Стихи 1880 г.
«Не бойся сумрака могилы...»
Стихи 1881 г.
«Потуши свечу, занавесь окно...»
Стихи 1882 г.
«У поэта два царства: одно из лучей...»
Стихи 1883 г.
«Мы при свечах болтали долго...»
«Печальный румянец заката...»
Стихи 1884 г.
«Столица бредила в чаду своей тоски...»
Стихи 1885 г.
«Звезды ясные, звезды прекрасные...»
Май
«Не правда ль, всё дышало прозой...»
«С тоской в груди и гневом смутным...»
Стихи 1886 г.
«Исполнен горького упрека...»
Стихи 1887 г.
«Печально верба наклоняла»
«Под напев молитв пасхальных...»
«Шумят леса тенистые...»
Стихи 1888 г.
«Была ль то песнь, рожденная мечтою...»
«Вечернее небо, лазурные воды...»
Из старого альбома
«Посмотри: у пруда, где в прохладную тень...»
«Сумерки бледные, сумерки мутные...»
Стихи 1889 г.
А. А. Фету (Есть в природе...)
В альбом В. В. Бертенсона (Сильней и глубже...)
Всё то же
«Дрожащий блеск звезды вечерней...»
Дума в Царском Селе
«Есть странные минуты: бытие...»
Журавли
«Зашумел, закачался взволнованный сад...»
«Как быстро год прошел! Как медленные дни...»
Кукушка
Листья
Мечта
«Прекрасна ты, осенняя пора...»
«Сколько жизни, сколько блеску...»
«Стало скучно тебе...»
У потока
«Умолк весенний гром. Всё блещет и поет....»
«Что ты сказала, я не расслышал...»
Стихи 1891 г.
«Мы любим, кажется, друг друга...»
Ты помнишь ли?!
У печки
Стихи 1892 г.
«На волне колокольного звона...»
После грозы
Стихи 1893 г.
«Как стучит уныло маятник...»
Стихи 1895 г.
«В ее душе разлад...»
Стихи 1896 г.
Аллея осенью
Снегурка
Стихи 1897 г.
«Пел соловей, цветы благоухали...»
Стихи 1898 г.
Стансы
Стихи 1899 г.
«Желтыми листьями дети играли...»
Стихи 1900 г.
Под музыку осеннего дождя
«Прошла любовь, прошла гроза...»
Стихи 1908 г.
«Догорает мой светильник...»
Стихи 1910 г.
Чудище

Русская поэзия серебряного века

Константин Михайлович Фофанов родился в небогатой купеческой семье, систематического образования не получил. Писал стихи с детства. Печатался с 1881 г. в самых разных журналах и газетах, более всего в "Новом времени"; Л. С. Суворин издал несколько сборников его стихотворений, очень неравноценных. Жизнь Фофанова была омрачена постоянной бедностью и тяжелым недугом. Умер он в глубокой нищете, почти не принятый новой читательской аудиторией.

В сознании современников Фофанов обрел мифологизированный облик Поэта, служителя Красоты, способного в минуты вдохновенья подняться над обыденностью и собственным несовершенством (алкоголизм, психическое заболевание). В этом запоздалом романтизме есть и болезненная взвинченность, и простодушие, которого будет лишена поэзия следующих поколений, и зов уйти в "сны" и "грезы" от беспросветно-унылой прозы реального. "Сны" в его поэзии (вещие, волшебные, пленительные, святые и пр.) "кажутся... каким-то особым знаком, утверждающим принадлежность стихов Фофанову",- писал один из тогдашних критиков.

Поэтическая условность причудливо соединяется у Фофанова с неожиданной точностью конкретной детали, особенно в пейзажных зарисовках. Он любит фиксировать запахи земли: "Пахнет укропом и пахнет крапивой..." "Пахнет свежею травою и увядшею листвой..." Эти прозаизмы были тогда непривычны. Но именно на пересечении романтически неопределенного "взлета" и крепкой связи с земной "предметностью" возникали лучшие образы Фофанова; по собственному его точному определению, "Еще к земле прикован чуткий слух,/Но к небесам уже подьяты крылья".

Природа у Фофанова чаще всего городская или окраинная: парки, сады, бульвары, аллеи, пруды, решетки, каменные стены и т.д. Тоскливая будничность современного города постепенно обретает фантастические очертания, предстает как "чудовище" - воплощение городского кошмара и шире - обреченности существования. А в пейзаже петербургского пригорода проступает космически-катастрофический облик "поруганной" земли; здесь Фофанов перекликался с символистами. Они высоко чтили его, но порой несколько выпрямляли, "подтягивая" к своему мироощущению. Так, Мережковский полагал, что для Фофанова жизненные явления, хранящие "божественную тайну мира", "в высшей степени прозрачны". Брюсов же ценил в нем дух диссонанса (столь характерный для поэтов рубежа веков), хотя, быть может, и преувеличивал его остроту, когда писал: "Через всю поэзию Фофанова проходит... борьба двух начал: романтизма, зовущего поэта укрыться в "гротах фантазий", и человека наших дней, смутно сознающего все величие, всю силу, все грозное очарование современного мира".

Источник: Русская поэзия серебряного века. 1890-1917. Антология. Ред. М.Гаспаров, И.Корецкая и др. Москва: Наука, 1993.

Самые популярные произведения

«Прекрасна ты, осенняя пора...»
«Не правда ль, всё дышало прозой...»
У потока
Мечта
Годы | Стиль | Автор
Библиотека русской поэзии
Все поэты