Стихи 1928 г.
«За днями дни... Дела, заботы, скука...»
Сеннаар
Элегия
Стихи 1931 г.
«Берег скалистый высок...»
«Индия! Таинственное имя...»
«Может быть, тихою раковиной...»
«Ослепительным ветром мая...»
«Пламенея над городом белым...»
Стихи 1932 г.
«Мой город, мрачный, как власяница...»
«Не помним ни страстей, ни горя, ни обид мы...»
Самое первое об этом
Тёмные грёзы оковывать метром
Стихи 1933 г.
В музее
Каменный старец. Триптих
«Люди любили не нашей любовью...»
«Осень! Свобода!.. Сухого жнивья кругозор...»
«Предваряю золотые смолы...»
Серебряная ночь пророка
Со свечой
Стихи 1934 г.
«Бенарес! Негаснущая радуга...»
Из дневника
«Лёгким бризом колышимые...»
Мадленские пещеры
«На берег вышла. Солнце тканью...»
«На орлиных высотах Непала...»
«Над Нерусой ходят грозы...»
Палестинская мелодия
«Русские зодчие строили прежде...»
Танго
Титурэль
Стихи 1935 г.
Бар-Иегуда Пражский
«Бор, крыши, скалы - в морозном дыме...»
«Где не мчался ни один наездник...»
Гумилёв
Дикий берег
«Когда былых миров оранжевые зори...»
Миларайба
«Милый друг мой, не жалей о старом...»
«Мне радостно обнять чеканкой строк...»
Могила М. Волошина
«Нет, младенчество было счастливым...»
«Порхают ли птицы, играют ли дети...»
«Ты осужден. Молчи. Неумолимый рок...»
Шквал
«Я вздрогнул: ночь? рассвет?..»
«Я уходил за городскую стражу...»
Язык любви
Стихи 1936 г.
Брянские леса
«В белых платочках и в юбках алых...»
«Весёлым, как вечный мальчишка...»
Грибоедов
«Есть кодекс прав несовершеннолетних...»
«Ещё не брезжило. В лесу шуршала осень...»
«Лес не прошумит уже ни жалоб, ни хвалы...»
«На день восьмой открылся путь чугунный...»
«Над зыбью стольких лет незыблемо одна...»
«Неистощим, беспощаден...»
«Нет, не юность обширная...»
«Но Запад прав: мы – дикари, мы – дети...»
Ночлег
«Ночь снизошла, всю ложь опровергая...»
«Она читает в гамаке...»
Плотогон
«По вечерам, по чистым вечерам...»
«С бдящими бодрствует Ангел. - Не спи...»
«Холодеющий дух с востока...»
Стихи 1937 г.
Базар
В ночных переулках
«Вижу, как строится. Слышу, как рушится...»
«Вот, бродяжье мое полугодье...»
«Дух мой выкорчеван. Всё мало...»
«Еще, в плену запечатанных колб...»
«И "Вечную память" я вспомнил...»
Из погибшей рукописи
К открытию памятника
«Как участь эта легка...»
Одержание
Памяти друга
Праздничный марш
«Сколько рек в тиши лесного края...»
«Сколько ты миновал рождений...»
Товарищ
«Тоскуя по древне-забытому краю...»
«Утро. Изморось. Горечь сырая...»
«Чтоб лететь к невозможной отчизне...»
«Я был предуведомлен, что опасно...»
Стихи 1939 г.
Двенадцать евангелий
Дивичорская богиня
«Есть строки Памяти, - не истребить, не сжечь их...»
Заходящему солнцу
Изобилие
«Как не любить мне колыбели...»
Карнавал
«Над талыми кровлями ранней весной...»
«Ночь горька в уединённом доме...»
«Тесен дом мой у обрыва...»
«Чуть колышется в зное...»
Эринии
Стихи 1940 г.
Монумент
Хлебников
Стихи 1941 г.
«А сердце еще не сгорело в страданье...»
«Враг за врагом...»
«Вы, реки сонные...»
Госпоже города
«Не блещут кремлевские звезды...»
«Поздний день мой будет тих и сух...»
Саморазрушение
«Спокойна трезвенность моей прощальной схимы...»
