Аксаков Иван Сергеевич

Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886), русский публицист, редактор-издатель, поэт и критик, один из идеологов славянофильства.

Сын писателя С.Т. Аксакова. Родился 26 сентября (8 октября) 1823 в с. Куроедово (Надежино) Белебеевского уезда Оренбургской губ. В 1826-1838 с перерывами жил с семьей в Москве, где получил домашнее образование. В 1842 окончил петербургское Училище правоведения и в 1842-1843 служил в московском 6-м (уголовном) департаменте Сената, в память об этом периоде написана мистерия «Жизнь чиновника» (1843; опубл. 1861 в Лондоне), восхваляющая мужество одинокого борца с бюрократизмом и разочарование в эффективности государственной службы. Однако, не смотря на это службу Аксаков не оставил, лишь сменив место службы «ища деятельности более живой и практически полезной». Сначала он перебрался в Калугу став там членом уголовной палаты, а в 1848 стал чиновником особых поручений при министерстве внутренних дел.

В 1852 г. Иван Сергеевич Аксаков окончательно вышел в отставку и посвятил себя журналистике, — с этих пор начинается его публицистическая деятельность, принесшая в конце столько славы, а рядом с нею, вплоть до самой смерти, и борьбы как с литературными врагами, так и с условиями цензуры. В 1852 в Москве под редакцией Аксакова вышел первый том «Московского сборника», объединивший «старших» и «младших» славянофилов и опубликовавший, среди прочего, некролог Н.В. Гоголя. В марте 1853 рукопись второго тома, как и само издание, были запрещены из-за статьи Аксакова о ярославской «общине ремесленников» как идеальном общественном устройстве. Ивану Аксакову было запрещение когда бы то ни было быть издателем или редактором журнала. В это же время Географическое Общество предложило ему командировку на юг, в Малороссию. Результатом поездки явилось «Исследование о торговле на украинских ярмарках», изданное на средства Общества, доставившее исследователю большую Константиновскую медаль и половинную Демидовскую премию от Академии Наук.

В 1855-1856, во время Крымской войны, вступил в Серпуховскую дружину, командуя отрядом московского ополчения (дошла до Бессарабии, в боях не участвовала). Путешествуя затем по Европе, в Лондоне встречался с А.И. Герценом (который, позднее разойдясь с Аксаковым из-за поддержки им политики царского правительства в Польше, говорил об этой встрече: «Мы с ним очень, очень сошлись…»), в славянских странах выступил инициатором создания Славянских благотворительных комитетов. По возвращении в Москву Аксаков стал управляющим конторой журнала «Сельское благоустройство», а в 1858-1859, после снятия запрета на редакторскую деятельность, — фактическим редактором журнала А.И. Кошелева «Русская беседа», который негласно редактировал с 1857.

С этого времени Иван Аксаков — ведущий славянофильский публицист, принявший тезис К.С. Аксакова о «нравственном равновесии» в Древней Руси и призывавший к формированию в России «общества» — всесословной «среды», одухотворенной внепартийным «народным сознанием», упраздняющей «ненародную» дворянскую интеллигенцию — придаток государственного аппарата — и распространяющей его привилегии «на все сословия». Смерть отца, болезнь и смерть брата надолго остановили деятельность Аксакова и лишь с середины 1861 г. вернулся он к литературе. С конца этого года начал выходить «День», имевший сначала огромный успех; но уже с июля 1862 г. под газетой стал подписываться Юрий Самарин. «День» просуществовал до конца 1865. С начала 1857 и по октябрь 1868 выходила аксаковская газета «Москва». «Москву» заменил «Москвич» того же И. С. Аксакова, но под другой подписью. Издания Аксакова столь часто преследовались властями и закрывались, что Аксакова называли «страстотерпцем цензуры всех эпох и направлений». Однако будучи близок к кругам московского купечества, будучи знаком с И.Ф. и Н.Ф. Мамонтовыми и известным издателем К.Т. Солдатенковым, Аксаков всегда ухитрялся изыскивать средства для новых изданий.

