Стихи 1777 г.
Надпись к портрету князю Антиоху Димитриевичу Кантемиру
Стихи 1779 г.
«Заря лениво догорает...»
По следам Диогена
Стихи 1780 г.
В альбом
«В мире были счастливцы, - их гимны звучали...»
«В роще зеленой, над тихой рекой...»
«Вы смущены... такой развязки...»
«Да, хороши они, кавказские вершины...»
«День что-то хмурится... Над пасмурной землею...»
«Друг мой, брат мой, усталый, страдающий брат...»
«Друг! Как ты вошел сюда...»
«Если душно тебе, если нет у тебя...»
«Есть страданья ужасней, чем пытка сама...»
«Еще чертог залит огнями...»
«За много лет назад, из тихой сени рая...»
«И вот, от ложа наслажденья...»
Мелодии
Мелодия
«Море - как зеркало!.. Даль необъятная...»
На мгновенье
«О, спасибо вам, детские годы мои...»
Облака
«Прелестная, полунагая...»
«Сейчас только песни звучали...»
«Случалось ли тебе бессонными ночами...»
Старая беседка
«Тихо замер последний аккорд над толпой...»
«Я не тому молюсь, кого едва дерзает...»
Стихи 1788 г.
Любовь и дружество
«Мой друг, судьба определила...»
Отъезд
Стихи 1789 г.
Червонец и полушка
Стихи 1790 г.
Картина
Стихи 1791 г.
Истукан дружбы
К А. Г. Севериной
К Климене, которая спрашивала меня, много ли красавиц видел я в концерте
К лире
К текущему столетию
Карикатура
«Кто хочет, тот несчастья трусь! ...»
«Мне лекарь говорил...»
Модная жена
На смерть попугая
Надежда и страх
О выгодах быть любовницею стихотворца
«Поверю ль я тебе, Кощей...»
«Почто ты Мазона, мой друг, не прочитаешь?...»
«Прелестна Грация, служащая Венере...»
Прохожий и Горлица
Смерть князя Потемкина
Счет поцелуев
Я
Стихи 1792 г.
«Ах! когда б я прежде знала...»
Быль
Гимн восторгу
Голубок
К младенцу
К Хлое
Подражание Проперцию
Пустынник и Фортуна
Пчела, Шмель и я
Слабость
«Стонет сизый голубочек...»
«Тише, ласточка болтлива!...»
Стихи 1793 г.
«Без друга и без милой...»
Жаворонок с детьми и Земледелец
К Ф. М. Дубянскому, сочинившему музыку на песню «Голубок»
«Ну, всех ли, милые мои, пересчитали?...»
Стансы к Н. М. Карамзину
Чижик и Зяблица
Стихи 1794 г.
«Ах, когда бы в древни веки...»
«Видел славный я дворец...»
Воздушные башни
Глас патриота на взятие Варшавы
Ермак
Искатели Фортуны
К Волге
К Г. Р. Державину
«Коль надежду истребила...»
«Лети, корабль, в свой путь с Виргилием моим...»
Надпись к портрету Н. А. Бекетова
«Он дома - иль Шолье, иль Юм, или Платон...»
Причудница
«Служитель муз, хочу я истины воспеть...»
Чужой толк
Стихи 1795 г.
«Ай, как его ужасен взор!...»
Блаженство
«Возможно ль, как легко по виду ошибиться!...»
«Всех цветочков боле...»
«Дамон! Кто бытию всевышнего не верит...»
Два голубя
Два друга
«Дельфира! вот стихи, которых ты желала...»
Дуб и Трость
«Завидна, - я сказал, - Терситова судьбина...»
«Задумчива ли ты, смеешься иль поешь...»
Заяц и Перепелиха
Истукан и Лиса
К приятелю
К Ю. А. Нелединскому-Мелецкому
«Когда и дружество струило слез потоки...»
«О любезный, о мой милый!...»
Ода П. П. Бекетову
Орел, Кит, Уж и Устрица
Освобождение Москвы
«По чести, от тебя не можно глаз отвесть...»
«Пой, скачи, кружись, Параша!...»
Послание к Н. М. Карамзину
«Пускай кто многими землями обладает...»
Старик и трое молодых
Стихи на игру господина Геслера, славного органиста
Стихи по просьбе одной матери - на двух ее детей
«Юность, юность! веселися...»
Стихи 1796 г.
«Любезного и прах останется ль безвестным?...»
Ночь
«Обманывать и льстить ...»
Сонет
Ф. М. Дубянскому
«Что с тобою, ангел, стало?...»
«Я моськой быть желаю...»
Стихи 1797 г.
«В надежде будущих талантов...»
«Глядите: вот Ефрем, домовый наш маляр!...»
Желания
К Венериной статуе
Кокетка и Пчела
Ласточка и птички
Мадригал девице, которая спорила со мною, что мужчины счастливее женщин
Надпись к портрету Ивана Ивановича Шувалова
«О дом, воздвигнутый Голицыным для псов!...»
Подражание Петрарку
Послание к Аркадию Ивановичу Толбугину
Преложение 49-го Псалма
«Что мне об ней сказать?...»
Шарлатан
Стихи 1798 г.
А. Г. Севериной в день ее рождения
«Возьмите, боги, жизнь, котору вы мне дали!...»
К графу Н. П. Румянцеву
«Ну, видел спуск я трех шаров!...»
«О радость! дайте, дайте лиру...»