«Я в двадцать лет бродил, как умерший...»
Стихи 1942 г.
Andante
Беженцы
«В жгучий год, когда сбирает родина...»
«Воздушным, играющим гением...»
«Другу ли скажешь - нахмурится, вздрогнет...»
«Есть правда жестокая в подвиге ратном...»
«И не избавил город знойный...»
«Какое благовоние...»
«Когда на нас военная зима...»
«Кто там: медуза? маленький краб ли...»
«Мы возвращались с диких нагорий...»
Над городом
«О, не всё ль равно, что дума строгая...»
«Оранжевой отмелью, отмелью белой...»
«Подновлен румяным гримом...»
Последнему другу
«Свеча догорает. Я знаю...»
«Свисток. Степную станцию готов оставить поезд...»
«Сном, мимолётным, как слово...»
Третий уицраор
У гробницы
«Убирая завтрак утренний...»
«Усни, - ты устала... Гроза отгремела...»
«Я любил эти детские губы...»
«Я не знаю, какие долины...»
«Я помню вечер в южном городе...»
Стихи 1944 г.
«Вот блаженство - ранью заревою...»
«Запах мимозы: песчаные почвы...»
«Из шумных, шустрых, пестрых слов...»
«Мчатся гимны, звенят...»
Романтический запев
«Сквозь жизнь ты шел в наглазниках. Пора бы...»
Холод пространств
Стихи 1945 г.
Велга
Голос из цитадели
Измена
«Когда ещё помедлил раз...»
«Наитье зоркое привыкло...»
«Предоставь себя ночи метельной...»
Пропулк
Следы
«Стих...Толк...»
Стихи 1946 г.
Болото
«В каких морях рождённая волнами...»
«Если б судьба даровала - при драгоценных и близких...»
«Но папоротник абажура...»
«Собрав ребят с околицы, с гумна, из душной хаты...»
«Утро за утром - всё лучезарней...»
Стихи 1947 г.
«Вечер над городом снежным...»
Древнее
«Тот...»
«Я умирал травой и птицей...»
Стихи 1949 г.
«Ах, как весело разуться в день весенний!...»
«Безучастно глаза миллионов скользнут...»
Восхождение Москвы
«Выходила из жгучей Гашшарвы...»
«Другие твердят о сегодняшнем дне...»
«Еще не взошли времена...»
«За детство - крылатое, звонкое детство...»
«Нет...»
Разрыв
Сочельник
Стансы
Стихи 1950 г.
Aphrodite Pandemion
Александрийский век
Александру Блоку
Александру Коваленскому
Без заслуг
Библиотека
Большой театр
«Будущий день не уловишь сетью...»
«Бурей и свободою шумно маня...»
«В нелюдимом углу долины...»
В отблесках голубого сияния
В Третьяковской галерее
В тумане
Василий Блаженный
Весельчак
Весной с холма
«Вина - во мне. Я предал сам...»
Вместо эпилога
Во мху
Вовсе не шутя
«Всё, что слышится в наших песнях...»
Встреча с Блоком
Вторая вестница
Глаза рук
«Грудь колесом, в литой броне медалей...»
Гуси
Даймону
Другу юности, которого нет в живых
Другу юности, которого нет в живых
Другу юности, которого нет в живых (Последнее)
«Если б с древней громады...»
«Если вслушаешься в голоса ветра...»
«Если ты просветлил свою кровь...»
«Есть праздник у русской природы...»
«Звезда ли вдали? Костер ли?...»
Звезда морей
«И воздух, поющий ветрами...»
«И, расторгнув наши руки...»
Иерархия
«Из года в год, в густом саду...»
Ирудрана
«Исчезли стены разбегающиеся...»
«Как чутко ни сосредотачиваю...»
Кароссе Дингре
«Когда не ради наслаждения...»
«Когда несносен станет гам...»
«Когда уснёт мой шумный дом...»
Концертный зал
«Лёвушка! Спрячь боевые медали...»
«Леший старый ли, серый волк ли...»