В конце 1860-х г. Иван Сергеевич Аксаков женился на фрейлине А. Ф. Тютчевой став зятем Ф.И. Тютчева. И, с закрытием газеты «Москвич», посвятил себя делам Московского Славянского Комитета, а также (с 1874 г.) занял место председателя совета Московского Купеческого Общества Взаимного Кредита, одним из инициаторов создания которого сам и являлся. На смерть своего зятя в 1873 году, Аксаков откликнулся биографическим очерком «Федор Иванович Тютчев» (1874), где развил полемическую концепцию «пушкинского» периода русской поэзии, заканчивающегося со смертью Тютчева. В то же время Аксаков публиковал медитативную и проникнутую славянофильским пафосом лирику в московских изданиях: («Мы все страдаем и тоскуем», «Странным чувством объята душа», «Русскому поэту», «Клеймо домашнего позора», «Усталых сил я долго не жалел», «Поэтическая вольность» (1845) и неоконченную поэму «Бродяга» (1846-1850), оказавшей влияние на поэму Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

В 1860-1880-е годы Иван Аксаков стремился осмыслить новые тенденции общественной жизни пореформенной России в свете идей К.С. Аксакова и А.С. Хомякова. Аксаков надеялся, что крестьянская реформа приведет к сближению сословий в России, а институт земства будет способствовать восстановлению органичности общественных связей, характерной, по убеждению славянофилов, для истории Руси. Аксаков предложил проект самоупразднения дворянства как сословия, отмены всех «искусственных разделений сословий» и распространения дворянских привилегий на все сословия России. Однако Аксаков вскоре утратил надежды на возможность быстрого достижения в России бессословной общественной гармонии, но продолжал выступать с критикой конституционализма. Требуемая либеральным дворянством конституция, по его убеждению, чужда народному духу и ведет к окончательному разрыву между народом и властью.

В 1878 Ивана Сергеевича Аксакова высылают из Москвы после выступления на собрании Московского славянского благотворительного общества с резкой критикой позиции российских дипломатов на Берлинском конгрессе 1878, согласившихся на раздел Болгарии и передачу части ее под власть Турции, что ущемило, по мнению Аксакова, интересы России после окончания русско-турецкой войны. Аксаков провёл несколько месяцев в селе Варварине, Юрьевского уезда, Владимирской губернии. Тем не менее, эта речь принесла Ивану Аксакову ораторскую славу и всемирную известность, увенчавшуюся кандидатурой его на болгарский престол, выдвинутой некоторыми болгарскими избирательными комитетами.

С ноября 1880 г. начала выходить «Русь». Весной 1885 г., утомленный душевно в физически, Иван Сергеевич приостановил свое издание и провёл несколько месяцев в Крыму. Он отдохнул там, но не излечился, — у него была болезнь сердца, от которой он и умер 27 января (8 февраля) 1886 года в Москве.

Сочинения Ивана Сергеевича Аксакова были изданы его женой в 7 томах. Кроме того, вышло 2 тома его переписки и собрание стихотворений.


Иван Аксаков
Иван Аксаков
[26 сентября 1823 - 27 января 1886]
Помогите библиотеке
Помощь библиотеке
Поэмы
Из поэмы «Бродяга»
Письма
Из писем
Переписка с Министерством Внутренних Дел о «Бродяге»
Примечание к докладной записке
Публицистика
Воззвание Кремьё, обращенное к евреям от лица «Всемирного Израильского Союза»
Еврейская агитация в Англии
Еще о воззвании «Всемирного Израильского Союза»
Желательно ли расселение евреев по всей России?
Иудаизм как всемирное явление
«Либералы» по поводу разгрома евреев
Не об эмансипации евреев следует толковать, а об эмансипации русских от евреев
Нормально ли положение евреев на нашем западе и юге, и их отношение к местному населению?
О кончине И. С. Тургенева
О Талмуде
О том, как бы обезвредить евреев для христианского народонаселения
Обезвредятся ли евреи, преобразовавшись в культурный слой?
Отчего евреям в России иметь ту равноправность, которой не дается нашим раскольникам?
По поводу статей Брафмана о кагале
Разбор циркулярного воззвания «Еврейского Всемирного Союза»
Следует ли дать евреям в России законодательные и административные права?
Федор Иванович Тютчев
Что такое «еврей» относительно христианской цивилизации?
Критика
Несколько слов о Гоголе
О рассказе Л. Н. Толстого «Чем люди живы»
Об издании в 1859 году газеты «Парус»
Речь о А. С. Пушкине
Речь о А.Ф. Гильфердинге, В.И. Дале и К.И. Невоструеве
Тургенев и молодые поэты
Об авторе
«...Москва и Русь одно и то же...»
Аксаков Иван Сергеевич
Аксаковы. Их жизнь и литературная деятельность
И. С. Аксаков: краткая справка
Константин и Иван Аксаковы
Народ, государство и общество
Наука как религия, или Религия как философия
«Печальник славянства»
Славянофилы и националисты
Суемудрие «Дня»
Тютчев и Аксаков в борьбе с цензурою
Честь России и Славянское дело
Подписывайтесь

Стихи и поэты.
людям нравится
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия Нравится Стихи и Поэзия
Реклама
Годы | Стиль | Автор
Библиотека русской поэзии
Все поэты