Послание от английского стихотворца Попа к доктору Арбутноту
Совесть
Экспромт
Стихи 1799 г.
В. А. Воейкову
Стихи 1800 г.
К друзьям моим
Магнит и Железо
Стихи 1801 г.
На случай од, сочиненных в Москве в коронацию
Надпись к портрету древнего русского историка Нестора
Песнь на день коронования его императорского величества государя императора Александра Первого
Стихи 1802 г.
Воспитание Льва
Каретные лошади
Летучая рыба
Петух, Кот и Мышонок
Царь и два Пастуха
Стихи 1803 г.
Амур и Дружба
Башмак, мерка равенства
Близнецы
В. И. С.
Грусть
Дряхлая старость
Загадка
«Здесь бригадир лежит, умерший в поздних летах...»
Змея и Пиявица
И. Ф. Богдановичу
История любви
К Маше
К портрету Г. Р. Державина
К портрету М. М. Хераскова
К портрету Н. М. Карамзина
К портрету П. И. Шаликова
«Какой ужасный, грозный вид!...»
Книга «Разум»
«Кто б ни был ты, пади пред ним!...»
Мадригал
Молитвы
Мышь, удалившаяся от света
На смерть Ипполита Федоровича Богдановича
Надгробие И. Ф. Богдановичу, автору «Душеньки»
Надпись к портрету князя Италийского
Нищий и Собака
Осел, Обезьяна и Крот
Пародия на слова
Пародия на Шаликову эпитафию И. Богдановичу
Придворный и Протей
Признание
Путешествие
Ружье и Заяц
«Смейтесь, смейтесь, что я щурю...»
Спор на Олимпе
Супружняя молитва
«Увы, - Дамон кричит, - мне Нина неверна!...»
«Чей это, боже мой, портрет?...»
Эпитафия эпитафиям
«Я разорился от воров!...»
Стихи 1804 г.
На журнал «Новости литературы»
Стихи 1805 г.
Амур, Гимен и Смерть
«Бард безымянный! тебя ль не узнаю?...»
«Без имя Рифмодей глумился сколько мог...»
Воробей и Зяблица
«Все ли, милая пастушка...»
Горесть и скука
Два Веера
Две Лисы
Дитя на столе
Дон-Кишот
Калиф
Кот, Ласточка и Кролик
«Кто как ни говори, а Нина бесподобна!...»
Лебедь и Гагары
Лев и Комар
Лиса-проповедник
Люблю и любил
Людмила
Месяц
Мудрец и Поселянин
Муха
На журналы
На случай подарка от неизвестной
Объявление от издателей о журнале на будущий год
Орел и Змея
Осел и Кабан
Отец с сыном
Полевой цветок
«Поэт Оргон, хваля жену не в меру...»
«Прохожий, стой! во фрунт! скинь шляпу и читай...»
Пчела и Муха
Разбитая скрипка
Размышление по случаю грома
Слепец и расслабленный
Смерть и Умирающий
Стансы
Старинная любовь
Суп из костей
Три Льва
Филемон и Бавкида
Часовая стрелка
Человек и Конь
Человек и Эхо
«Что легче перышка?...»
Стихи 1806 г.
Амур в карикатуре
Будочник
«Нахальство, Аристарх, таланту не замена...»
«Не понимаю я, откуда мысль пришла...»
Стихи 1807 г.
«О, тяжкой жизни договор!...»
«Подзобок на груди и, подогнув колена...»
Стихи 1809 г.
Эпитафия князю А. М. Белосельскому-Белозерскому
Стихи 1810 г.
Бык и Корова
Верблюд и Носорог
К альбому кн. Н. И. Куракиной
Мадекасская пленница
Орел и Каплун
План трагедии с хорами
«Пловец под тучею нависшей...»
Рысь и Крот
Сверчки
Слон и Мышь
Стихи в альбом Е. С. Огаревой
Стихи 1812 г.
К портрету графа Витгенштейна
Стихи 1818 г.
Бобр, Кабан и Горностай
История
Стихи 1821 г.
Дети и мыльные пузыри
Стихи 1822 г.
В альбом Шимановской
Подражание 136-му Псалму
Стихи 1824 г.
Богач и Поэт
Орел и Филин
Подснежник
Репейник и Фиалка
Светляк и Змея
Собака и Перепел
Стихи 1825 г.
Слепец, собака его и Школьник
Стихи 1826 г.
Автор и критика
Беспечность Поэта
Два врача
Две молитвы
Деревцо
Дух смирения
Еж и Мышь
Желание и Страх
Жертвенник и Правосудие
Змея и Птицелов
Каменная Гора и водяная Капля
Клевета
Ком земли
Курица и Утята
Лев и Волк
Львиное право
Мартышка и Лиса
Мщение Пчелы
Мыльный Пузырек
Мячик
Надпись к портрету лирика
Невинность и Живописец
Ниспроверженный Истукан
Орел и Коршун
Осел и Выжлица
Ошибка Чижа
Павлин
Песнь Лебедя
Плод
Плоды мудрого правления
Порок и Добродетель
Преступления
Прохожий и Пчела
Равновесие
Роза и Шмель
Садовая Мышь и кабинетская Крыса
Своенравная Лиса
Скорбь и Фортуна
Узда и Конь
Утопший Убийца
Хлеб и Свечка
Цвет и Плод
Чадолюбивая мать
Челнок без весла
Человек, Обезьяна, Червь и яблоко
Черепаха
Чужеземное растение
Стихи 1827 г.
В. В. Измайлову
На кончину Веневитинова
Плавание
Стихи 1828 г.
Эпитафия попугаю
Стихи 1831 г.
«Была пора, питомец русской славы...»
Стихи 1836 г.
В альбом г-жи Иванчиной-Писаревой

