Александр Грибоедов

Грибоедов Александр Сергеевич (4 (15) января 1795 (1794), г. Москва — 30 января (11 февраля) 1829, г. Тегеран) — русский поэт, дипломат, знаменитый драматург.

Грибоедов навеки занял почетную нишу в русской литературе благодаря своей знаменитой комедии «Горе от ума». Тем не менее автор за свою жизнь написал еще ряд пьес, любопытных поэм и множество стихотворений. Александр Сергеевич прекрасно играл на фортепиано, а также флейте, органе, увлекался теорией музыки, сочинял музыкальные произведения, из которых до нас дошли только два вальса. Как музыкант Грибоедов был в свое время по достоинству оценен М.И. Глинкой.

Александр родился в именитой аристократической семье. Свое блестящее образование Грибоедов получает сначала дома: его обучают хорошие учителя-гувернеры (Ион, служащий Геттингенского университета, Петрозилиус, библиотекарь из Московского университета). Впоследствии Грибоедов оканчивает Московский благородный пансион при университете, из стен которого в свое время вышли видные талантливые поэты, музыканты, деятели культуры. К ним относятся В. Жуковский, В. Одоевский, Тургенев и многие другие.

В период с 1806 по 1812 год Грибоедов учится в Московском университете, в котором числится на словесном и юридическом факультетах. Параллельно с этим он получает дополнительные знания на физико-математическом отделении. Он усердно изучает греческий язык и латынь, впоследствии показывает блестящие незаурядные познания в персидском, арабском и турецком. С самого детства Александр Сергеевич без труда говорит и пишет на французском, английском, немецком и итальянском языках.

В университете Грибоедов становится близок с П. Чаадаевым, М. Муравьевым, Н. Тургеневым. Эти отношения приносят свои плоды: у юноши формируются передовые и независимые взгляды, незаурядное мировоззрение. В университете постепенно проявляются поэтические способности великого драматурга. Когда товарищи Грибоедова слышат его стихи, написанные в разное время, репутация юного дарования растет. Автор виртуозно создает сатиры и эпиграммы, работает над комической обличительной пьесой «Дмитрий Дрянской», которая становится незаурядной пародией на творение В. Озерова «Дмитрий Донской». В сатире-пародии Грибоедов в весьма остроумной форме изображает стычки между учеными на службе Московского университета.

В 1812 году Грибоедов находится на финальном этапе своего обучения, старательно готовится к предстоящим экзаменам на степень доктора права. Отечественная война с Наполеоном прерывает мерный строй жизни драматурга и коренным образом меняет его планы. Грибоедов поступает добровольцем в царскую армию. Отныне он корнет Московского гусарского полка. Несмотря на то что в самих военных кампаниях ему участвовать не довелось, служба в армии становится источником грибоедовского вдохновения, подарив ему новые эмоции и впечатления для выражения их в своем творчестве.

В 1816 году, уже после завершения войны с Наполеоном, Грибоедов ни с того ни с сего отправляется в отставку. Незаметно автор пьес поселяется в Петербурге, и очень скоро поступает на службу в Коллегию иностранных дел. В данной организации служат Пушкин, Кюхельбекер — знаменитые поэты и сторонники декабристского движения. Грибоедов не лишает себя удовольствия познакомиться с ними, одновременно с этим заводит и другие знакомства среди служащих Коллегии. Многие из нынешнего окружения Грибоедова — будущие революционеры-декабристы. С этими людьми Грибоедов сознательно завязывает самые тесные отношения, так как их взгляды драматург поддерживает и уважает. Тем не менее Грибоедов едва ли мог быть формальным членом какой-либо группировки декабристов, как отмечают историки. И все же взгляды Грибоедова на современное общество, проблемы и пути их решения были близки декабристским.

Грибоедов продолжает завязывать знакомства, в частности в Петербурге он сходится с театральным кружком, который объединяет талантливые драматургические умы современности. Кружок в то время возглавляет театральный деятель и видный драматург А. Шаховской. В круг новых знакомых Грибоедова входят писатели П. Катенин, Н. Хмельницкий, мастер актерского искусства И. Сосницкий, актриса Е. Семенова и другие.

Грибоедов не перестает увлекаться драматургией, сотрудничает с различными изданиями, в которых размещает свои пьесы. В издании «Сын отечества» Грибоедов печатает эпиграмму «От Аполлона», отправляет в 1816 году статью «О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады «Ленора». В работе драматург защищает переводной труд П. Катенина от критики Н. Гнедича. Последний видит в стихах автора «оскорбление слуха, вкуса, рассудка». Грибоедов, не раздумывая, принимает сторону Катенина. С точки зрения Александра Сергеевича, Катенин утверждает важные идеи естественности, определенной раскованности словесного языка, драматург поддерживает автора в недопустимости ложной патетики и словесного жеманства.

