Стихи 1918 г.
Свиданье
Стихи 1923 г.
«Скоро в снег побегут струйки...»
Стихи 1928 г.
Бой Спасских
Стихи 1933 г.
Ветер
Стихи 1934 г.
Над нами
Стихи 1935 г.
Ад
Работа в саду
Стихи 1938 г.
«Хоть умирай от жажды...»
Четыре сонета
Стихи 1939 г.
Станция «Маяковская»
Стихи 1940 г.
Танк «Маяковский»
Стихи 1941 г.
Горсть земли
Стихи 1943 г.
Творчество
Стихи 1945 г.
В черноморской кофейне
Двое в метель
К вечеру
Любовь лингвиста
Просто
Сентябрьское
ТБЦ
Ушедшее
«Я пил парное далеко...»
Стихи 1947 г.
Аладин у сокровищницы
Лирика
Любовь математика
На кругозоре
Осень
Отношение к погоде
Предчувствие
Стихи 1952 г.
Происшествие
Стихи 1953 г.
Дождь
О наших книгах
«Освободи меня от мысли...»
«Эти летние дожди...»
Стихи 1954 г.
Маяковскому
Моя автобиография
Новаторство
Стихи 1956 г.
В Альпах
В путь
Вечер в Доббиако
Две лыжни
Лесом в гору
Над деревней
Приезд
Рассвет
Стихи 1957 г.
Джон Рид
Кольцо
Стихи 1960 г.
Бой быков
Под одним небом
Сон во сне
Этот мир
Стихи 1961 г.
Иностранец
М
Чудо
Стихи 1964 г.
«Жизнь моя...»
Стихи 1966 г.
Боль
Возвращение
Нет Золушки
«Сказали мне...»
Случай с телефоном
«Смерти больше нет...»
Строки в скобках
Танцуют лыжники
Черновик
«Шла по улице девушка. Плакала...»
Стихи 1969 г.
Зеркала
Погудка о погодке

Семён Кирсанов

Кирсанов Семен Исаакович (5 (18) сентября 1906, г. Одесса, Херсонская губерния, Российская империя - 10 декабря 1972, г. Москва, СССР) - русский поэт.

Настоящая фамилия Кирсанова – Корчик. Он родился в семье портного в городе Одесса. Начальное образование Семен получил в одесской гимназии. После окончания учебы Кирсанов вышел из стен начального учебного заведения и поступил в Одесский институт народного образования. Поэт получил высшее филологическое образование. С юношеских лет тяготел к литературе, древним и современным языкам. Начал печататься Кирсанов сравнительно рано. В 1922 году он стал сотрудничать в издании «Юголеф». В журнале поэт занимал должность ответственного секретаря.

В 1924 году состоялось знакомство Семена Исааковича со знаменитым футуристом Маяковским. Именно его последователем впоследствии стал молодой поэт. В 1926 году состоялся переезд двадцатилетнего Кирсанова в Москву. Здесь он познакомился со многими «лефовцами». Находясь под влиянием своего наставника Маяковского, поэт в этом же году примкнул к литературной группировке «ЛЕФ». Кирсанова здесь называли непревзойденным мастером формы. В отличие от «тяжеловесного» в литературном смысле Маяковского его горячий последователь был «в весе своего пера». В своих литературных кругах Кирсанова уважали за его искрометное «трюкачество» в творчестве. Поэт находился в непрерывном поиске рифмы на протяжении всей своей жизни, разрабатывал в своей поэзии ассонансные способы создания рифмы. Молодые литераторы, которые впоследствии сменили поколение Кирсанова, подхватили его идеи в области стихотворства и развивали их.

Поэта Кирсанова неоднократно сравнивали с «циркачом», причем именно в творческом плане. Даже его поэтика имела «цирковые» корни. Поэзия Кирсанова – это всегда неизменный фейерверк, ловкое жонглирование образами, рифмами и приемами, вольтижировка. Иногда поэта причисляли к формалистам. Тем не менее, такое утверждение является спорным. Поэт стремился творить «новую поэзию», жаждал литературных дискуссий. Именно поэтому его включение в «Левый фронт искусства» было вполне закономерным.