Ливень
Лиурна
Лопух
Лунная мелодия
Марево
Мишка
«Моею лодочкою...»
«Мы прикоснулись, как Антей...»
На балконе
На перевозе
Не Дуггур ли?
«Не из хроник столетий, не из дымки преданья...»
«Не летописью о любви...»
«Не мнишь ли ты, что эгоизм и страх...»
«Не о комбайнах...»
«Нет, - то не тень раздумий книжных...»
«Нет, не боюсь языческого лика я...»
«Но, как минута внезапной казни...»
«О, не так величава - широкою поймой цветущею...»
Обсерватория. Туманность Андромеды
Окончание школы
«Острым булатом расплат и потерь...»
Первая вестница
Перед «Поверженным демоном» Врубеля
Перед глухою деревней
«Плывя к закату, перистое облако...»
Подмена
«Порой мне брезжила отрада...»
Привал
Приснодеве-Матери
«Приувязав мое младенчество...»
Пробуждение
«Разве это - монашество?...»
Размах
Русские октавы
С жестокостью зрелых лет
Серая травка
Синклиты
Сквозь перезвон рифм
Соловьиная ночь
«Станут к вечеру алы...»
Старый дом
Стихиали Фальторы
Так было
«Так лучистая Звезда Скитаний...»
Танцы внизу
«Ткали в Китеже-граде...»
У памятника Пушкину
У стен Кремля. Триптих
«Уж не грустя прощальной грустью...»
Уличные волшебники
«Утро обрамляет расчерченный план...»
Художественному театру
Шабаш
Юношеское
«Я люблю - не о спящей царевне...»
«Я не один. Друзья везде...»
«Я слышу четче с каждым годом...»
Ягодки
Стихи 1951 г.
«Видно в раскрытые окна веры...»
Гении
Гипер-пэон
Её голос
«О, тихая полночь! - Узор...»
Танцы вверху
Чаша
Шествие
«Я любил тебя горчайшею из дружб...»
«Я не отверг гонца метельного...»
Яросвету - Демиургу России
Стихи 1952 г.
«Менялись столетья. Открытые створы...»
«Мы на завтрашний день...»
«Перед близким утром кровавым...»
Сумрачные скалы ...
«Часы, часы ласкать глазами...»
Стихи 1953 г.
«Девятнадцать веков восхожденья...»
Из Гёте
«Из обездоленности...»
«Я мог бы рассказывать без конца...»
Стихи 1954 г.
«То цветущими вишнями...»
Стихи 1955 г.
Арашамф
«Бог ведает, чем совершенны...»
Ватсалья
«Все упованье, все утешенье...»
Готимна
Гридруттва
Даймоны
Ещё к «Афродите Всенародной»
«Золотом луговых убранств...»
«Зорькой проснешься - батюшки, где я?...»
«И отошел Он...»
Ирольн
«Когда не разделишь в клокочущем шторме...»
Манику
«Медленно зреют образы в сердце...»
Метакультуры
«На холм Демиург всероссийский ступил...»
«Не ради звонкой красоты...»
Нэртис
О старшем брате
Олирна
Орлионтана
Полет
«Предчувствую небывалые храмы...»
Родомыслы
Сорадовательнице мира
«Спасибо за игры вам, резвые рыбы...»
«Таится дрёмный мир сказаний...»
Файр
«Хвойным покровом...»
Шаданакар
Эльдорадо
Стихи 1956 г.
«О, превышающий ангелов! Страшно...»
Святая Россия
Сквозь тюремные стены
«Странно поверить, трудно постичь...»
Стихи 1957 г.
«В дни, когда светозарно и мирно...»
«И гудели вьюжными зимниками...»
О полузабытых
«Они молились за многошумное...»
Птички
«Создал сначала для родины сын...»
«Это свершилось в начале пути...»
«Я люблю направлять наши мысленные...»
Стихи 1958 г.
«В этот вечер, что тянется, черный...»
Дома
Затомисы
«Здесь - уицраор...»
«Когда-то раньше, в расцвете сил...»
«Не как панцирь, броня иль кираса...»
«Ты еще драгоценней...»
Уснорм