Незадолго до этих событий, в 1815 году, Грибоедов создает комедию в одном действии в стихотворной форме, которая носит название «Молодые супруги». Через два года драматург сотрудничаето с Шаховским и Хмельницким и вместе с ними участвует в работе над комедийным творением «Своя семья, или Замужняя невеста». В 1817 году Грибоедов также работает вместе с Катениным, создавая «Студента» — комедию в прозе. Как отмечают теоретики литературы, это произведение особенно интересно, ведь некоторые его герои, петербургский барин Звездов к примеру, оказались прототипами героев будущей комедии Грибоедова «Горе от ума». Комедии, написанные драматургом в петербургский период, представляют собой некоторые заготовки, определенную творческую лабораторию. В ней автор обрабатывает и язык, и характеры персонажей, и бытовые детали главного шедевра своего творчества.

В 1818 году драматург становится секретарем дипломатической миссии и отправляется в Персию. Это почетное с внешней стороны назначение, по сути, представляло собой ссылку, наказание за участие в дуэли А. Завадовского с В. Шереметевым в качестве секунданта. На дуэли Шереметьев был убит, а Грибоедова быстро выслали на Восток. По дороге он заезжает в Москву, где видится со своим ближайшим другом С. Бегичевым, которому выражает свое недовольство и объясняет грусть из-за предстоящего путешествия. Тем не менее Москва тоже не нравится драматургу, он пишет, что здесь «все не по мне». Именно эти взгляды в будущем отразятся на образе персонажа Чацкого.

В сказочной Персии Грибоедов получает второе рождение. На это раз в качестве отличного дипломата. Он проявляет самые незаурядные способности в сфере дипломатии, добивается освобождения из плена 150 русских солдат, которые впоследствии благополучно возвратятся домой. В августе 1819 года Грибоедов делает запись в дневнике путешественника, в которой выражает свое сочувствие к пленным и обещает положить голову «за несчастных соотечественников».

В 1822 году Грибоедов по службе направляется в Тифлис. Здесь он демонстрирует дипломатические навыки в качестве секретаря при генерале А.П. Ермолове, главноуправляющем Грузии. Этот человек имел хорошую репутацию и пользовался огромной популярностью среди декабристских групп. Среди приближенных Ермолаева было много декабристов, а также людей, которые им сочувствовали. Все здесь тесно связано с политикой, и это дает Грибоедову возможность черпать вдохновение для творческой активности. В Грузии драматург создает первые два акта «Горя от ума». Времени катастрофически не хватает, а работа над произведением требует сил, вдохновения и вполне понятного уединения. Но служба не дает Грибоедову свободу, поэтому он вынужден просить Ермолова отправить его в длительный отпуск. Генерал снисходительно относится к драматургу и вскоре отпускает его. С середины 1823 до 1825 года Грибоедов находится в Тульской губернии, позже в имении Бегичева, а впоследствии отправляется в Москву и Петербург.

Когда драматург гостит в имении Бегичева летом 1823 года, он завершает работу над последними двумя актами «Горя от ума». Бегичев пишет впоследствии, что Грибоедов вставал очень рано, много работал, а вечером знакомил всех с написанными сценами.

В Москве после посещения Дмитровского Грибоедов не упускает возможность прочитать свои наброски литературным друзьям. Он знакомит всех с отрывками из «Горя от ума» и получает лестные отзывы. В это же время драматург сотрудничает с П. Вяземским и пишет произведение «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» — водевиль, музыку к которому писал А. Верстовский. В издании Кюхельбекера и Одоевского «Мнемозина» Грибоедов публикует свое программное стихотворение «Давид» в духе декабристской поэзии.

Июнь 1824 года ознаменовался переездом в Петербург, где Грибоедов часто посещает «русские завтраки» у К. Рылеева. В издании «Полярная звезда» появляется «Отрывок из Гете» — перевод в вольном стиле из гетевского «Фауста».

В 1825 году драматург вновь отбывает на Кавказ. Именно здесь он узнает о трагической участи своих друзей-декабристов. Близость драматурга с ними не была скрыта от правительства. Ермолаев получает предписание об аресте Грибоедова и срочной доставке его в «охранку». Благодаря своевременному предупреждению генерала Грибоедов избавляется от компрометирующей литературы, статей и писем.

Четыре месяца Грибоедова держат на гауптвахте Главного штаба в Петербурге. Допросные листы зафиксировали ответы драматурга, в которых тот не признает принадлежность к тайным обществам. Декабристы Рылеев, Бестужев и другие подтверждают сведения Грибоедова. Правительству приходится освободить драматурга из-под ареста. Все время следствия он сохранял мужество и беспристрастность, а генерал Ермолаев, не переставая, ходатайствовал за своего подчиненного.