В 1925 году, еще до того, как Кирсанов перебрался в столицу, Маяковский помог ему опубликовать несколько своих сочинений в одном заурядном издании. Стихотворения поэта были построены на «жонглировании» диалектизмами и просторечиями. Стихи вышли под названиями «Красноармейская разговорная» и «Крестьянская – буденовцам». В это время начались частые разъезды молодого поэта вместе со своим наставником Маяковским по городам России. В провинции поэты читали собственные поэтические сочинения. Увлечение словесным формотворчеством все больше захватывало Кирсанова. Стараясь соответствовать высокому классу мастерства Маяковского, поэт, тем не менее, не старался его пародировать. В стихотворениях Кирсанов стремился создавать собственную феерию сказочных сюжетов, реальную фантастику. Поэт прибегал к лексическому эпатажу в стремлении делать открытия в стихотворстве. В его творчестве укрепляются кубофутуристические черты. Поэтика Кирсанова выстраивается в соответствии с ритмическим и графическим изыском, поэт всякий раз находит остроумную выдумку для своего стихотворения. Поэзия его пестрит каламбурами, эпатирующими сравнениями, выдуманными словами, неологизмами, необыкновенными метафорами.

В 1926 году вышел поэтический сборник Кирсанова под названием «Прицел». После этого мнение о поэте, как о непревзойденном «циркаче» стихосложения, укрепляется в литературных кругах. Через год поэт опубликовал книгу стихотворений «Опыты». Кирсанов плодотворно работал в это время. Еще через год вышла его поэма «Моя именинная».

Когда умер Маяковский, случился творческий перелом в судьбе поэта Кирсанова. Стараясь отдать дань своему скончавшемуся другу и наставнику, он некоторое время работал над продолжением произведения Маяковского, которое так и осталось незаконченным. Поэма «Пятилетка» наследует основные поэтические черты маяковской поэмы «Во весь голос». Кирсанов стилизовал свое произведение под стиль Маяковского, ссылался на его поэму в многочисленных реминисценциях. «Пятилетка» была написана и издана в 30-х годах.

Наступил период творческого подъема Кирсанова. Поэт плодотворно трудился на литературном поприще. Помимо собственно стихотворений он уделял огромное внимание публицистике, в частности, писал о новаторских приемах и собственных открытиях в области стихосложения. В 1933 году вышли две поэмы Кирсанова «Владимир Ильич Ленин» и «Товарищ Маркс». Последняя стала своеобразной перекличкой с работами Маяковского. Через год Кирсанов опубликовал поэму «Золушка». В 1937 году работал над фашистской темой в своем творчестве. Результатом его трудов стала «сказка» «Война – чуме!».

Начиная с 30-х годов, Кирсанов все больше склонялся к лирическому началу в своих сочинениях. В 1935 году вышла книга его стихов «Желания». В 1938 году увидела свет книга «Мыс желания». В 1937 году Кирсановым было создано произведение «Твоей поэме», полное драматизма. К нему примкнули созданные впоследствии циклы «Последнее мая» и «Стон во сне». В работах поэт со свойственной ему пронзительной искренностью и психологизмом раскрывает картину трагической кончины жены.

Когда началась Великая Отечественная война, поэт стал военным корреспондентом. Руководил литературным штатом, который выпускал «Окна ТАСС». Кирсанов писал солдатские лубки. В 1942 году он опубликовал «Заветное слово Фомы Смыслова». Работал над стихотворными листовками «Аладдин у сокровищницы» и «Ярмарочная». В этом же году в печати появилась «Поэма фронта» Кирсанова. В 1946 году поэт создал поэму «Александр Матросов». В произведении раскрывается исповедь солдата о своем подвиге. Произведения Кирсанова отличаются непревзойденной силой поэтической убедительности. В 1945 году Кирсанов работал над поэтическим сборником «Стихи войны».

