Стихи 1909 г.
Готическая миниатюра
Днём
Звездочка
Из средневековья
Июнь - вечер
«Пролегала дорога в стороне...»
Скука
Старый романс
Стихи 1910 г.
Город («Пахнет кровью и позором с ...»)
Стихи 1912 г.
Вдруг весеннее («Земля дышала ивами в близкое ...»)
«Вот и лег утихший, хороший ...»
Звенят кузнечики
«Но в утро осеннее, час покорно-бледный...»
Финская мелодия
Стихи 1913 г.
«Ветрогон, сумасброд, летатель...»
Вечернее
«Возлюбив боль поругания...»
Выздоровление
«Вянут настурции на длинных жердинках...»
«Гордо иду я в пути...»
Детская шарманочка
Дождики, дождики
Из сладостных
Июнь
Лень
Моему брату
На еловом повороте
Немец
Нора, моя ...
«Он доверчив, ...»
Песни города
«Поклянитесь однажды, здесь мечтатели...»
Полевунчики
Слова любви и тепла
«Стихли над весенним солнцем доски...»
«Струнной арфой...»
«Ты веришь в меня?...»
Финляндия
Шалопай
Этого нельзя же показать каждому?

Елена Гуро

Гуро (Матюшина) Елена(Элеонора) Генриховна (18 мая (30 мая) 1877, Санкт-Петербург — 23 апреля (6 мая) 1913, Усикирко Выборгской губернии, Финляндия) — поэтесса, художница, прозаик.

Отец поэтессы был кадровым военным. Предки генерал-лейтенанта Гуро принадлежали к знатному французскому роду маркизов де Мерикур. Они обосновались в России после того, как эмигрировали из Франции в 1789 году, спасаясь от революции. Отец занимал должность секретаря штаба Петербургского военного округа, служил в гвардии великого князя Владимира Александровича. Родной дед по материнской линии М.Б. Чистяков был известным педагогом и детским литератором.

Местом, где Гуро провела свои детские и юношеские годы, стала деревня Новоселье Псковской губернии. Именно там начались ее первые опыты в рисовании, стихотворчестве и записи различных впечатлений. В тринадцать лет девочку привозят в Санкт-Петербург, где она начинает заниматься в существовавшей при Императорском обществе поощрения художеств Рисовальной школе. В 1903 году она переходит в студию художника-импрессиониста Я. Ционглинского. Именно здесь происходит ее знакомство с Михаилом Матюшиным, человеком, писавшим картины и сочинявшим музыку. Впоследствии он станет мужем Елены Генриховны, ее единомышленником и самым преданным другом. Прозанимавшись в этой студии до 1905 года, в 1906–1907 годах Гуро стала брать уроки живописи в художественной школе Е.Н. Званцевой. Там ее учителями были художники-модернисты Л.С. Бакст и М.В. Добужинский. Занимаясь в художественных студиях, Гуро очень много внимания уделяла литературе и музыке. Она отлично разбиралась во французской поэзии, любила Верхарна, зачитывалась произведениями А. Ремизова, А. Белого и А. Блока. В жизни Гуро живопись и поэзия были неразрывно связаны между собой. И литературное, и художественное творчество этой одаренной женщины развивались по одному пути: ей крайне важно было преодолеть предметность, сохранив при этом лирическую первооснову раскрываемых образов. Основными темами ее стихов стало традиционное воспевание героизма юности и этический пафос русских романов XIX века. Стоит сказать о том, что творчество этой талантливейшей поэтессы своего времени было достаточно широко известно в кругах русской интеллигенции начала двадцатого столетия. Его не только ценили, но им восхищались многие поэты и писатели той эпохи. В их числе были В. Хлебников и В. Маяковский и А. Блок. А спустя пять лет после ее смерти, в 1918 году, М. Горький хотел даже выпустить в свет один из томов популярной в те годы серии «Библиотека поэта» полностью со стихами Елены Гуро.

Дебют Гуро как литератора состоялся в 1905 году. В «Сборнике молодых писателей», вышедшем в Санкт-Петербурге, был напечатан ее лирический рассказ-этюд под названием «Ранняя весна». Спустя четыре года, в 1909 году, также в Санкт-Петербурге печается ее первый сборник «Шарманка», в котором были представлены стихи, рассказы и пьесы автора. Все иллюстрации к книге были выполнены ее собственной рукой. В этой книге Гуро обращается к такому литературному жанру, как лирический фрагмент. Ее словесный текст насквозь пронизан особой, присущей только ей выразительностью, которая передается через лейтмотивы и ключевые характеристики. Именно они помогают автору создать достаточно скупые, но изумительные по выразительности описания и окружающей природы, и городской жизни. Лирический фрагмент помогает выразить все оттенки настроения, которыми богата впечатлительная душа, все детские переживания, а также интуитивные прозрения поэтессы. Поэтику Гуро, явно проявившуюся уже в первом ее печатном сборнике, определяют такие элементы, как свободное чередование прозы и стихотворных произведений, повторы и вариации, некая «открытость» текста, его незавершенность, своеобразное «перетекание» смыслов из произведения в произведение. Именно наличие этих элементов помогло Гуро передать ее читателю «невыразимое»: и планы окружавшей ее действительности, и собственное видение своей творческой судьбы, и прозрения, благодаря которым она наблюдала Вечность. К сожалению, при жизни автора тираж книги не был распродан. Продажа оставшихся книг была возобновлена уже после ухода Гуро из жизни. К сборнику проявили интерес А. Блок, стихи которого, напечатанные в альманахе «Прибой», были проиллюстрированы Гуро, а также А. Ремизов и Л. Шестов.