В сентябре 1826 года драматург вернулся на Кавказ. Россия в это время воевала с Персией. Дипломатическая деятельность Грибоедова находится на подъеме и получает грандиозный размах. Параллельно с этим драматург принимает участие в решении ключевых вопросов гражданского управления в Персии. В 1828 году военные действия были благополучно завершены, а дипломатическим финалом войны явился Туркманчайский мирный договор. Он был выгоден для Российской империи, и немалая заслуга в этом Грибоедова.

Император только внешне оценивает заслуги поэта и даже награждает его чином полномочного министра в Персии. Но Грибоедов прекрасно понимал истинное положение вещей и настоящую цену царской награды. Он пишет письма соратникам и друзьям, которые исполнены тоскливых предчувствий. Свое назначение Грибоедов считает не иначе, как «политической ссылкой», и эту «чашу страданий» ему еще предстоит испить в будущем. Он жаждет свободы для жизни и творчества. Взамен драматург получит лишь тяжелые испытания и серьезные опасности.

По дороге в Персию он останавливается в Тифлисе. В августе 1828 года драматург становится мужем Нины Чавчавадзе, которая была дочерью его дау, поэта Александру Чавчавадзе. Едва успев повенчаться с невестой, он вынужден немедленно ехать в Персию. Здесь в качестве посла Грибоедов делает много полезного, работает с характерной для него энергией и упорством. Против Грибоедова планируется заговор. 30 января 1829 года он был зверски убит. Выглядело это так, будто бы толпа персов напала на русское посольство и устроила в нем расправу над дипломатами. Среди погибших оказался и драматург.

Тело Грибоедова перевозят в Тифлис, где хоронят на горе св. Давида, в верхней части города. На могиле высечена надпись Нины Грибоедовой, которая продолжала любить и помнить мужа всю жизнь: «[…] для чего пережила тебя любовь моя?»

Комедия «Горе от ума» была должным образом оценена современниками и поныне считается верхом драматического искусства. Блок писал о шедевре как о «гениальнейшей русской драме». Когда точно драматург задумал написание пьесы, неизвестно. Согласно точке зрения С. Бегичева, комедия была задумана только в 1816 году, но среди исследователей есть мнения, что первые мысли у Грибоедова возникли гораздо раньше.

Работу над «Горем от ума» драматург закончил в 1824 году, впоследствии ему пришлось приложить немало стараний, чтобы она увидела свет. Комедию запрещали не только публиковать, но и играть на сцене. Это естественно, ведь с точки зрения цензуры шедевр был политически опасен. При жизни Грибоедова в печать попали лишь краткие фрагменты комедии. Один из таких отрывков разметил альманах «Русская талия» в 1824 году. Правда, в кощунственно порезанном и измененном виде.

Тем не менее шедевр Грибоедова пережил его не на десятки, а на сотни лет. Если современники распространяли «Горе от ума» в списках, читали и обсуждали, восхищаясь, то сегодня комедия доступна каждому, кого интересует литературная классика. Д. Завалишин писал, что весной 1825 года члены декабристского общества желали распространить комедию, поэтому несколько дней собирались на квартире Одоевского и в десятки рук писали сцены под диктовку. Разрешили пьесу к печати лишь в 1831 году.


Александр Грибоедов
Александр Грибоедов
[4 января 1790 - 30 января 1829]
Помогите библиотеке
Помощь библиотеке
Комедии
Горе от ума
Молодые супруги
Отрывок из комедии («Своя семья, или замужняя невеста»)
Притворная неверность
Проба интермедии
Студент
Пьесы
Кто брат, кто сестра, или обман за обманом
Биография
Александр Грибоедов
Критика
Надеждин Н.И. «Горе от ума»
По поводу нового издания старой вещи
Ушаков В.А. Московский бал, третье действие из комедии «Горе от ума»
Об авторе
А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников
Айхенвальд Ю.И. Грибоедов
Андреевский С.А. К cтолетию Грибоедова
Бестужев-Марлинский А.А. Знакомство мое с А. С. Грибоедовым
Булгарин Ф.В. Воспоминания о незабвенном Александре Сергеевиче Грибоедове
Веселовский А.Н. А. С. Грибоедов
Вл. Орлов. Грибоедов
Давыдов Д.В. Из «Записок во время поездки в 1826 году из Москвы в Грузию»
Давыдов Д.В. Из «Записок, в России цензурой не пропущенных»
Луначарский А.В. Грибоедов
Пыпин А.Н. А. С. Грибоедов
Скабичевский А.М. Его жизнь и литературная деятельность
Тынянов Ю.Н. М. Назаренко. Тынянов о Грибоедове: наука и литература
Библиография
Грибоедов А. С.: Библиографическая справка
Подписывайтесь

Стихи и поэты.
людям нравится
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Реклама
Годы | Стиль | Автор
Библиотека русской поэзии
Все поэты