Фейга Коган

Коган Фейга Израилевна (1891, г. Москва – 1974, г. Москва) – поэтесса, переводчица, театральный деятель, теоретик художественной декламации стихов.

О раннем периоде биографии Фейги Коган современники узнают из ее поздних мемуарных работ. Как отмечают исследователи, эти записи чересчур апокрифичны. Родилась будущая поэтесса в 1891 году в семье представителя духовенства. Отец ее был скорняком, впоследствии он некоторое время помышлял купеческой деятельностью и закончил свою жизнь в сане старосты синагоги в Москве. Данный факт часто оспаривается историками, ведь имя отца Коган не упоминается ни в одной из московских синагог. В одних источниках говорится, что Фейга получила образование в первой московской Мариинской гимназии и горном училище. В действительности же в то время существовали первая женская гимназия в Москве и Мариинское училище. Литературоведы говорят о контаминации эти двух учебных заведений.

В своих мемуарах Фейга Коган упоминала директора нескольких московских гимназий Шрамченко Николая Платоновича, вполне реальную личность, и некую Надежду Ивановну Соц. Существует точка зрения, что такой руководящей фигуры в женских гимназиях, о которых писала Коган, не было. Таким образом, информация о начальном образовании поэтессы Фейги Коган весьма неточная.

В 1908 году она окончила училище и стала посещать лекции в университете имени А. Шанявского, нынешнего РГГУ. В это время он как раз набирал слушателей лекций на первый курс. В 1912 году появилась в печати первая книга Коган под названием «Моя душа». В издании было много эпиграфов из Верлена, Гиппиус и Блока. Именно это позволяет сформировать представление о поэтических ориентирах ранней Коган. Первый литературный опыт поэтессы был доброжелательно встречен критикой. В 1913 году Фейга Коган поступила на недавно открытые курсы дикции и декламации в Москве, которые вел Сережников Василий Константинович. В прошлом педагог работал актером в театре Корша. Этот опыт сыграл немаловажную роль в творческой судьбе начинающей поэтессы. Именно с публичной декламацией собственных поэтических сочинений будет связана ее основная литературная деятельность в будущем. Тем не менее, Фейга Коган попала в литературу в тот период, когда чтецов поэзии советские власти усердно критиковали и не жаловали. В 1922 году, например, был закрыт Институт декламации, в который превратились курсы Сережникова. Основатель института после закрытия своего заведения организовал передвижной театр чтеца в Москве. В 1930-х годах он был также закрыт властями, а самого Сережникова поместили в лагеря. Скончался он в период ссылки в Казахстане.

В 1917 году Фейга Коган принимала активное участие в деятельности еврейской театральной студии. С этого момента началась и собственная театральная деятельность поэтессы. Студия впоследствии стала еврейским театром «Габима». Когда случился октябрьский переворот, Коган назначили заведующей репертуарной секцией ТЕО, то есть театрального отдела, Пролеткульта. В литературной части его в это же время работал Ходасевич. Плодотворно трудилась в это время поэтесса и на литературном поприще. Опубликовала ряд публицистических работ на литературные темы в издании «Путь». Отправляла свои заметки в «Хронику еврейской жизни», газету «Советская страна», издание «Рабочая жизнь» и многие другие.

В период с 29 февраля 1920 года по 1 августа Фейга Израилевна стала постоянным активным участником литературного кружка, которым руководил Вячеслав Иванов. В кружок поэзии также входила поэтесса Ольга Мочалова. Знакомство с ней в значительной мере отразилось на судьбе и творчестве поэтессы Коган. Впоследствии именно Мочалова стала одной из ближайших подруг Фейги Израилевны. Заводила поэтесса и другие важные знакомства.

В начале 20-х годов в жизни поэтессы случилось множество важных событий, поэтому этот период ее жизни позволяет многое узнать о биографии Коган. 2 августа 1920 года Фейга Израилевна начала читать собственные стихотворения на вечерах объединения «Литературный особняк». В декабре этого же года поэтесса приняла участие в поэтическом турнире при Политехническом музее. 11 декабря Фейга Коган участвовала в «вечере поэтесс». Вместе с ней выступали также Адалис, Марина Цветаева и другие известные поэтессы того времени. В 1921 году она выступила со своими поэтическими работами на ряде литературных вечеров. В этом году ее административная карьера резко пошла вверх. Коган назначили секретарем ревизионной комиссии «Литературного особняка» - знаменитого общества «поэтов-неоклассиков». Под книгоиздательской маркой неоклассиков Фейга Коган в 1923 году выпустила второй сборник поэтических работ «Пламенник», который стал в ее творческой карьере последним. Существует также точка зрения, что книга стихотворений «Песни гусляра», появившаяся в печати в 1917 году, также принадлежит поэтессе Коган. Но это утверждение ничем не подкрепляется. Судьба Фейги Израилевны после 1923 года до 1927 года биографам неизвестна.

В 1927 году вышла книга поэтессы Коган под названием «Как нужно декламировать стихи». Издание появилось в Ленинграде. В аннотации к нему Фейга Израилевна представлена, как лектор Московских курсов живого слова. В 1935 году поэтесса издала работу «Техника исполнения стиха». Через три года в 1938 году в печати появился труд Коган под названием «Художественное чтение. Исполнение стихов». Из всего этого следует, что в конце 20-х – 30-х годах Фейга Израилевна много работала в области художественной декламации стихотворных текстов, заявила о себе, как профессиональный теоретик в данной сфере. В 1940 году появилось второе издание ее книги «Художественное чтение. Исполнение стихов».

Был также опубликован мемуарный труд поэтессы, который заполняет пробелы в биографии Коган. В работе говорится, что Фейга Израилевна, начиная с 20-х годов и заканчивая 70-ми, плодотворно занималась переводческой деятельностью. Работала над переводом «Псалтыри». В 1960-е годы возникло мнение, согласно которому поэтесса Коган в свое время печаталась в издании «Литературные памятники». Авторство «Книги хвалений», согласно данной точке зрения, также принадлежит ей. В ее мемуарах описывается встреча патриарха Алексея I и поэтессы Фейги Израилевны.

Немногочисленные критические отзывы о творчестве поэтессы Коган сравнивают ее поэтические работы с высокими образцами. Ю. Айхенвальд написал предисловие к первому поэтическому сборнику Фейги Израилевны, в котором упоминались «лермонтовская благодарность» и «тютчевская приобщенность к космосу» поэтессы. Литератор Ходасевич, в свою очередь, высмеивал апологетический тон автора предисловия. Тем не менее, поэтессу Коган он причислял к авторам, «умеющим писать стихи», вместе со Скалдиным и Бенедиктом Лившицем. В свое время Вячеслав Иванов говорил о Фейге Израилевне: «Одна опасность грозит нашей чудесной поэтессе <…>, это то, что она очень умна». Он сравнивает поэтессу с Гиппиус, утверждая, что в случае с женой Мережковского, «это прямо неприятно», то есть «этот ум в стихах неприятен, уж очень кидается в глаза». 



Фейга Коган
Фейга Коган
[1891 - 1974]
Помогите библиотеке
Помощь библиотеке
Об авторе
Биография
Еврейка в «православном логове»
Подписывайтесь

Стихи и поэты.
людям нравится
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Реклама
Годы | Стиль | Автор
Библиотека русской поэзии
Все поэты