После войны началась новая веха творчества Кирсанова. Поэт полюбил масштабные аллегории, часто использовал в поэтических работах библейские образы, включал новозаветные мотивы. Категории жизни и смерти, добра и зла с проникновенностью раскрывал он в своих стихотворениях. Изменилось мировоззрение поэта. Одно время Кирсанов сблизился с «лефовским» импрессионизмом, который оказывал влияние на его творчество в 20-х годах. Интересовала в послевоенные годы поэта и классическая поэзия. Он стал увлекаться трудами Шелли и Гете. Новые творческие воззрения позволили создать в 1947 году самобытное лиро-эпическое произведение «Небо над Родиной». В творческом отношении это был уже совершенно иной поэт Кирсанов. В 1970 году вышла поэма Семена Исааковича «Дельфиниада». В 50-х годах Кирсанов работал над сонетами «Весть о мире».

Новые лирико-философские воззрения Кирсанова нашли отражение в поэме «Вершина», датированной 1954 годом. К философским произведениям также относятся «Ленинградская тетрадь», выпущенная в 1960 году, книга стихотворений «Этот мир», увидевшая свет в 1958 году. В центре произведений Кирсанова становится прочная связь общества и лирического героя. Кирсанов увлекался в эти годы историей, размышлял над мирозданием, над призванием поэта и поэзии.

Сюжетная лирика Кирсанова составила серьезный пласт его творчества. К ней относятся поэма «Макар Мазай», над которой поэт работал в течение 1947-1950 гг., повесть «Письма», отмеченная Государственной премией Советского союза. Собственные философские размышления и тяготение к свободе художественного воображения поэт реализовывал в стихотворной фантастике. В 1934 году он выпустил фантастическую поэму «Поэма о роботе». В 1936 году вышла в печати «Герань-миндаль-фиалка». В 1940 году Кирсанов создал поэму «Ночь под новый век». Через двадцать девять лет - фантастическое произведение «Зеркала». В 60-х годах фантастические сюжеты увлекли поэта настолько, что появился целый сборник «космогонических» стихотворений под названием «На былинных холмах».

Славу и читательское признание Кирсанову принесли поэтические сборники «Советская жизнь», который появился в 1948 году, «Новое», датированный 1935 годом, «Однажды завтра», над которым Кирсанов работал в 1948 году, «Время – наше!» - 1950 год, «Месяц отдыха», появившийся в печати в 1952 году, «Стихи о Латвии» - в 1948 году. В 50-х годах Кирсанов создал поэму «Езда в незнаемое», которая представляла собой перекличку с поэтическими установками Маяковского. Поэму Кирсанов посвятил агитационному заграничному турне.

Увлекался в своей жизни поэт и переводческой деятельностью. Переводил много из Неруды, Арагона, Брехта, Незвала, Хикмета.

Диапазон творчества поэта Кирсанова достаточно широк. В свое время не было ни единой поэтической темы или же формального эксперимента в поэзии, которые бы не нашли отражение в его работах. Использовал поэт имитацию русского сказа, прием, который хорошо развился после творческой судьбы Кирсанова на русской литературной почве. Поэзия Семена исааковича включает в себя и образцы высокой лирики, и мастерскую версификацию, и патетическую публицистику.

Поздний Кирсанов тяготел к поверхностно-лозунговым стихотворениям о советских вождях. В это время его поэзия стала наиболее «социалистической», хотя пафос был абсолютно чужд поэту. В 1954 году он выступал на собрании Союза писателей, в который входил. Речь, подготовленная Кирсановым, раскрывала личное убеждение поэта в праве литератора фантазировать и строить свой внутренний мир в поэзии. В этом же году, после выхода «Вершины», Кирсанов был раскритикован во многих изданиях за формализм. С этого времени партийная цензура стала присматриваться к произведениям поэта наиболее пристально и дотошно.