Иван Дмитриев

Владимир Коровин

ДМИТРИЕВ, ИВАН ИВАНОВИЧ (1760–1837) – поэт, государственный деятель.

Родился 10 (21) сентября 1760. Из старинной дворянской семьи, богатой и культурной. Первоначальное образование получил в родовом имении (село Богородское Казанской губернии) и частных пансионах Казани и Симбирска. С раннего возраста пристрастился к чтению романов (в основном, переводных: Приключения маркиза Г… аббата А.-Ф. Прево и др.), что почиталось вредным для нравственности юношества занятием, но Дмитриев «пленялся» в них не «картинами страстей», а «добрыми примерами». Благодаря этому увлечению рано освоил французский язык.

Cпасаясь от пугачевского бунта, семейство Дмитриева перебралось в Москву, а его в 1774 отправили в Петербург, в лейб-гвардии Семеновский полк. Тяготясь «скучной унтер-офицерской службой», Дмитриев часто испрашивал длительные отпуски, которые проводил в родных местах на Волге. Служебные досуги посвящал изучению «правил поэзии» и стихотворству, подражая, в основном, французским авторам легких стихов. Первые, публиковавшиеся анонимно в 1777–1782, литературные опыты оказались неудачны и успеха не принесли. Однажды, будучи в театре, Дмитриев услышал, что стихи его называют «глупыми», и надолго перестал печататься.

Важным событием в его жизни стало знакомство в 1783 с Н.М.Карамзиным (между собой они находились в дальнем родстве). Под его влиянием Дмитриев принялся за «усовершенствование в себе человека» и поиск новых путей в поэзии, чему немало способствовало и тесное общение с Г.Р.Державиным, в доме которого Дмитриев встречался со многими петербургскими литераторами, в том числе с И.Ф.Богдановичем, В.В.Капнистом, Н.А.Львовым и Д.И.Фонвизиным. В «Московском журнале» и других карамзинских изданиях 1790-х Дмитриев печатает свои новые стихи. На этот раз они доставили ему и известность и авторитет в литературных кругах.

