Стихи 1880 г.
«Не бойся сумрака могилы...»
Стихи 1881 г.
«Потуши свечу, занавесь окно...»
Стихи 1882 г.
«У поэта два царства: одно из лучей...»
Стихи 1883 г.
«Мы при свечах болтали долго...»
«Печальный румянец заката...»
Стихи 1884 г.
«Столица бредила в чаду своей тоски...»
Стихи 1885 г.
«Звезды ясные, звезды прекрасные...»
Май
«Не правда ль, всё дышало прозой...»
«С тоской в груди и гневом смутным...»
Стихи 1886 г.
«Исполнен горького упрека...»
Стихи 1887 г.
«Печально верба наклоняла»
«Под напев молитв пасхальных...»
«Шумят леса тенистые...»
Стихи 1888 г.
«Была ль то песнь, рожденная мечтою...»
«Вечернее небо, лазурные воды...»
Из старого альбома
«Посмотри: у пруда, где в прохладную тень...»
«Сумерки бледные, сумерки мутные...»
Стихи 1889 г.
А. А. Фету (Есть в природе...)
В альбом В. В. Бертенсона (Сильней и глубже...)
Всё то же
«Дрожащий блеск звезды вечерней...»
Дума в Царском Селе
«Есть странные минуты: бытие...»
Журавли
«Зашумел, закачался взволнованный сад...»
«Как быстро год прошел! Как медленные дни...»
Кукушка
Листья
Мечта
«Прекрасна ты, осенняя пора...»
«Сколько жизни, сколько блеску...»
«Стало скучно тебе...»
У потока
«Умолк весенний гром. Всё блещет и поет....»
«Что ты сказала, я не расслышал...»
Стихи 1891 г.
«Мы любим, кажется, друг друга...»
Ты помнишь ли?!
У печки
Стихи 1892 г.
«На волне колокольного звона...»
После грозы
Стихи 1893 г.
«Как стучит уныло маятник...»
Стихи 1895 г.
«В ее душе разлад...»
Стихи 1896 г.
Аллея осенью
Снегурка
Стихи 1897 г.
«Пел соловей, цветы благоухали...»
Стихи 1898 г.
Стансы
Стихи 1899 г.
«Желтыми листьями дети играли...»
Стихи 1900 г.
Под музыку осеннего дождя
«Прошла любовь, прошла гроза...»
Стихи 1908 г.
«Догорает мой светильник...»
Стихи 1910 г.
Чудище

Биографическая справка

ФОФАНОВ, КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ (1862-1911), русский поэт. Родился 18 (30) мая 1862 в Петербурге. Дед его, как сообщает сам Фофанов, "был привезен в Петербург двенадцатилетним мальчиком из Олонецкой губернии", работал "мыльщиком в бане", но в конце концов выбился в люди - стал "купцом третьей гильдии и уже имел кожевенную лавку". "Отец... имел лесной двор". Систематического образования не получил - учился в дешевых частных пансионах, много читал: "десяти лет почти знал наизусть "Горе от ума" и обожал Пушкина".

Писать стихи начал в отрочестве, в четырнадцать лет подражал Некрасову, в шестнадцать-восемнадцать увлекся Библией и написал множество стихотворений на библейские темы в возвышенно-народническом духе. Одно из них в 1881 появилось в газете "Русский еврей" под псевдонимом. Другое, "Таинство любви", написанное в 1885 и напечатанное в 1888 в журнале "Наблюдатель", вызвало разбирательство в Синоде и закрытие журнала. Оно было уже едва ли не сотой публикацией: Фофанов постоянно печатался в иллюстрированных изданиях и в суворинской газете "Новое время", а в 1887 почти все написанное было собрано в книге "Стихотворения". За год до этого поэт "безвременья" 1880-х годов С.Надсон приветствовал в лице Фофанова "большое дарование чисто художественного оттенка". Литературный обозреватель "Нового времени" В.Буренин, со своей стороны, противопоставлял "наивную, небрежную, даже порой неряшливую музу" Фофанова "фразистой рутине" Надсона и надсоновщины. Первый же сборник Фофанова привел в восторг И.Репина, который познакомился с поэтом, написал в 1888 его портрет и оставался другом Фофанова до конца его дней. При активной поддержке Я.П.Полонского сборник был выдвинут на соискание Пушкинской премии Академии наук, которой, впрочем, не получил из-за языковых и стилистических вольностей автора. Их отмечали и более снисходительные читатели (в том числе Толстой, Лесков и Чехов), но относили за счет поэтической непосредственности.