До последних лет своей творческой карьеры Кирсанов продолжал бороться за право на оригинальное словотворчество. Критика в 60-х годах продолжала придираться к работам поэта. На Кирсанова писались желчные эпиграммы. Поэт сотрудничал в издании «Наука и жизнь», в котором публиковал сочиненные палиндромы. Советская цензура не признавала подобное «трюкачество», тем не менее, запрещать публиковать поэта не могла.

На музыку Таривердиева Кирсанов написал стихотворение «У тебя глаза…», которое добилось значительной популярности. Стихотворение «Эти летние дожди» из сборника «Больничная тетрадь» также было положено на музыку.

Творчество Кирсанова стало впоследствии примером для подражания для многих выдающихся поэтов. В частности, поэзия его повлияла на шестидесятников Евтушенко, Ахмадулину, Вознесенского, Мориц, Роберта Рождественского. Палиндромную поэзию перенял у Кирсанова поэт Ладыгин. Оказал сильное влияние поэт и на метафорические стихотворения Кедрова. Семен Исаакович стал основателем стремительного ритма. В своих поэтических сочинениях он часто использовал палиндром, анаграмму, неологизмы. Аллегоричная поэзия его сочетает философские, космические, исторические элементы с актуальными политическими темами. Игру автор превращает в серьезный замысел.

Одной из самых популярных стала поэма Кирсанова, над которой он трудился в 1928 – 1929 годах. События, происходящие в стране, отразились в ней с особенной пронзительностью и драматизмом. «Последний современник» - поэма, которую запрещали публиковать в Советском союзе. В библиографии поэта это произведение долгое время также не упоминалось. Поэма пронизана реалиями 20-х годов СССР. Кирсанов пишет о «лефовской» бригаде литераторов, о литературных дискуссиях, о политических фактах и событиях. Поэзия проникнута острыми предчувствиями и неожиданными пророчествами.

Вокруг этой поэмы всегда существовало много споров, так как на сегодняшний день ее содержание еще более актуальное, чем тогда, когда произведение впервые увидело свет. Семен Исаакович в поэме даже сегодня предстает в роли Последнего современника драматичной эпохи творческой свободы и, одновременно, литературной зависимости. Исследование "забытой" поэмы представляет необыкновенный интерес для филологов, лингвистов и литературоведов. Поэма также позволяет по-новому взглянуть на раннего Кирсанова, переосмыслить то, что долгое время считалось о нем догмой. Привычное стихотворное трюкачество, от которого поэт Кирсанов не смог избавится до конца жизни, присутствует и в «Последнем современнике. Проглядывается необыкновенное тяготение Семена Исааковича к революционным мотивам, которые в произведении вступают в противоречие с эстетико-формалистской направленностью его творчества.

В самом конце своего поэтического пути в творчестве Кирсанова стали появляться существенные идейные промахи и роковые ошибки. Тем не менее, до самого конца творческой карьеры он продолжал тяготеть к актуальной тематике и стремился уйти от формализма.

В последние годы жизни Семен Исаакович долго и тяжело болел. У него обнаружили рак горла. 10 декабря 1972 года великого поэта-новатора не стало. Похоронили Кирсанова в столице на 7 участке Новодевичьего кладбища.


Семён Кирсанов
Семён Кирсанов
[5 сентября 1906 - 10 декабря 1972]
Помогите библиотеке
Помощь библиотеке
Об авторе
Биография
Евг. Евтушенко: Семён Кирсанов
Н.В.Банников: Семен Кирсанов
Русские писатели и поэты
Семен Исаакович Кирсанов
Семен Кирсанов
Семен Кирсанов
Подписывайтесь

Стихи и поэты.
людям нравится
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Реклама
Годы | Стиль | Автор
Библиотека русской поэзии
Все поэты