Друг и единомышленник Карамзина, Дмитриев сближает язык поэзии с разговорным языком образованного общества, обращается к обыденному и повседневному, стремясь «приятно» выражать «обыкновенные мысли» и приучая читателей ценить в стихах прежде всего «тонкость» и остроумие. Он сознательно отдает предпочтение «низким» в иерархии классицизма жанрам (стихотворная сказка, басня, сатира и др.), при этом существенно обновляя их. Басня под его пером утрачивает прямую нравоучительность и грубоватую простонародность слога, свойственные ей ранее. У Дмитриева на первый план выходит рассказчик – умный, ироничный, судящий обо всем как частный человек, не знающий абсолютной истины. Мораль басни может применяться и к нему самому (Ах! часто и в себе я это замечал, / Что, глупости бежа, в другую попадал – Дон-Кишот). (Некоторые черты образа рассказчика в его баснях предвосхищали басни И.А.Крылова).

В «сказках» Дмитриева (Модная жена, Картина, Причудница, Искатели Фортуны) – легкомысленные эпизоды из жизни светских людей, увиденные острым взглядом сатирика, опять-таки не претендующего на роль обличителя пороков. В сатире Чужой толк (1794) Дмитриев высмеял «громкую» и напыщенную манеру авторов торжественных од, хотя и сам отдал дань «высокой» поэзии. Однако в его одах (Ермак, Освобождение Москвы, На взятие Варшавы) живописность и «чувствования» автора преобладают над аллегориями и ораторским пафосом классической оды. Их «приличнее назвать лирическими поэмами, нежели одами» (П.А.Вяземский). Дмитриев считался также мастером малой формы – эпиграммы, мадригала, альбомного экспромта – того, что было связано с устной «салонной» культурой, создававшейся карамзинистами. Свой первый сборник стихов Дмитриев вслед Моим безделкам Карамзина назвал И мои безделки (1795).

Более традиционны песни Дмитриева, пользовавшиеся большой популярностью (Стонет сизый голубочек, музыка Ф.Ф.Дубянского; Ах, когда б я прежде знала, музыка М.И.Глинки; и др.). В них он, подобно А.П.Сумарокову, удачно сочетал изящество литературной формы с лиризмом народно-песенной стихии. В 1796 Дмитриев издал Карманный песенник, или Собрание лучших светских и простонародных песен (ч. 1–3), куда включил не только литературные, но подлинные фольклорные тексты.

В 1796 Дмитриев вышел в отставку с чином полковника, но уже через год был арестован по ложному доносу, а вскоре торжественно оправдан и обласкан императором Павлом I. Не смея пренебречь царской милостью, Дмитриев принял назначение обер-прокурором Сената, но, не считая свою деятельность на этом посту успешной и желая освободиться от служебной зависимости, уже в 1799 снова вышел в отставку и поселился в Москве.

Здесь он ведет по видимости «тихую» жизнь отставника, но при этом деятельно участвует в литературной жизни, не чуждаясь хитростей и интриг. К его суждениям прислушиваются, его колкости сразу разносятся по Москве и становятся общим мнением. В 1803–1805 выходят его Сочинения и переводы, оказавшиеся, по существу, итогом его поэтического творчества.

В 1806 Дмитриева вновь призывают на службу, а в 1810 по личному приглашению Александра I он переезжает в Петербург и назначается членом Государственного совета и министром юстиции. Стремясь во всем следовать букве закона, он часто входил в служебные столкновения, что послужило главной причиной его отставки в 1814. Дмитриев вернулся в Москву, где в 1816 возглавил Комиссию по оказанию помощи ее жителям, пострадавшим от нашествия французов (за свою деятельность в ней награжден чином тайного советника).

В начале 1820-х пик его литературной славы уже позади. Как баснописец, в глазах читателей Дмитриев все больше заслоняется Крыловым. Пишет он все меньше и меньше (последняя книга стихов – Апологи. В четверостишиях, 1826, пер. из Ш.Мильво). В 1825 завершил мемуарное сочинение Взгляд на мою жизнь (опубл. 1866), где представил яркую картину жизни русского общества от эпохи Екатерины II до Александра I. П.А.Вяземский, впрочем, отмечал, что воспоминания Дмитриева написаны «в мундире» и уступают его устным рассказам, отличавшимся живостью и остроумием. Из его рассказов Пушкин многое использовал в Капитанской дочке (в частности, сцену казни Пугачева, которую Дмитриев наблюдал своими глазами).

Умер Дмитриев 3 (15) октября 1837, окруженный почетом и уважением, хотя его творчество выглядело старомодным на фоне свершений пушкинской эпохи. Прах его покоится в Московском Донском монастыре.

Издания: Дмитриев И.И. Полное собрание стихотворений. Л., 1967; Дмитриев И.И. Сочинения. М., 1986.

Самые популярные произведения

Муха
Петух, Кот и Мышонок
Слепец и расслабленный
К Маше
Годы | Стиль | Автор
Библиотека русской поэзии
Все поэты