Даниил Андреев

Андреев Даниил Леонидович (2 ноября 1906, г. Берлин, Германия — 30 марта 1959, г. Москва) — русский поэт, талантливый писатель, мистик, философ.

Даниил Андреев родился в семье именитого писателя Леонида Андреева. Мать будущего поэта, Александра Михайловна, урожденная Велигорская, приходилась внучкой знаменитому украинскому поэту Тарасу Шевченко. Она трагически умерла через несколько недель после рождения сына, и будущего поэта берет на воспитание тетка Елизавета Михайловна Доброва, которая была Даниилу крестной матерью. Доброва была женой доктора Филиппа Александровича Доброва. Вся семья проживала в Москве.

Детство Леонид Андреев провел преимущественно в Москве, иногда мальчика забирал к себе в Германию отец. По другим данным, воспитанием ребенка занималась бабушка поэта, у которой он жил до шести лет. В бабушкином доме сохранялись добрые традиции православия, которые Андреев впитывал с самого детства. Первые литературные опыты отражали стремление Даниила познать историю своего Отечества, а также стойкую расположенность к мифологической и космологической сфере.

В 1908 году отец Даниила женился на Анне Ильиничне Денисевич. Отношения с мачехой у семейства Добровых не складывались, а с детьми от второго брака своего отца не мог найти общий язык сам Даниил. В 1914 году мальчик посетил своего отца в Финляндии. В это время Даниил уже четко определяется с желанием в дальнейшем жить у Добровых. В 1916 году будущий поэт увидел отца в последний раз.

Он учился в гимназии, но обучение неожиданно прервала революция 1917 года. Получить начальное образование мальчик смог только после гражданской войны. Гимназия за это время превратилась в советское учебное заведение. До революции там практиковалось совместное обучение. После октябрьского переворота гимназия из учреждения имени Репмана превратилась в 90-ю московскую советскую школу. В 1923 году Андреев окончил гимназию и поступил в Литературный институт. Здесь поэт провел только три года. Закончить обучение преждевременно Даниил Леонидович решил сам. В это время он писал рецензии для изданий в столице «Федерация писателей» и «Круг». Занимался публицистикой, писал очерки для детской литературы. Работу над сборником «Реквием» Андреев начал в 1923 году. Поэт редактировал издание, посвященное десятилетию со дня смерти своего отца Леонида Андреева. В книгу вошли воспоминания о поэте Вересаеве, некоторые письма и неопубликованные отрывки из дневника старшего Андреева. «Федерация писателей» выпустила сборник в 1930 году.

Андреев получал средства с творческого наследства своего знаменитого отца. Отчисления приходили с прозаических произведений, также Андреев получал отчисления с пьес, которые регулярно ставились в провинциальных театрах.

В 1932 году Андреев некоторое время работал на заводе «Динамо» в редакторском отделе издания «Мотор». После этого Андреев пытался работать в московских музеях. В 1935 году он устроился на работу оформителем-шрифтовиком.

Юношеские духовные поиски самого себя и понимание окружающего мира поэта были непростыми. Он чувствовал разрыв с эпохой революции, поэтому не желал печататься в это время. Литературная деятельность больше не занимала юношу. Он не публиковал свои произведения, хотя продолжал иногда писать.

Еще учась в институте, Андреев женился на Александре Гублер. Семейная жизнь продлилась недолго, в феврале 1927 года пара вынуждена была расстаться. До 1942 года Андреев снова жил у Добровых. В 1941 году умерла Елизавета Михайловна Доброва, а в 1942 году и сам Добров.

На второй год после начала Отечественной войны Андреев ушел в армию. Поэт состоял в похоронной команде, работал санитаром, а также художником-оформителем. После демобилизации Андреев прожил на воле только год, после чего был арестован за антисоветскую деятельность. Арестовали Андреева вместе с женой в 1947 году. Поэту приписывали покушение на Сталина. Советской власти было известно о существовании рукописи «Странники ночи». Все те, кто читал ее или кого подозревали в хранении списанных с рукописи отрывков произведения, были арестованы один за другим. Власти сожгли оригинал рукописи.

