Стихи 1908 г.
«С тревогой жуткою привык встречать я день...»
Стихи 1909 г.
Брату моему
«Бывает час: тоска щемящая...»
О Демьяне Бедном, мужике вредном
Стихи 1910 г.
«Чудных три песни нашел я...»
Стихи 1911 г.
Сонет
Стихи 1912 г.
Бунтующие зайцы
Газета
Диво
Дом
Звезда
Кларнет и рожок
Кукушка
Лапоть и сапог
Лена
Опекун
«По просьбе обер-прокурора...»
«Полна страданий наших чаша...»
Правдолюб
«Размахнулся б я басней задорною...»
Сынок
Трибун
Хозяин и батрак
Эстетик
Стихи 1913 г.
Друзьям
Ерши и вьюны
Клоп
Муравьи
Свеча
Стихи 1914 г.
Брак богов
Диво дивное
Добряк
И там и тут
Май
Мальчик и прохожий
Наказ
Пескарь
Помощь
Почему?
Пушка и соха
Стихи 1915 г.
Баталисты
Волк и лев
Волк и овца
Дуб и клинья
Колесо и конь
Плакальщицы
Стихи 1916 г.
«Расхвастался Медведь перед Лисой...»
Ум
Стихи 1917 г.
Мест больше нет
Мой стих
Птицеловы
Разгрузка
Социал-заики
Страдания следователя по корниловскому делу
Тофута мудрый
Я б хотел
Стихи 1918 г.
В огненном кольце
До этого места!..
«Конец был сказки очень прост...»
Маяк
Молодняк
Мы не одни
Последний перевал
Правде
Проводы
Путеводная звезда
Работнице
Революционный гудок
У господ на елке
Христос воскрес
Центрошишка
Стихи 1919 г.
Братские могилы
«Вожу пером, ребятушки...»
Красный флот
«На днях, отдавши дань...»
На защиту Красного Питера
О черте
Снежок
Товарищу
Частушки
Стихи 1920 г.
Благословение
Воронье
Гулимджан
День прозрения
Жесткий срок
Завязь
Латышские красные бойцы
Манифест барона фон Врангеля
На помощь красным бойцам
Новогоднее
Печаль
Последняя капля
Стрелка
Честь красноармейцу!
Стихи 1921 г.
Азбука
Братское дело
Владимирка
Давно пора
На перевале
Сверхлиберал
Семена
Труд и порядок
Стихи 1922 г.
Главная улица
Пугало
Советский часовой
Юной гвардии
Стихи 1923 г.
Кровавые долги
Любимому
Стихи 1925 г.
Снежинки
Стихи 1926 г.
На ленинский маяк!
Неповторимые
Товарищ борода
Стихи 1927 г.
«Да, вспомнить есть о чем...»
Никто не знал
Читают Демьяна Бедного
Стихи 1928 г.
Черта с два!
Стихи 1929 г.
Басову-Верхоянцеву
Нас побить, побить хотели!
Стихи 1930 г.
Диво-дивное, коллективное
Стихи 1931 г.
О писательском труде
Перекопская
Смелей!
Стихи 1932 г.
Пороги
Стихи 1933 г.
Еж
Лодырский паек
Неизлечимый
Пчела
Стихи 1934 г.
Даем!!
Наша родина
Стихи 1935 г.
Живое звено
Кого мы били
Обороняться, значит — бить!..
Стихи 1936 г.
А такие типы есть!
Первое слово
Художник, боец, друг
Стихи 1941 г.
Анка-партизанка
Гитлер и смерть
Прилетела ворона издалеча — какова птица, такова ей и встреча
Счастливый Бенито
Я верю в свой народ
Стихи 1942 г.
Боевой зарок
Боевой сигнал
Помянем, братья, старину!
Ярость
Стихи 1943 г.
Месть
Салют победителям
Стихи 1944 г.
Ленин — с нами!
Освободителям
Стихи 1945 г.
Автоэпитафия
Побежденное варварство

Демьян Бедный

Ефим Алексеевич Придворов (Демьян Бедный) (1 (13) апреля 1883, д. Губовка, Херсонская губерния — 25 мая 1945, г. Москва) — русский поэт, писатель, общественный деятель, публицист.