Литературное творчество Елены Гуро занимает пограничное положение между импрессионистическим символизмом и ранним футуризмом. В начале десятых годов двадцатого столетия поэтесса, так же как и ее муж, входит в группу кубофутуристов, к которой принадлежали В.В. Маяковский, В.В. Каменский, В.В. Хлебников, В.Д. и Д.Д. Бурлюки. Принимает активное участие в двух выпусках «Садок судей», вышедших из печати в 1910 и 1913 годах. В этот же период Гуро заявляет о себе как художница. Ее работы экспонируются на многочисленных выставках авангардистского искусства.

В 1912 году выходит новый сборник Елены Гуро «Осенний сон», название которому дала включенная в него помимо лирических фрагментов и иллюстраций пьеса. Эта пьеса была написана автором в стиле творчества А.А. Блока, а именно его лирических драм. Книга вызвала неподдельный интерес у родоначальника символизма Вяч. И. Иванова, который увидел в ней глубокий мистико-религиозный смысл. Он нашел определенное сходство между образами Христа и князя Мышкина с образом Вильгельма фон Кранца — героя пьесы Гуро, который казался Вяч. И. Иванову новым воплощением Дон Кихота, этого бессмертного «рыцаря печального образа» (Труды и дни. — 1912. — № 4–5). Многие исследователи творчества Елены Гуро, смутившись имеющимся у книги «Осенний сон» посвящением незабвенному единственному сыну В.В. Нотенбергу, заговорили о несчастной судьбе якобы существовавшего у автора сына, умершего в младенческом возрасте, а также о ее псевдониме, за которым будто бы скрыто настоящее имя — Элеонора фон Нотенберг.

Смыслоопределяющим все творчество Елены Гуро стал миф о сыне-юноше, погибшем в мире, который не смог ни понять, ни принять высот его духовного совершенства, и его матери, которая неустанно оплакивала его жертвенную смерть. Сюжет этого мифа раскрыт в повести «Бедный рыцарь», имевшей еще одно название — «История бедного рыцаря». Над этой повестью Елена Гуро работала в последний период своей жизни. Повесть увидела свет уже в посмертной книге поэтессы «Небесные верблюжата», иллюстрированной автором и изданной в Санкт-Петербурге в 1914 году. В образе героя повести видны черты реально существовавшего человека, молодого художника, бывшего другом поэтессы, Б.В. Эндера, и черты Христа, Богочеловека, который пришел в этот мир, чтобы своей мученической смертью искупить греховную природу человечества. Обожествление природы и стремление слиться с душой Вселенной тесно переплетается у автора с христианской темой любви, являющейся спасением: «Где бы вы ни стояли, в лесу или в поле, одинаково обращайте душу свою к тому, откуда исходит — слышите, что исходит, и узнаете голоса деревьев, травы и земли? И любовь услышите их, рассеянную в воздухе и переходящую волнами, облачками тепла и обращенную к вам, так как создания любят внимательных» (РНБ. — Ф. 1116). Поэтесса живет с ощущением, что она является «матерью всех вещей».

«Небесные верблюжата» — это не только сборник стихотворений. Стихи объединены в нем с дневниковыми записями, медитативными размышлениями, этюдами, миниатюрами-притчами и фрагментами эпистолярного жанра. Казалось бы, случайность представленных в книге отрывков постепенно переходит в четко продуманный ассоциативный узор. Автор предлагает читателю принять участие в своеобразном сотворчестве, которое сосредоточено на появлении смысла из ниоткуда, когда «готова выглянуть суть, для которой вовсе еще нет названия» (из письма Е. Гуро к А.Е. Крученых // РНБ. — Ф. 552).

К сожалению, ранняя смерть от лейкемии не позволила таланту Е. Гуро заявить о себе в полный голос, но и то, что написано, позволяет говорить о ней как о человеке, воспринимавшем жизнь души человека и окружающей его природы в их взаимоперетекании, в смешении реального и сверхреального, в постижении глубинной сущности мира. Елена Гуро — это «радостная в ясновидениях своих интуитивистка» (Ховин В. Елена Гуро // Очарованный странник. — СПб., 1914. — Вып. 5. — С. 10).


Елена Гуро
Елена Гуро
[18 мая 1877 - 23 апреля 1913]
Помогите библиотеке
Помощь библиотеке
Миниатюры и эпиграммы
Одностроки
Об авторе
Биобиблиографическая справка
Биографическая справка
Подписывайтесь

Стихи и поэты.
людям нравится
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Реклама
Годы | Стиль | Автор
Библиотека русской поэзии
Все поэты