления из жизни русского дворянства, существовавшие многие годы. Именно поэтому многие исследователи творчества поэта находят сходные мотивы его комедий с комедиями Н. Гоголя «Женитьба» и «Ревизор», а также с комедией А. Грибоедова «Горе от ума». Княжнин в своих произведениях остается на позициях классицизма, но значительно усложняет образы. К примеру, в комедии «Чудаки» вообще отсутствуют традиционные положительные персонажи. Отличительной чертой этой комедии, впрочем, как и комедии Княжнина «Хвастун», являются своеобразная живость происходящего действия, умело построенная интрига, а также применение абсолютно разных приемов комического. Именно Княжнин в своих произведениях намечает основы русской стихотворной комедии, которые позже были доведены Грибоедовым до совершенства. Он пытается раскрыть духовную сущность героев через речевые характеристики. Основой языка действующих в комедиях персонажей Княжнин осознанно делает просторечие. Кроме того, он насыщает тексты афоризмами и пословицами и свободно разбивает стих на реплики. Вяземский дал очень высокую оценку этим комедиям Княжнина, а «Хвастун», по его мнению, так вообще самая лучшая русская комедия, замечая при этом, что многие фразы из нее стали пословицами. В. Белинский отмечал талант Княжнина именно как комедиографа. А. Пушкин же не только высоко ценил, но и достаточно часто использовал образы из комедий Княжнина в художественных произведениях, а также в публицистике и полемике.

В произведениях Княжнина прослеживается эволюция его собственных мировоззренческих взглядов. Поэт тяготеет к идеологии просветителей, о чем явно говорят его трагедии. Что в «Диодоне», опубликованной только в 1787 году, что во «Владисане», увидевшем свет в 1784 году, Княжнин ратует за просвещенную монархию. Однако в другой его трагедии, «Владимир и Ярополк», написанной в 1772 году, автор сомневается в необходимости неограниченной власти правителя. Героем следующей трагедии Княжнина «Рослав», изданной в 1783 году, становится человек, являющийся настоящим сыном своей Отчизны, патриотом и тираноборцем, но никак не рабом монарха. В трагедии «Софонисба», написанной около 1786 года, Княжнин впервые славословит республику.

Своеобразным итогом эволюции мировоззренческих взглядов Якова Княжнина стало написание им в 1789 году трагедии «Вадим Новгородский». Эту трагедию принято считать образцом русского революционного классицизма. Даже сам автор считал ее слишком вольнодумной и не решался ставить. Эта трагедия по духу полностью противоречила пьесе самой императрицы Екатерины II под названием «Историческое представление… из жизни Рюрика», написанное самодержицей в 1786 году. Естественно, что в этой пьесе прославлялось самодержавие, тогда как противник Рюрика Вадим Храбрый изображался честолюбцем, мечтающим захватить власть. Как и Екатерина II, Княжнин в своей трагедии показывает Рюрика мудрым правителем, снискавшим любовь большинства своих подданных, но все-таки тираном. Потому как, по мнению Княжнина, любой самодержец, независимо от его личных качеств, был тираном, страной, где живут свободные люди, могла стать только республика, а истинный гражданин и патриот — это республиканец. Именно так считают, с этими мыслями живут и умирают Вадим и его товарищи. Княжнин прячет поэму «в стол», прекрасно понимая, какими неприятностями может обернуться публикация этой трагедии в то время, когда во Франции полыхает революция, а русское самодержавие дает ей четкую отрицательную оценку. Трагедия была прочитана только самым близким людям в очень узком кругу. Именно поэтому при жизни поэт был обласкан самодержавной властью, и даже на средства казны было выпущено собрание его сочинений.

Умер Яков Княжнин 14 (25) января 1791 года, похоронен он на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. Причиной его смерти принято называть простуду, хотя есть сведения, что смерть поэта наступила после допроса в Тайной канцелярии, куда его вызывали по поводу написания им политической статьи «Горе моему отечеству».

Уже после смерти Княжнина его архив, а вместе с ним и трагедия «Вадим Новгородский» попадают к торговцу книгами Глазунову. Именно у него эту трагедию обнаруживает княгиня Дашкова, которая, будучи в непростых отношениях с Екатериной II, прилагает все усилия для выхода трагедии в свет, что и происходит в 1793 году. Государыня находит трагедию опасной не только для самодержавия вообще, но и лично для себя. Сенат принимает решение о конфискации трагедии и публичном ее сожжении. За хранение этого произведения полагалось суровое наказание. Трагедия пользовалась большой популярностью в среде декабристов, распространявших ее в списках. Вплоть до 1914 года трагедию полностью не издавали.

Историки театра по праву считают отцом русского театра Сумарокова, но тем не менее на сцене «чувство впервые заговорило языком Княжнина».


Яков Княжнин
Яков Княжнин
[3 октября 1742 - 14 января 1791]
Помогите библиотеке
Помощь библиотеке
Трагедии
Вадим Новгородский
Владимир и Ярополк
Дидона
Ольга
Росслав
Комедии
Хвастун
Драмы
Орфей
Об авторе
Биография
Подписывайтесь

Стихи и поэты.
людям нравится
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Реклама
Годы | Стиль | Автор
Библиотека русской поэзии
Все поэты