Придворов родился в крестьянской семье в маленькой деревне Губовка. Как отмечают историки, его детство было тяжелым и смутным. Когда в семье старшего Придворова родился сын, он уехал в Елизаветоград на заработки. Именно здесь будущий поэт и провел первые годы своего детства. В семь лет он вернулся в родную деревню. Испытал голод, нужду, побои от родителей. Единственным родным человеком для мальчика оставался его дед. Дед Софрон был мудрым начитанным человеком, отличался душевной чистотой и искренней привязанностью к внуку. О нем будущий Демьян Бедный не раз будет вспоминать в своих стихотворениях, как о своем первом наставнике.

Начальное образование Придворов получил в сельской школе. Окончив ее, Ефим поступил в Киевскую военно-фельдшерскую школу. Здесь ему очень нравилось учиться. Любознательный и не по годам развитый подросток с увлечением читал произведения многих авторов, в том числе и Грибоедова, Крылова, Лермонтова, Пушкина, Некрасова. В эти же годы Ефим Придворов предпринял первую попытку писать. В конце 1890-х и начале 1900-х годов в киевских изданиях появились его первые, очень слабые, как отмечают исследователи, подражательные стихотворения. Несколько из них опубликовало "Киевское слово" в 1899 году, одно стихотворение увидело свет в "Сборнике русских поэтов и поэтесс" в 1901 году.

Окончив военно-фельдшерскую школу, Придворов ушел в армию. Военная служба тяготила поэта. Юноша мечтал о скорейшем возвращении для того, чтобы поступить в высшее учебное заведение. Ефим сдает экстерном экзамены за 8 неоконченных им классов начальной гимназии, получает заветный аттестат зрелости для того, чтобы в 1904 году стать студентом историко-филологического факультета Петербургского университета. Учеба Придворова в университете нравилась студенту все больше. Это время совпало с нарастанием в царской еще России освободительного движения. Революционный подъем оказал влияние на жизнь студенчества и Ефима Придворова, в частности. Студенты разделяли взгляды пролетариата в борьбе с самодержавием. Передовая молодежь повлияла на поэта в значительной степени, и вскоре общественная и политическая позиция Придворова коренным образом изменилась в своих миролюбивых обывательских настроениях. Эти настроения прививали ему армия, царская военная школа. За четыре года новой жизни и новых встреч он полностью изменил свое отношение к царизму.

В 1907 году Придворов познакомился с поэтом-народником Якубовичем. Этот человек сыграл не последнюю роль в его жизни. В 1908 году поэт начал переписываться с В. Д. Бонч-Бруевичем, большевиком, революционером. Все это время Придворов старался работать в литературной сфере, опубликовал свои стихи в январе 1909 года в издании «Русское богатство». В 1910 году после длительной переписки Придворов встретился с Бонч-Бруевичем, а через год умер его друг Якубович.

После первой русской революции в творчестве поэта усиливается пафос демократических идей. Уже в этих работах, в которых прямо обличалось самодержавие и его зверские расправы с народными массами, была заметна надежда на "конец лихолетья", на грядущие перемены в общественной жизни России. Придворов был воодушевлен царившим в стране революционным подъемом, его подкрепляла глубокая вера в победу рабоче-крестьянского класса. Именно поэтому некоторые из ранних стихотворений Придворова были отклонены или запрещены цензурой, и вместо издания «Русское богатство» поэтические работы появились в газете "Звезда" гораздо позже.