Поэту дали 25 лет заключения и поместили во Владимирскую тюрьму. Аллу Александровну, на которой Андреев женился еще в 1937 году, тоже арестовали. Он была определена в лагерь в Мордовии. В тюрьме Андреев начал работать еще больше. Он трудился над поэмами, которые впоследствии мир увидел в сборнике «Русские боги». Тогда же он начал работу над знаменитым произведением «Роза мира». Андреев сделал черновые наброски трактата.

В 1954 дело Андреева было пересмотрено и срок заключения сокращен до 10 лет. Его освободили только в апреле 1957 года, когда Даниил Леонидович был уже тяжело болен. Умер Андреев в Москве 30 марта 1959 года.

Находясь в заключении, поэт много работал над своими фундаментальными творениями. К ним относят «Розу мира», «Железную мистерию» и «Русских богов». К финалу работы над произведениями Андреев приблизился только после выхода на свободу. Сборник стихотворений и поэм под названием «Русские боги» так и остался недописанным.

Произведения Андреева не опубликованы полностью. Но три главные книги — это уже упомянутые «Русские боги», «Роза Мира» и «Железная мистерия», напечатаны в авторской редакции. Даниил Андреев относится к наиболее сложным и многогранным писателям XX века. Мало того что он мистик-визионер и поэт-новатор, Андреев был также ученым-мыслителем. Его произведения на паритетных началах объединили религию, науку и искусство.

Визионерство и мистицизм писателя и поэта, их достоверность нельзя ни в коем случае подвергать сомнению. В 15 лет Андрееву являлось видение «небесного Кремля». Часто видения, которые посещали его во Владимирской тюрьме, не поддаются объяснению. Поэт создает странную космологию, как, впрочем, и следующие названия и термины: уицраор, энроф, Жругр, шаданакар, Олирна, Навна. Андреев искренне верил, что именно эти образы составляют объективную реальность. Складывается впечатление, что поэт не создавал их, а фиксировал на бумаге по следам своих видений. Увиденное Андреев воспринимал как волшебное откровение. Как и композитор А. Скрябин, который верил в свое божественное начало и вел в своей музыке людей к счастью, Даниил Андреев открыл в своих произведениях мистические прозрения и объективный опыт собственных духовных исканий. На грани девятнадцатого и двадцатого столетий они были наиболее острыми.

Характерные особенности мистико-поэтической метафилософии, которая раскрылась в творчестве Андреева, в окончательном созревании и оформлении этих образов получили второе рождение и стали откликом на события первой половины XX века. Очень многое из того, о чем писал Андреев, стало сбываться в реальности. Откровения, высказанные в произведениях Андреева, оказались пророческими. С публицистической и поэтической точки зрения они тоже чрезвычайно весомы.

В лиро-эпическом произведении «Песнь о Монсальвате» были обозначены ключевые темы поэтической и религиозно-философской позиции Андреева. Философские религиозно-космические построения поэта-проповедника берут начало в христианских средневековых легендах и преданиях, которые нуждались в новой, современной интерпретации. Эта интерпретация невозможна без поэтической фантазии, без глубокого проникновения за грань зримых миров.

В драматическом произведении «Утренняя оратория», написанном в 1951 году, в «Мировой Сальватэрре», которая является высшим, по Андрееву, триединством миров, звенят голоса демиургов, мужественных народоводителей Древнего Двуречья. Это великий эллино-римский сверхнарод, который живет на Индийской земле, на Древнем Востоке, в странах Запада, существует в мистическом подсознании поэта. В формуле всечеловеческого единства Андреев отдает предпочтение русской метакультуре и в частности народоводителю Яросвету, который обозначает торжественный переход от язычества к христианству. В финале Яросвет дает князю Владимиру наставление взять на себя долг быть «первым родомыслом» России.