Мечтательная меланхолия, устремленность в "сказок мир воздушный", "поэзия полутонов и полузвуков, передающая душевное состояние, промежуточное между радостью и горем" (Г.Бялый) - все это было вполне созвучно "сумеречной" эпохе, и недаром время от смерти Надсона (1887) до смерти Александра III (1896) критики именуют "фофановским" периодом истории русской поэзии. Первый сборник имел умеренный, но несомненный успех, и издатель "Нового времени" А.С.Суворин, не без оснований считавший Фофанова своей креатурой, выпустил в 1889 его вторую книгу под тем же непритязательным заглавием. Третья книга Фофанова называлась Тени и тайны (1892). В том же году в издании "Московской иллюстрированной газеты" вышла его пространная повесть в стихах Барон Клакс - своего рода переделка Евгения Онегина. Итоговым можно считать стихотворное собрание в пяти частях, выпущенное в 1896 тем же Сувориным; его дополняет сборник Иллюзии (1900).

Переживший в начале 1890-х годов тяжелое психическое заболевание и страдавший алкоголизмом Фофанов прожил последние десять лет жизни - первую декаду нового столетия - в пьянстве и нищете. По-прежнему многочисленные стихи его (всего им написано свыше 2000 стихотворений, не считая поэм, сказок, баллад и т.п.) печатались в массовых газетах и журналах; он подготовил к печати еще два сборника: "Эфиры" (стихотворения 1901-1906) и "Крылья и слезы" (стихотворения 1907-1911), но издателя для них не нашлось. Удалось опубликовать лишь две тоненькие брошюры: "После Голгофы" (1910) и поэму в октавах "Необыкновенный роман" - опять-таки "переделку" пушкинского "Домика в Коломне". Читатели Фофанова остались в прошлом; стихи в лучшем случае не имели отклика (Блок в 1910 назвал их явлением "нововременской культуры"). Однако же и Мережковский, и Брюсов, и Горький относились к нему с почтением и безусловной симпатией; сын его, взявший звучный псевдоним Олимпов, был вместе с начинающим Игорем Северянином основателем "эгофутуризма", предтечами которого Северянин провозгласил Фофанова и поэтессу М.Лохвицкую. И программа, и самое существование "эгофутуризма" крайне сомнительны; однако некоторая преемственность все же наблюдается. К поэзии Северянина в немалой степени относится типологическая характеристика, данная творчеству Фофанова в "Очерках по истории русской литературы" (СПб, 1907) С.Венгерова: "Он почти никогда не берет русских сюжетов, а удаляется - за море, в Японию, в Палестину, в Скандинавию, в сказочное царство царевича Триолета, потому что это освобождает его от обязанности описывать точно и определенно... в его видениях реют только эльфы, феи, мелькают заморские царевичи, рыцари... часто стихотворения его обусловливаются не содержанием, а музыкальными особенностями того размера, который его в данный момент пленил". Отмечает Венгеров и "нарядность поэтического стиля, переходящую в крайнюю вычурность". При всех этих свойствах творчество Фофанов признается, однако, своеобразным, существенным и в известной мере плодотворным явлением русской поэзии конца 19 в.

Умер Фофанов в Петербурге 17 (30) мая 1911.

Самые популярные произведения

«Прекрасна ты, осенняя пора...»
«Не правда ль, всё дышало прозой...»
У потока
Мечта
Годы | Стиль | Автор
Библиотека русской поэзии
Все поэты