Тем не менее, во время столыпинской реакции поэт до конца не осознавал сложности социальных противоречий в реальном мире, не выходил в своей поэзии за рамки общедемократических позиций. Характер и особенности будущей революции не были ему понятны. Когда случилось его сближение с большевистской печатью, а впоследствии и с партией, было сформировано его мировоззрение, как пролетарского поэта. Писателя-демократа Придворова больше не существовало, его сменил поэт Демьян Бедный. Именно такой псевдоним взял себе Ефим Алексеевич. С 1911 года связь его с большевистскими изданиями укрепилась, Д. Бедный активно сотрудничал в газете "Звезда".

В 1912 - 1914 годах пролетарская литература стала испытывать подъем. Перед тем, как разразилась первая империалистическая война вокруг большевистских изданий, в газете "Звезда" работали передовые пролетарские литераторы: Богданов, Гмырев-Михайлов, Зилов и многие другие. Эта среда стала привычной и для Д.Бедного.

Влияние большевистской прессы в идейном плане на поэта Придворова было огромным. Его близкое общение с сотрудниками большевистской "Звезды", беседы и споры с ними, чтение работ Ленина и Сталина оказывали воздействие на него не только как на молодого поэта, но и общественного деятеля. Именно в "Звезде", а впоследствии и в "Правде" талант Демьяна Бедного сформируется окончательно. Творчество Демьяна Бедного перед первой мировой войной разительно отличалась от ранних поэтических работ. Его гражданская лирика утратила характерную для раннего Придворова абстрактность. Отныне в его поэзии ощущалось более глубокое понимание социальных общественных резонансов. Поэт проникнулся идейными большевистскими взглядами, осознал руководящую роль пролетариата в освободительной борьбе. На событие «ленинского» расстрела Демьян Бедный написал стихотворение "Лена", в котором гневно требовал возмездия царским властям. В первом номере газеты "Правды" появился стих поэта "Полна страданий наших чаша...".

Неудивительно, что в этот период ведущим жанром в творчестве Придворова была сатира. Басенный жанр был острым, действенным оружием в войне пролетариата со своими классовыми врагами. В эти годы Горький работает над своими сатирическими "Русскими сказками", и поэт Демьян Бедный, подобно Горькому, использует эффективное оружие жанра сатиры. Круг тем в его творчестве и идей в его произведениях перед первой мировой войной был очень широк. Все значительные явления общественно-политической жизни России поэт освещал в своем творчестве, ни одно событие не ускользало от его внимания. Тяжелое положение пролетариата и крестьянства, беспощадная эксплуатация их нашли отражение в работах "Гастроном", "Молоко", "Пари", "Ложка". Распри между крестьянством и чиновниками, крестьянством и царскими властями отразилась в "Притоне", "Хороводе". Подъем народа, понимание борьбы, как средства изменить жизнь к лучшему, нашли отражение в произведениях "Май", "Гипнотизер", "Лапоть и сапог", "Народник", "Поют". Тема большевиков и их оппортунистов, критика меньшевиков-ликвидаторов проявилась в сочинениях Демьяна Бедного "Кукушка", "Ерши и вьюны", "Бунтующие зайцы", "Кашевары", "Слепой и фонарь". Собственный взгляд на полицейско-самодержавный режим автор выразил в баснях "Гастролер", "Натуралист", "Столп отечества", "Трибун".

В годы революции Бедный был уже непоколебимым большевиком. Поэзия его 1914 - 1917 годов отражает чисто большевистский взгляд на причины, сущность и характер мировой войны.

До 1915 года Демьян Бедный служил фельдшером на Западном фронте. Вернувшись к мирной жизни, он стал налаживать связи с подпольщиками-большевиками. Произошло его знакомство и сближение с писателем Горьким, который в военные годы возглавлял и направлял пролетарскую литературу.

Сотрудничал Придворов с Горьким, Серафимовичем. Писал критические статьи на продажную литературу, так называемую «буржуазную». Активно продвигал в обществе большевистские идеи.

Много работал в годы войны, в том числе и гражданской, над переводами эзоповских басен. Из всех шедевров античного баснописца Бедный стремился выбирать такие, которые бы раскрывали актуальные для современности проблемы, басни «на злобу дня».

