Стихи 1812 г.
Русская песня (Как разнесся слух по Петрополю...)
Стихи 1813 г.
Стихи на рождение В.К. Кюхельбекера
Стихи 1814 г.
К Диону (Сядем, любезный Дион...)
К Лилете
Первая встреча
Подражание 1-му псалму
Тихая жизнь
Хлоя
Эпиграмма (Поэт надутый Клит...)
Стихи 1815 г.
Жаворонок
К Темире
Мои четыре возраста
На смерть кучера Агафона
Пушкину (Кто, как лебедь...)
Тленность
Хата
Стихи 1816 г.
К А. С. Пушкину (Как? житель гордых Альп...)
Любовь
На смерть Державина
Переменчивость
Стихи 1817 г.
А. С. Пушкину
Бедный Дельвиг
Близость любовников
Дифирамб
Застольная песня (Други, други!..)
К А. Д. Илличевскому
К А. М. Т....й (Могу ль забыть...)
К Амуру
К друзьям
К Кюхeльбекеру
К Пущину
К Шульгину
К Яхонтову (Не мило мне...)
Призвание
Прощальная песнь воспитанников Царскосельского Лицея
Фани
Цефиз
Стихи 1818 г.
«В сей книге, в кипе сей стихов...»
К Илличевскому
Моя хижина
Осенняя картина
Стихи 1819 г.
В день моего рожденья
К Евгению
К мальчику
Песня (Как ни больно сердца муки...)
«Там, где Семеновский полк...»
Утешение бедного поэта
Элизиум поэтов
Эпитафия (Прохожий! здесь лежит...)
Стихи 1820 г.
Купидону
Лекарства от несчастий
Надпись на статую флорентийского Меркурия
Ответ (Зачем на меня ты...)
Переводчику Вергилия
Песня (Дедушка!- девицы...)
Поэт (Что до богов?..)
Романс (Проснися, рыцарь, путь далек...)
Русская песня (Я вечор в саду...)
Эпиграмма рецензенту поэмы «Руслан и Людмила»
Стихи 1821 г.
Гений-хранитель
Домик
К Е.
Музам
Подражание Беранже (Однажды бог...)
Романс (Сегодня я с вами пирую...)
Русская песня (Ах ты, ночь ли...)
Стихи 1822 г.
19 октября 1822 (Что Илличевский...)
В альбом Б.
Вдохновение
Застольная песня (Ничто не бессмертно...)
Луна
Н. М. Языкову
На смерть *** (Я знал ее...)
Романс (Одинок месяц плыл...)
Сонет (Златых кудрей...)
Сонет (Я плыл один...)
Элегия (Когда, душа, просилась ты...)
Стихи 1823 г.
«Анахорет по принужденью...»
Жалоба
К Софии
Н. И. Гнедичу
Роза
Романс (Не говори: любовь пройдет...)
Романс (Прекрасный день...)
Романс (Только узнал я тебя...)
Русская песня (Голова ль моя, головушка...)
Русская песня (Что, красотка молодая...)
С.Д. Пономаревой
Стихи 1824 г.
19 октября 1824 (Семь лет пролетело...)
Мы
Песня (Наяву и в сладком сне...)
Разочарование
Романс (Друзья, друзья! я Нестор...)
Русская песня (Пела, пела пташечка...)
Русская песня (Скучно, девушки, весною...)
«Твой друг ушел...»
Эпитафия (Жизнью земною играла...)
Стихи 1825 г.
19 октября 1825 (В третий раз...)
В альбом С. Г. К-ой
Две звездочки
Русская песня (Соловей мой, соловей...)
Стихи 1826 г.
В альбом А. Н. Вульф
Друзья
«Снова, други, в братский круг...»
Стихи 1827 г.
Идиллия (Некогда Титир и Зоя...)
На смерть В[еневитинов]а
Смерть
Сонет (Что вдали блеснуло и дымится?..)
Утешение
Стихи 1828 г.
Русская песня (И я выйду ль...)
Русская песня (Как за реченькой...)
Русская песня (Сиротинушка девушка...)
Сон
Эпилог
Стихи 1829 г.
Грусть
Малороссийская песня
«Не осенний частый дождичек...»
Русская песня (Как у нас ли на кровельке...)
Русская песня (По небу тучи...)
Слезы любви
Удел поэта
Четыре возраста фантазии
Стихи 1830 г.
«За что, за что ты отравила...»
Поэт (Долго на сердце хранит он...)
Стихи 1831 г.
«Смерть, души успокоенье!..»

Дельвиг Антон Антонович

Дельвиг Антон Антонович (1798-1831) — барон, русский поэт, критик, издатель, друг и одноклассник А. С. Пушкина.