В «Розе Мира» Андреев делает попытку соотнести различные национальные культуры, тонко уловить созвучие между ними в религиозной сфере. И автор понимает, что наиболее близкий для него национальный вариант — это русский, то есть православный.

«Терминология» Даниила Леонидовича необычна и сюрреальна, но без нее просто не получится ориентироваться в представленной автором системе запредельных миров, которые определяют ход православной метаистории. Андреев придумывает и расставляет слова-обозначения, как «чертеж» космоса у Данте. Например, брамфатура — у Андреева система разноматериальных слоев, которые проникают в небесные тела, шаданакар — это брамфатура нашей планеты, затомисы — самые высшие слои межнациональной культуры, шрастры — подземные материальные слои инопланетного характера.

Даниил Леонидович создал особенную «разнородовую» трилогию, в которой оповестил о проблемах и судьбах русской метакультуры. Трактаты и проповеди, объединенные в «Розе Мира», своим названием утверждают ее всемирный характер. Цикл «Русские боги» наиболее полно и раскрыто повествует о метаистории России. Эпический лейтмотив здесь подчинен лирическому, толкая в область воспоминаний об интонации ветхозаветных и апокалипсических изданий.

«Железная мистерия» — это андреевское драматическое произведение, которое раскрывает лишь один, наиболее кризисный этап русской метаистории, который начинается с 1917 года. Попытка автора «вывести на сцену» войну сил из надземных, незримых и подземных миров помогает не только показать чудовищные гротески контрастной русской истории этих лет, но и спрогнозировать будущие события. Они произошли после кончины автора. Апокалипсический исход великой страны, а также преодоление «железной мистерии» и заветное возвращение к небу, благодаря которому Россия станет прекрасным лепестком в Розе мира.

Андреев никогда не пропагандировал свои философские воззрения, тем не менее с огромным интересом участвовал в возникающих идеологических и теологических дискуссиях. Он проявлял поистине великие знания при обсуждении вопросов буддизма, а также многих иных разновидностей религиозно-философских учений, которые возникли на буддистской почве. Андрееву инкриминировалось авторство творения «Странники ночи», которое построено на жарких диалогах двух персонажей — Глинского и Серпуховского. Один говорит, что изменение нынешнего строя может идти исключительно путем крайнего экстремизма, другой выступает за более цивилизованный парламентский путь реформ.

Всю свою жизнь Андреев очень много читал, предпочитая литературу исторического и мемуарного характера. Он знакомился с биографиями выдающихся деятелей «всех времен и народов», которые в свое время опубликовал Павленков. Сдержанный в своих эмоциях, поэт делал едкие саркастические замечания по поводу имен в прочитанных биографиях. Отмечают, что после этого Андреев стал участником и вдохновителем создания книги «Новейший Плутарх».


Даниил Андреев
Даниил Андреев
[20 октября 1906 - 30 марта 1959]
Помогите библиотеке
Помощь библиотеке
Проза
Роза Мира
Письма
Письма из прошлого. Вадим и мы: продолжение знакомства
Фрагменты из переписки Д.Л. Андреева и из воспоминаний о нём
Биография
Автобиография красноармейца Андреева Даниила Леонидовича
Об авторе
Андреева А.А. Суть его жизни
Биографическая справка
Биография
Василенко В.М. Далёкие ночи
Даниил Андреев и современность
Жизнь Даниила Андреева, рассказанная его женой
Иванова Л.В. - Семейные корни Даниила Андреева
Казачков А.И. - О переводе «Розы Мира» на испанский язык
Кутейникова А. Архив Д.Л. Андреева
Открытие мемориальной доски в честь Д.Л.Андреева
Павлова Г.Н. - Трубчевск и трубчане в жизни и творчестве Даниила Андреева
Пантелеев Ю.И. - Русский пророк
Рукописи горят! (Интервью)
Сорокина В. Листая ранние тетради.
Усова И.В. Даниил Леонидович Андреев в моей жизни
Шафаревич И.Р. - О Данииле Андрееве
Подписывайтесь

Стихи и поэты.
людям нравится
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Реклама
Годы | Стиль | Автор
Библиотека русской поэзии
Все поэты