Как представитель большевистской прессы, Демьян Бедный во время войны заслужил пристальное внимание цензуры к его трудам. Для обхода ее рамок поэт использовал всевозможные легальные возможности, посылал невинные стихи в буржуазные журналы, такие как "Жизнь для всех", "Современный мир". Басню "Пушка и соха" Придворов разместил в кооперативном издании "Объединение". Тем не менее, большая часть его произведений до революции просто не могла увидеть свет. Только после установившегося большевистского режима появились «Усы да борода», «Морока» и многие другие хлесткие произведения Придворова.

Временное правительство, на которые даже не возлагал надежды Демьян Бедный, сохраняло политику царского режима. В своем творчестве Бедный пропагандировал революционные идеи все время, от февраля до октября 1917 года. Сатира Ефима Алексеевича стала в этот период все более острой, а круг тем и образов значительно расширился. Усилился «боевой наступательный дух» произведений пролетарского поэта Бедного. Кроме обличительных басен поэт пробовал создавать едкие фельетоны в стихотворной форме, памфлеты, эпиграммы, песни ("Народная примета", "Петельки", "Социал-заики", "Либердан" и др.), которые неприкрыто критиковали и политику Временного правительства, и тот народ, который эту политику поддерживал.

В 1920-е годы Бедный пережил творческий расцвет. Его называли самым "массовым" литератором в своем Отечестве, Луначарский, Троцкий отзывались высоко о таланте "товарища Демьяна".

В период с 1918 по 1920 год Придворов работал на фронтах гражданской войны. Много писал, публиковал в различных изданиях свои работы. В 1922 году вышли «Избранные сочинения» в одном томе. Завершил Придворов работу над поэмой «Главная улица». Через год в 1923 году поэт и писатель был награжден орденом Красного знамени.

В 1925 году Демьян бедный издал Полное собрание собственных сочинений. В декабре 1930 года появилось специальное Постановление ЦК ВКП(б), которое раскритиковало стихотворные фельетоны "Без посуды" и "Слезай с печки" Придворова. Не понравилось властям то, что "лень" и "сидение на печке" поэт назвал чуть ли ни "национальной чертой русских". Официальная опала усугубилась, несмотря на выход в 1936 году стихотворения "Пощады нет!". В нем автор намеревался вернуть расположение большевиков, обличив "врагов народа" Каменева и Зиновьева. Работал Демьян Бедный и над либретто "Богатыри" (музыку написал А.П.Бородин), высмеивающим крещение Древней Руси. Постановка была запрещена после премьеры в Камерном театре Таирова. Басня "Борись или умирай", написанная Придворовым, была жестко раскритикована Сталиным. В 1938 году опала завершилась исключением литератора из партии и запретом на публикацию его работ. В партии Демьяна Бедного восстановили посмертно в 1965 году. Последние годы жизни он жил на средства, полученные от продажи книг из своей библиотеки.

В годы Великой Отечественной войны Придворова стали печатать. Вышло в печати стихотворение "Я верю в свой народ". Газеты публиковали его песни, антифашистские басни, памфлеты. Среди них – «Анна-партизанка», "Гитлер и смерть", "Ярость", "Помянем, братья, старину!". В мае 1945 года Бедный работал над воззванием "Побежденное варварство" и собственной "Автоэпитафией".

Поэзии его присущи необыкновенное богатство и яркая выразительность лексики. Это неоднократно подмечал Горький, отмечая в Бедном отличный лексикон, знания в области фольклора, народных афоризмов, церковнославянского языка. Речь различных стилей широко применяет поэт для обрисовки своих героев. Язык рабочих, крестьян, солдат по своей лексике совпадает с авторской речью. Диалектизмы, внелитературная лексика свойственны отрицательным персонажам. Вклад его в советскую и русскую литературу огромен. Скончался Ефим Алексеевич в Москве 25 мая 1945 года.


Годы | Стиль | Автор
Библиотека русской поэзии
Все поэты