Родился 6 (17) августа 1798 в Москве. Из обрусевших лифляндских баронов. Первоначальное образование получил в частном пансионе в Москве. В 1811 был принят в Царскосельский лицей. Учился без энтузиазма, отмечалось лишь его увлечение отечественной словесностью. Особенно близок был с А.С. Пушкиным и В.К. Кюхельбекером — друзьями на всю жизнь. Ранние литературные опыты Антона Дельвига были удачны: он первым из лицеистов начал публиковаться, он же впервые отдал в печать стихи Пушкина. Написанная Дельвигом «Прощальная песнь воспитанников императорского Царскосельского лицея» (1817) стала лицейским гимном.

Служил в Департаменте горных и соляных дел, в канцелярии Министерства финансов. Служба по финансовой части не увлекала его, но и добившись в 1821 перевода в Публичную библиотеку, Антон Дельвиг своей нерасторопностью и ленью вызвал неудовольствие начальства и в 1825 был отправлен в отставку. Затем служил еще в разных ведомствах, но не с большим усердием.

К 1819 Пушкин, Кюхельбекер, Дельвиг и проживавший с ним в одной квартире Е.А. Боратынский составили дружеское сообщество, именуемое «союзом поэтов» (позднее в него вошел П.А. Плетнев). Противники называли их «вакхическими поэтами» за пристрастие к теме беззаботного наслаждения радостями жизни. В стихотворных посланиях, которыми они постоянно обменивались, господствовал культ дружбы и дух поэтической независимости. Антон Дельвиг - излюбленный их адресат и сам автор многих посланий.

В конце 1810 — начале 1820-х посещал литературные и масонские собрания, связанные с будущими декабристами, но в тайные общества не входил и радикальных убеждений не разделял, вообще чуждаясь активной политической деятельности. Однако аресты и ссылки, последовавшие за восстанием 14 декабря, воспринял как личную драму и был одним из немногих, кто присутствовал на казни пятерых заговорщиков.

В начале 1820-х пережил недолгое увлечение С.Д. Пономаревой, хозяйкой литературного салона, покорительницей сердец многих литераторов; адресовал ей ряд стихотворений («С.Д. П<ономарев>ой», «К Софии» и др.), в том числе двустишную «Эпитафию» на ее безвременную кончину в 1824: «Жизнью земною играла она, как младенец игрушкой. / Скоро разбила ее: верно утешилась там».

В 1825 Антон Дельвиг женился на С.М. Салтыковой. В их доме часто бывали гости, устраивались литературно-музыкальные вечера, но желанного семейного счастья из-за увлекающегося характера супруги не было. Единственное посвященное жене стихотворение — «За что, за что ты отравила…» (ок.1830).

Поэтическое наследие Антона Дельвига невелико. Он славился как автор лирических жанров (элегий, романсов, посланий), был мастером изысканной литературной формы (сонет, антологическое стихотворение и др.). Подлинным новатором он явился в идиллии, традиционно связанной с античным образом счастливой Аркадии - страны пастухов и пастушек. В идиллиях Дельвига («Купальницы», «Изобретение ваяния» и др.) воссоздан этот гармоничный мир, где человеческие отношения естественны и чужды лицемерия и страстей. Пушкин считал их образцом «роскоши» и «неги» древней поэзии. Однако в лучшей идиллии Антона Дельвига «Конец золотого века» (1828) — трагическое крушение этого мира. Постоянные темы его «русских песен», созданных на основе устного народного творчества, — несчастная любовь, разлука, измена («Соловей мой, соловей», «Не осенний частый дождичек» и др.). Одни идиллии и «русские песни» обеспечили бы Антону Дельвигу место среди крупнейших поэтов пушкинского времени.

«Лентяй» Дельвиг не был таковым в литературных делах. В 1825-1831 он издает альманах «Северные цветы», проявляет незаурядные организаторские способности, привлекает петербургских и московских, известных и начинающих авторов для участия в альманахе, публикует и пишет сам критические статьи и рецензии. В 1829 Дельвиг выпустил альманах «Подснежник», сборник своих стихотворений, стал редактором и издателем «Литературной газеты» — полемического органа писателей пушкинского круга, которых бранили «литературными аристократами». По делам газеты имел ряд неприятных столкновений с начальником III отделения А.Х. Бенкендорфом, приведших к ее закрытию в 1830. В том же году издание удалось возобновить под редакцией О.М. Сомова, но все это наряду с семейными неурядицами тяжело сказалось на его здоровье. В несколько дней Антон Дельвиг скончался, как говорили тогда, от «гнилой горячки» 14 (26) января 1831 в Петербурге. Его внезапная смерть потрясла друзей. Пушкин написал в письме: «…никто на свете не был мне ближе Дельвига… Без него мы точно осиротели».


Годы | Стиль | Автор
Библиотека русской поэзии
Все поэты